Ожившие на экране герои

Шестьдесят восьмая годовщина освобождения Севастополя от фашистских захватчиков, 70-летие завершения 250-дневной героической обороны города по времени стоят почти рядом. Созданная 40 лет назад на киностудии «Мосфильм» картина «Море в огне» повествует как о защитниках черноморской твердыни, так и об освободителях города.

В годы Великой Отечественной режиссер фильма Леон Сааков возглавлял подразделение кинооператоров 1-го Белорусского, заведовал отделом фронтовых киногрупп Центральной студии документальных фильмов. С тех пор военно-патриотическая тема стала главной в творчестве мастера. Его картины "На дорогах войны", "Последние залпы", "Весна на Одере" "полюбились зрителям благодаря правдивости показа войны, запоминающимся образам советских солдат и офицеров" (журнал "Киномеханик", N 1 за 1972 год).

Над сценарием "Моря в огне" (кстати, первоначальное название — "Оборона Севастополя") режиссер работал вместе с драматургом Николаем Фигуровским. Они глубоко изучили литературные источники, доступные им архивные материалы и, что самое главное, встречались с участниками событий, которые предстояло воплотить на экране.

О высоком авторитете Леона Саакова говорит тот факт, что на съемочную площадку ему удалось привлечь плеяду замечательных актеров: Николая Гринько, Юрия Соломина, Владимира Кашпура, Ольгу Остроумову, Николая Еременко, Михаила Ульянова, Наталью Рычагову… Отдельно скажем, что роль одного из активных руководителей обороны города А.А. Сариной согласилась исполнить легендарная Клара Лучко.

Именами Ф.С. Октябрьского, И.Е. Петрова, П.Ф. Горпищенко, Е.И. Жидилова, В.Н. Ерошенко, Н.А. Ониловой, Н.А. Острякова, П.Г. Новикова, А.В. Багрия, Г.А. Александера и других отважных людей в Севастополе названы проспекты и улицы. Волнение охватывает каждого, кто видит их словно ожившими на экране.

Потрясают кадры батальных сцен. К началу 70-х годов прошлого века Севастополь залечил нанесенные войной раны. Для правдивости город удалось "загримировать", чтобы по его улицам, словно более четверти века назад, шагали краснофлотцы, закопченные дымом сражений, а мимо, по вздыбленной взрывами воде, проходили корабли.

Мощным "Уралам" тоже пришлось придать вид тягачей военной поры. Но пушки они тащили подлинные — те, которые использовались в горячей боевой обстановке.

Создатели "Моря в огне" застали почти совершенно не изменившиеся ближайшие окрестности города-героя, где восстанавливались эпизоды жарких боев с врагом. Вырытые в каменистой почве окопы не успели осыпаться. Кое-где сохранились также блиндажи и другие укрытия. Многие доты стоят до сих пор.

Для участия в массовых сценах привлекались моряки Краснознаменного Черноморского флота, воины Одесского военного округа, а также жители Севастополя. Некоторые из них не только внимали советам режиссера, но и сами, как участники и свидетели дней суровых испытаний, могли дать рекомендации по правдивому отражению прошлого.

Окончательный вариант двухсерийного фильма — это 3976 метров отснятой пленки. На ней запечатлены далеко не все события героической обороны и освобождения города, но самые знаковые из них.

Упомяну об одном: создатели фильма старались предельно достоверно показать и рассказать о спасении живописного полотна панорамы первой обороны города кисти Ф. Рубо. Солдаты и краснофлотцы действуют в огне, под плотным обстрелом противника. Скатанное в рулоны творение знаменитого художника бережно доставляют на борт покидающего пылающий Севастополь последнего корабля, главным образом с ранеными бойцами и мирными жителями…

В наши дни в спокойной обстановке назрела острая необходимость спасения находящейся в Севастополе на 35-миллиметровой пленке копии фильма "Море в огне".

На конец 60-х — начало 70-х годов прошлого века пришелся бум строительства широкоэкранных кинотеатров. Самый крупный из них на гигантских просторах бывшего Советского Союза возвели не в Москве и даже не в Ленинграде, а в Тольятти. Зрительный зал кинотеатра в молодом волжском городе автомобилестроителей был рассчитан почти на полторы тысячи человек.

