Серый котенок на тоненьких лапках азартно играл под стулом с носком. И невдомек ему было, глупому, что в это утро к его хозяину, десятилетнему мальчику Саше Кревинсу, пришли с визитом журналисты. Саша взял котенка на руки, и тот моментально начал играть с его пальцами. А что здесь такого? Ведь с виду хозяин — обычный мальчишка. Такой же, как все.В прошлом учебном году, когда Саше было 9 лет, он успешно сдал программу за 9-й класс в 45-й специализированной школе с углубленным изучением испанского языка. До этого мальчик был "закреплен" за средней школой N 13 в Каче. Школьную программу Саша осваивал дома. В шесть лет он сдал программу начальной школы. Экзаменовала ребенка группа учителей, в среде которой после ознакомления с уровнем подготовки мальчика едва не случился раскол. Одни педагоги "на ура"" восприняли нестандартного ученика. Другие, более консервативно настроенные, склонялись к тому, что дальнейшее обучение все-таки надо продолжать в классе, непосредственно в школе. Но, так или иначе, выбор за Сашу еще задолго до этого момента сделали его родители. Отец, Владимир Кревинс, в свое время окончил историко-философский факультет Рижского университета. Мама, Ольга Бимбирене, — биохимик по специальности. Супруги изначально видели обучение и воспитание своего сына в индивидуальной программе. В семье выработан свой взгляд на многие вещи, в том числе и на способы получения образования.
— До трех с половиной лет Саша просто рос, — рассказывает его папа. — Примерно половину суток мы проводили на улице. Очень много гуляли. В это же время общались, разговаривали. Могу сказать, что за свою жизнь Саша не выпил ни одной таблетки, кроме активированного угля. Основы его здоровья мы старались заложить в самом раннем возрасте. Например, до 4 лет он не съел ни одной конфеты. Это вредно для ребенка, значит, нельзя.
Развитием умственных способностей сына одинаково увлеченно занимаются и папа, и мама. Но было бы трудно достичь впечатляющих результатов, если бы не внутренний уклад жизни этой семьи. Ежедневно Саша вместе с родителями встает в 6 утра. Обязательно делается зарядка. Затем легкий завтрак, за которым следует выполнение намеченной ранее программы. Бывает, правда, по словам самого же Саши, когда хочется "залежаться". Но это исключение, а не норма. Даже сейчас, когда идут летние каникулы, процесс обучения не прерывается. Занятия с мальчиком продолжаются, и, кроме того, он преподает сам! В тот день, когда мы посетили семью, Саша Кревинс помогал "подтягивать" английский язык нескольким подросткам лет четырнадцати. Заметив удивление, его папа объяснил, что оценивает знания сына по английскому языку в рамках полной программы общей среднеобразовательной школы. И неслучайно, пояснил он, Саша в прошлом году был переведен в школу с углубленным изучением испанского языка. Оказывается, ближайшее будущее своего ребенка родители связывают с получением профессии переводчика. "А там дальше видно будет", — считают они. Саша подрастет и сам решит, что ему делать.
— А там уж гипоталамус заработает, — неожиданно с легкой усмешкой встревает в разговор Саша. (Надо заметить, что во время беседы мальчик чувствовал себя легко и непринужденно. Общество взрослых людей его явно не смущает).
— А что такое гипоталамус? — задаю вопрос.
— Участок мозга, — объяснил мальчик.
— И что?
— Гормональный взрыв будет!
Надо понимать, это была шутка.
Был задан вопрос и маме: "Что смущает ее, как родителя, в обычной школе?"
— Уравниловка, усредненность, — ответила Ольга. По ее мнению, занимаясь дома, сын не имеет возможности что-либо не выучить, пропустить.
Мотивация к обучению, по словам Владимира Кревинса, проста. Рядом находятся папа и мама, которые постоянно что-то делают. Например, в доме нет телевизора, зато пять компьютеров. Познавательная программа самих взрослых в этой семье включает постоянное самосовершенствование и получение новых знаний.
— Кто хочет перенять наш опыт — мы щедро делимся, — говорит Владимир. Только вот далеко не все готовы подчинить свою жизнь необходимому для достижения целей распорядку. Папа и мама Саши убеждены, что их ребенок не обладает какими-то небывалыми, феноменальными способностями. Просто он растет в умелых и заинтересованных в его личностном росте руках. Говоря образно, родители — это почва, а ребенок — семя. Каким оно взрастет, зависит от условий среды обитания. По большому счету, родители могут дать ребенку только то, чем они сами являются. Не больше и не меньше.
— Одаренных детей на самом деле много, — отчасти соглашается с высказанным мнением директор специализированной школы N 45 с углубленным изучением испанского языка Людмила Григорьевна Баша. — Но проблема в том, что у многих взрослых не хватает времени и сил. По мнению руководителя школы, Саша Кревинс обладает феноменальной памятью. (Что, возможно, не является каким-то особым природным даром, а есть результат систематических упражнений. — Ред.). Людмила Григорьевна Баша рассказала также, что юный вундеркинд спокойно влился в более взрослую для него ученическую среду. А некоторые девятиклассники, увидев рядом девятилетнего (на тот период времени) мальчишку, столь уверенно отвечающего уроки, тоже заметно подтянулись.