Живые души… от ТБМ

— Удивительна порой оценка спектаклей, — размышляет завлит Театра для детей и молодежи «На Большой Морской» (ТБМ) Татьяна Кудрякова. — Профессиональные критики — в восторге, а зритель откровенно скучает и покидает зал до окончания представления. И напротив: критики морщатся, а зрители рукоплещут.
А вот в оценке сатирической комедии «Чичиков» мнение критиков и зрителей совпало стопроцентно.- Сильнейшее впечатление! — таково мнение Натальи Старосельской, руководителя Всероссийского семинара театральных критиков, главного редактора журнала "Иные берега" (освещающего русскую культуру за рубежом) и шеф-редактора журнала "Страстной бульвар, 10" — изданий Союза театральных деятелей России. — Подобного уровня спектакли и в Москве появляются не чаще, чем раз за весь сезон. Тот самый случай, когда достигнута удивительная художественная целостность сценического полотна: ни одной случайной сцены, проходной роли, все подчинено четкой, внятной режиссерской мысли! Стильная и сложная сценография, изысканная пластика, множество режиссерских находок, замечательный актерский ансамбль — все это выделяет спектакль "Чичиков" из числа многих, которые доводится смотреть, и заставляет еще долго вспоминать отдельные эпизоды, персонажей. Вот она, подлинная радость для критика!

Аргументированное профессиональное мнение полностью совпало со зрительским восприятием "Чичикова" на главной театральной сцене города.

Чичикова играет заслуженный артист Украины Олег Флеер. Из многих ролей, сыгранных им, эта — особая. Он буквально вжился, можно сказать, перевоплотился в образ гоголевского героя, в полной мере оправдывая название спектакля. Потрясающая энергетика актера, нет, скорее, любезнейшего Павла Ивановича приковывает внимание зрителя с первых минут и далее, на всем протяжении постановки. В каждой сцене он потрясающе убедителен во всех проявлениях, что подтверждалось зрительскими аплодисментами.

С четой Маниловых (Матвей Черненко — Анастасия Жучкова-Иваненко) Павел Иванович — зеркальное отражение их прекраснодушия и обескураживающего романтизма. С Настасьей Петровной Коробочкой (великолепная работа заслуженной артистки АР Крым Жанны Терлецкой) в ее гостиной, являющей собой старинный фамильный сундук в пышных подушках, он проявляет чудеса изобретательности, упорства и поистине безграничного терпения в стремлении убедить "дубинноголовую" помещицу продать мертвые души. Едва уносит ноги от бесшабашного авантюриста Ноздрева (Александр Безродный), накануне опрометчиво согласившись сыграть с ним в шашки (комический эффект плутовского шашечного турнира усиливает гигантская клетчатая доска, по которой игроки совершают ходы… бутылками шампанского).

Галерея помещиков словно сошла с лучших иллюстраций гоголевского шедевра! Великолепны Собакевич (заслуженный артист Украины Валерий Сенчиков) и его чопорная супруга Феодулия Ивановна (Людмила Глазунова) с ее "реверансами", сопровождаемыми зрительским смехом. А Плюшкин (Виктор Куклин) в немыслимом рубище с тележкой, набитой всяческим хламом, — живое воплощение скаредности, доведенной до абсурда!

Какой контраст этих персонажей даже с душами крестьян-призраков, тем более — с живой душой, капитаном Копейкиным (Виктор Богомолов)! "Повесть о капитане Копейкине" мастерски вписана в сценическое повествование вплоть до реплики и жеста, в частности, такая творческая находка, когда Копейкин делится последними крошками хлеба с птицами, а подбирает крошки… Плюшкин.

В творческом багаже режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины Людмилы Оршанской "Чичиков", без преувеличения, стал самой знаковой работой. По признанию Людмилы Евгеньевны, работа над спектаклем была чрезвычайно сложной, в ходе которой пришлось буквально перелопатить все творчество Гоголя, а перед премьерой… мысленно просить благословения у Николая Васильевича.

И триумф "Чичикова" стал заслуженной наградой от классика.

Поразило меня и поистине мистическое совпадение цифр: спектакль репетировали девять месяцев, но можно сказать, что путь к "Чичикову" до премьеры, состоявшейся в 2009 году, занял… девять лет.

Ведь в 2000 году ТБМ остался почти без всего творческого состава: артисты с основателем театра, Виктором Оршанским, отчаявшись от ожидания обрести в Севастополе достойную сцену, переехали в российскую глубинку, предоставившую им надлежащие условия. Печально, но факт: этот исход нисколько не взволновал тогдашних отцов города и чиновников от культуры (по известной логике: нет театра — нет проблемы).

Но Людмила Оршанская сделала все возможное и сверх того, чтобы вырастить новую актерскую смену из детско-юношеской студии театра. Благодаря ее подвижничеству новый ТБМ возродился, словно сказочная птица Феникс, засверкал новыми гранями актерского и режиссерского мастерства. Профессиональное мастерство актеров закономерно росло, ведь они без отрыва от сцены успешно учились в театральных вузах. Появились награды престижных форумов искусства.

Театр традиционно далек от сиюминутной политики, как и положено настоящему искусству. Но на протяжении действа "Чичикова" меня не покидала мысль, что гоголевский смех сквозь слезы звучит не в безвозвратном позапрошлом веке, а в наши дни! Вспомним: в выборные кампании всех уровней соискатели депутатских, мэрских и прочих кресел, подобно милейшему Павлу Ивановичу, стремятся любой ценой заполучить "мертвые души" — наши голоса, с помощью которых если уж не добраться до вожделенного властного кресла, то хотя бы под шумок урвать лакомый кус в бизнесе. Мы же для них не что иное, как мертвые души, о коих не надо заботиться и, тем более, выполнять наказы.

Пример тому — судьба ТБМ. Молодежный театр нужен городу как воздух. Особенно в нынешних реалиях, когда юные граждане живут и воспитываются в условиях, во многом пагубных для их полноценного духовного развития. Самое время особенно ценить подвижников культуры, заботливо и талантливо работающих с подрастающим поколением.

Но… Ни прежний, ни новый театр "На Большой Морской", вопреки названию, так и не получил в центре города, на Большой Морской, давно обещанного дополнительного помещения, площадей которого хватило бы на то, чтобы стать и для других театров, а также деятелей искусств нашего города настоящим центром для творческих встреч (сейчас в городе такого места нет). Вследствие финансирования на уровне скудной милостыни ("крошек капитана Копейкина", которые неуклонно съедала инфляция) строительные работы на протяжении многих лет стали удручающим долгостроем, а несколько лет назад и вовсе прекратились.

Недостроенный объект между тем разрушается. А возникшая недавно идея продать его с обещанием передать деньги ТБМ представляется многим севастопольцам явно сомнительной.

А ТБМ по сей день, как и 24 года назад, ютится в изрядно обветшавшем здании бывшего кинотеатра "Мир". Здесь негде разместить ни один из цехов, так необходимых любому театру, поскольку он, театр, — не только сцена и зал, а еще и целый "завод" по производству спектаклей.

Диву даешься, как в удручающих условиях на грани выживания театр создал такой мощный спектакль…

На "Пяти вечерах…" я с изумлением услышала от некоторых зрителей, что "Чичиков" стал для них открытием не только высочайшего потенциала ТБМ, но и вообще театра как такового.

Что ж, скажем спасибо фестивалю уже за это открытие…

Другие статьи этого номера