Первой для показа 23 февраля 1972 года в "Сатурне", как назвали в Тольятти кинотеатр, была выбрана картина "Море в огне". Сегодня, как установили сотрудники коммунального предприятия "Киновидеопрокат" Севастопольского городского совета, в Госфильмофонде Российской Федерации (поселок Белые Столбы) на вечном хранении находится исходный материал фильма на 70-миллиметровой пленке. Оборудование для его оцифровки отсутствует. В 90-е годы его признали технически устаревшим. К счастью, в "Киновидеопрокате" Севастополя, как уже сказано, сохранилась фильмокопия на 35-миллиметровой пленке. Имеется и рассчитанное на многие десятки лет вперед документально подтвержденное право демонстрации картины в пределах Севастополя. Но даже если обращаться к этой подлинной реликвии лишь по отдельным красным датам календаря, ресурса уникальной картины надолго не хватит. Ее категория снижена до третьей отметки.

— Если даже фильмокопию, применив к ней защитные химические средства, оставить на полке в полном покое, срок ее хранения едва превысит 3-4 года, — убежден главный инженер КП "Киновидеопрокат" СГС Сергей Шуневич.

Специалисты предприятия одержимы желанием спасти "Море в огне". Они считают, что имеющаяся в Севастополе копия фильма на 35-миллиметровой пленке — единственная на просторах СНГ. Если все оставить в том состоянии, как сейчас, то подлинная реликвия будет утрачена. Для грядущих поколений ее можно сберечь путем оцифровки. После нее представится возможность получить копии на дисках, магнитных пленках, на других носителях информации.

В Киеве, в специализированной реставрационной лаборатории, уже побывали ходоки из севастопольского "Киновидеопроката". Они убедились в высоком профессионализме столичных специалистов. После их вмешательства изображение на экране вспыхнет первозданными красками, звук обретет былую четкость. Мало того, откроется дополнительная возможность обогатить картину новыми звуковыми эффектами, целиком сохранив голоса актеров.

Нынче в наш обиход прочно вошло выражение о цене вопроса. Процесс обновления каждой десятиминутной части картины обойдется в 800 условных единиц. "Море в огне" состоит из полутора десятков частей. Выходит, необходимо 12000 долларов.

Для некоторых наших сограждан сумма не такая уж большая, для города — тем более. В этом случае была бы сохранена для потомков уникальная картина о великом подвиге отцов и дедов ныне живущих людей. Копии фильма могли бы пойти в каждую школу, учреждение культуры. Поверьте: "Море в огне" этого достойно.

В последние апрельские дни коммунальное предприятие "Киновидеопрокат" Севастопольского горсовета организовало в по-домашнему уютном малом зале кинотеатра "Москва" пресс-показы уникального кинофильма для ветеранов Великой Отечественной, заинтересованных музейных работников, краеведов, руководителей некоторых общественных организаций, журналистов. Для порядка ветераны Великой Отечественной, краеведы с позиции сегодняшнего дня указали на, как им кажется, недостатки снятой 40 лет назад картины. Дескать, в атаку солдаты шли с именем Сталина на устах. А в фильме этого нет, что входит в противоречие с исторической правдой. Неплохо было бы, говорили участники пресс-просмотров, завершить фильм песнями "Легендарный Севастополь" и "Сапун-гора". Одному ветерану показалось, что было бы здорово хотя бы штришком обозначить роль прессы во фронтовых условиях, показать, как солдаты в окопах зачитывались очерками и статьями Ильи Эренбурга и Константина Симонова. "Стихами Александра Твардовского — больше, чем даже произведениями предыдущих авторов", — дополнил заявление товарища другой воин Победы.

Между тем главным военным консультантом кинофильма "Море в огне" был Маршал Советского Союза Н.И. Крылов, который в период обороны Севастополя возглавлял штаб прославленной Приморской армии. Главное, однако, состоит в ином: картина 40-летней давности отражает не только события 70-летней давности, но и время, когда шли ее съемки. И это тоже очень ценно.

Автор этих строк присутствовал на двух пресс-просмотрах "Моря в огне". Все их участники были единодушны в том, что кинофильм — уникальнейший, мощный по своим художественным достоинствам. Он крайне необходим как высокоэмоциональное, убедительное средство воспитания людей, особенно подрастающего поколения. Наконец, фильм "Море в огне" — подлинное богатство интеллектуального наследия Севастополя.

