Это показал аудит эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных в 2009-2011 годах в рамках выполнения «Программы расселения и обустройства депортированных крымских татар, граждан других национальностей, которые возвратились на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество», проведенный территориальным управлением Счетной палаты по Автономной Республике Крым и Севастополю.Вопросы реализации мероприятий действовавшей программы, их эффективности и результативности стали предметом для анализа и оценки аудиторов Счетной палаты Украины. Однако, как установили аудиторы, ожидаемых результатов от реализации в течение 2006-2010 годов государственной программы и мероприятий по решению социально-экономических и культурно-образовательных проблем, связанных с возвращением в Украину депортированных лиц, не достигнуто. Несмотря на то, что из государственного бюджета ежегодно на это выделялись средства, основные стратегические задачи госпрограммы остались нереализованными, что снизило доверие к действенности государственного управления в этой сфере.
Основной причиной, сдерживающей выполнение государственной программы, стало необеспечение необходимой организации, координации и контроля за выполнением ее мероприятий как на государственном, так и на региональном уровне.
За 5 лет реализации Программы объемы построенного жилья для репатриантов, а также приобретенных за счет бюджетных средств на вторичном рынке квартир, составили лишь 31,3% от плановых показателей, а ежегодное обеспечение потребности в жилье составило 1,5% от общего числа семей репатриантов, находившихся на квартирном учете. Жилье получили лишь 625 семей репатриантов. По сравнению с 2006-2008 годами в 2009-2010 годах обеспечение репатриантов жильем ухудшилось.
Вместе с тем значительные объемы незавершенного строительства, накопленные за эти годы, негативно влияют на уровень обеспеченности репатриантов жильем и их социально-бытовое обустройство. При наличии более 350 объектов незавершенного строительства управлением капитального строительства Республиканского комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан средства государственного бюджета направлялись на строительство объектов с низкой степенью готовности. В то же время на многие объекты высокой степени готовности, средства для завершения их строительства выделялись в недостаточном объеме либо вообще не выделялись.
Например, в симферопольском микрорайоне "Фонтаны", рассчитанном на 10000 жителей, сегодня проживают 6040 человек. В микрорайоне насчитывается 955 участков под индивидуальное жилье, построено 7 многоквартирных жилых домов. В то же время не снят с повестки дня один из самых проблемных вопросов микрорайона — наличие средней школы. Строительство школы на 920 мест в этом микрорайоне началось 15 лет назад, однако с 2008 года оно было приостановлено. Сегодня этот объект, имея высокую степень выполненных монтажно-строительных работ, приходит в негодность. Выходит, что вложенные в него многомиллионные средства истрачены неэффективно. Республиканскими и местными властями до сих пор не урегулированы вопросы, связанные с приемом в эксплуатацию завершенных строительством объектов, а также передачей их на баланс эксплуатирующим организациям. В результате этого, газопроводы, водопроводные сети и другие объекты коммунальной инфраструктуры длительное время остаются бесхозными, не ремонтируются, а нередко просто разрушаются. На 1 января 2012 г. на балансе УКС Рескомнаца состояло 127 объектов общей стоимостью 48,5 млн грн, введенных в эксплуатацию, но не переданных на баланс эксплуатирующих организаций. При этом отдельные объекты были введены в эксплуатацию почти 20 лет назад.
Данная проблема свойственна и передаче в коммунальную собственность построенного жилья. Следует отметить бессистемную и несвоевременную работу УКС Рескомнаца по передаче в коммунальную собственность местного самоуправления 45 объектов жилищного строительства общей стоимостью 14,8 млн грн, в результате чего имели место разграбления и разрушения отдельных объектов. Так, 12-квартирный жилой дом в Белогорском районе, построенный за средства государственного бюджета еще в 2008 году, на момент проверки не передан в коммунальную собственность, не охраняется, фактически брошен на разграбление и уничтожение.
Имели место и случаи, когда недостроенные социально значимые объекты для населенных пунктов, где проживают репатрианты, без согласия местных органов власти через Фонд имущества АР Крым выставлялись на продажу. Так, в пгт Кировское Кировского района такая участь постигла недостроенную школу. При этом в действующей в этом поселке школе на 360 учащихся отсутствуют спортивный и актовый залы, библиотека, столовая, учебные мастерские, не хватает классов, а начальные классы временно размещены в части строения детского садика. Были проданы и три недостроенных жилых дома в евпаторийском микрорайоне "Спутник", и это в то время, когда на квартирном учете стоит 361 репатриант.
Установлено, что решить жилищные проблемы многие репатрианты могли бы и самостоятельно, тем более, что земельные участки под индивидуальное строительство органами местной власти автономии им выделялись регулярно. Однако существуют проблемы в вопросе освоения данных земельных участков. Фактически по состоянию на 1 декабря 2011 года полностью завершено строительство только на 28 % от общего числа выделенных участков. На 24,8% земельных участков их собственники к строительству индивидуального жилья даже не приступали.
Кстати, о средствах. Аудиторы отметили, что за 5 лет реализации программы финансирование ее мероприятий по различным источникам составило около 60 процентов. Недофинансирование из государственного бюджета составило 37,8 %, из бюджета АР Крым — 51,5%, из бюджета Севастополя — 88,7 процента.
Однако, как свидетельствуют результаты аудита, при ограниченных финансовых ресурсах, отсутствии внутреннего контроля со стороны Госкомнацрелигий, Совмина Крыма и Рескомнаца за выполнением мероприятий программы более 65% средств использовано с нарушением законодательства или неэффективно.
В этой связи необходимо, чтобы государство пересмотрело свои обязательства по защите репатриантов как в организационном, так и в финансовом плане.