Несколько лет назад власти Крыма выдворили с обочин дорог торговцев самсой. Те перебрались в Севастополь. Никаких разрешительных документов у них нет. А в продукции, изготовленной в неизвестных условиях из неизвестного сырья, как показывают результаты лабораторных исследований горСЭС, лютует кишечная палочка."Есть или не есть?" — вот в чем вопрос. Для водителей-дальнобойщиков он особенно актуален. Как, впрочем, и для автотуристов. Где и что есть? Прибыв в Крым, некоторые гости тянутся к кулинарной экзотике, к колориту национальных кухонь народов, населяющих полуостров. Честь и хвала заведениям общественного питания, способным готовить вкусную и полезную, а главное — безопасную пищу. Но есть дельцы, спекулирующие на интересе к названиям блюд. Среди них — и торговцы самсой в пыли придорожных канав. Расчет точный. Что бы ты ни скормил водителю-дальнобойщику или автотуристу, их пассажирам, как бы паршиво они потом себя ни чувствовали, все равно не вернутся они для разборок. Претензии высказывать будет просто некому. Не будет торговец на вчерашнем месте стоять. Кочуют печи с самсой вдоль дорог, следы заметают.
Санитарные врачи постоянно отбирают образцы продукции и смывы с рук и одежды торговцев самсой для анализов. И всегда предсказуем результат: кишечная палочка — в изобилии. Такие реализаторы не имеют санитарных книжек. Даже внешне они вызывают подозрение на заболевания туберкулезом, венерическими инфекциями, чесоткой. Немытые, небритые, в лохмотья одетые… Экстрим, одним словом. Заведующий отделением гигиены питания городской СЭС Константин Спиридонович Будыка считает торговлю самсой на дорогах несанкционированной. Это не зона ответственности СЭС. Такими правонарушениями обязана заниматься милиция. Только из гуманизма врачи делают анализы и предупреждают граждан об опасности. По мнению Будыки, потребление самсы вдоль дорог — игра "в русскую рулетку по-татарски". Только если при стрельбе из нагана в висок срывало "крышу", то самса может напрочь вышибить "донышко". Причем в самый неподходящий момент.
Для большей мобильности торговцы самсой не только автоприцепы используют, но и монтируют печи-самовары в кузова легковушек. Так легче уходить от недовольного потребителя пирожков. ГАИ смотрит на такое переоборудование транспортных средств без особой строгости.
Топить дровами или углем такую печь летом нерентабельно. А зимой и подавно. Полуфабрикаты выпекают в другом месте, а в придорожной пыли только разогревают. От этого пирожки безопасней не становятся. Микробы с благодарностью принимают такой разогрев и плодятся с астрономической скоростью. А срок существования пирожка от размола мяса до продажи изголодавшемуся или не в меру любопытному путешественнику продлевается до бесконечности, до полураспада. Кратность разогрева не проданных вчера пирожков границ не знает.
Власти Автономной Республики Крым проблему придорожной самсы решили радикально — выдавили её к соседям. Теперь это проблема севастопольских властей. Станет придорожная самса визитной карточкой города-героя или канет в Лету — решать администрации. А гостям Севастополя следует воздержаться от такой пищи, грозящей желудку не просто расстройством, а настоящей истерикой.