А. КАЛЬКО.

P.S. Руководство КП "Киновидеопрокат" просит севастопольцев, которые участвовали в съемках массовых сцен кинофильма "Море в огне", позвонить по телефону 54-20-94.

В тему

В ЗАПОРОЖЬЕ ОТРЕСТАВРИРУЮТ УНИКАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ДОВЖЕНКО

Депутаты Запорожского облсовета решили выделить из бюджета области 1 млн грн на спасение уникальных фильмокопий, которые находятся на балансе коммунального предприятия "Запорожкино".

Его фонды насчитывают более 20 тыс. фильмокопий, 70% из которых — фильмы Александра Довженко. Возраст некоторых пленок достигает 70 лет. Самая старая из них — съемки строительства Днепрогэса, датированные 1928 г. Также в архиве есть документальные фильмы о жизни Запорожья, военная хроника 1941-1944 гг., съемки восстановления Днепрогэса после войны, учебные программы.

Уже известно, как будет потрачен 1 млн грн из областного бюджета. 520 тыс. грн пойдут на проведение реставрационных и других работ в ныне полуразрушенном помещении "Запорожкино", где с 1996 г. нет отопления. А остальные 480 тыс. грн направят на приобретение специального оборудования для переноса фильмокопий на электронные носители.

Всего же на полную реставрацию уникальных фильмокопий, по словам директора КП "Запорожкино" Михаила Сухини, необходимо 3,7 млн грн. Ситуация осложняется тем, что соответствующего оборудования для оцифровки старых фильмов в Украине нет. За рубежом такое оборудование стоит $1,5 млн. Директор КП планирует приобретать это оборудование (компьютеры для мастеринга, широкие линзы, аппаратуру для съема аналогового звука, сканеры) по частям, а затем собрать его воедино своими силами. Таким образом, руководство КП планирует вложиться в выделенную сумму. Перезапись фильмов проведут в режиме реального времени, чтобы сохранить первоначальное качество. Затем весь оцифрованный материал переведут в формат CD и DVD. По словам Михаила Сухини, только так уникальный материал может быть донесен до зрителя, поскольку оборудования для демонстрации фильмов в их первозданном пленочном виде в области практически не осталось.

С тех пор как в 1996 г. производственное объединение "Кинопрокат" было реформировано в КП "Запорожкино", фильмокопии находились там исключительно на хранении — без демонстрации. За все это время государство выделяло КП средства только один раз — 50 тыс. грн в 2004 г. Когда весь архив "Запорожкино" будет переведен в цифровой формат, старые фильмокопии можно будет продавать любителям и коллекционерам.

Из первых уст

"МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ"… ПЕТРИЦКОГО

Главный оператор фильма "Море в огне" Анатолий Петрицкий в последующие годы снимал такие культовые картины, как "Война и мир", "Мимино", "Мой ласковый и нежный зверь"… Живущий в Москве, Анатолий Анатольевич поделился по телефону в беседе с корреспондентом "Славы Севастополя" некоторыми воспоминаниями о съемках в нашем городе и его окрестностях.

— Запечатлеть на пленке выход отряда кораблей Черноморского флота в открытое море надлежало с нескольких точек, — рассказал Анатолий Петрицкий. — После того как мы отработали, эсминцы, морские "охотники" раскидали моих операторов по разным точкам города. Один из моих коллег с кинокамерой оказался в наглухо закрытой по соображениям секретности Балаклаве. Только мое обращение в главный штаб флота позволило выручить товарища и его камеру с отснятым материалом. В Севастополе я убедился в опасности бутафорского взрыва. На мысе Херсонес под его воздействием у меня была рассечена губа и выбит зуб. Для съемок воздушных боев нашлись самолеты военной поры. Поднялись в небо на "спарке" — двухместном летательном аппарате. На нем сделали петлю Нестерова. На меня навесили парашют. "Я же не умею им пользоваться", — огрызнулся я. "Положено", — ответили авиаторы.

Каждый раз меня обдает теплом, когда я вспоминаю дни напряженнейшей работы в Севастополе. Мы справились с поставленной задачей благодаря поддержке моряков и горожан. А сейчас радует их намерение оцифровать копию фильма. Как оператору хотелось бы, чтобы эта копия была не 35-миллиметровой, а 70-миллиметровой. Она более зрелищна…

Другие статьи этого номера