Валерий ИЛЬЧЕНКО: «Новый закон «О занятости населения» создаст условия для эффективной реализации социальных инициатив президента Украины»

Валерий ИЛЬЧЕНКО: "Новый закон "О занятости населения" создаст условия для эффективной реализации социальных инициатив президента Украины"

15 августа 2012 года президентом Украины подписан новый закон «О занятости населения». На что стоит надеяться севастопольцам в связи с реализацией закона и какие конкретные шаги предлагает новый документ для улучшения ситуации на региональном рынке труда? Об этом наш разговор с Валерием Ильченко, директором городского центра занятости. (Закон опубликован в газете «Голос Украины» N 153-154 за 18 августа 2012 года).— Ваше мнение как руководителя государственного учреждения, которое занимается вопросами занятости, и человека, много лет проработавшего в социальной сфере, о новом законе «О занятости населения»?

— Это новый закон. Не просто косметически подправляющий нормы действующего, а принципиально новый. В нем содержится много целесообразных новшеств, призванных улучшить ситуацию на рынке труда. Кроме того, что закон «О занятости населения» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в сфере занятости населения, гарантии государства по защите прав граждан на труд и повышает статус государственной службы занятости преобразованием её в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере занятости и трудовой миграции, он создаёт условия для эффективной реализации социальных инициатив президента Украины.

Реализация социальных инициатив главы государства в части содействия росту занятости населения города, создания качественных рабочих мест — это стратегическое направление реформ, которое предусматривает расширение профессионального обучения безработных под конкретный заказ работодателей и по желанию безработных, стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест, высокооплачиваемых рабочих мест и рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, упорядочение процессов трудовой миграции. В новом законе заложены достаточные механизмы для проведения социальной политики нового качества.

— Валерий Николаевич, известно, что уровень безработицы в Севастополе остается одним из самых низких в Украине — 6,4%, меньше только в Киеве (6,1%), но при этом, по данным центра занятости, безработных в Севастополе 1200-1300 человек, а по информации органов статистики насчитывается 12,5 тысячи безработных. Как вы это прокомментируете?

— И то и другое — правда. Эти данные не противоречат друг другу. Кстати, 6,4% дают именно 12,5 тысячи безработных. Дело в том, что уровень безработицы имеет два показателя — уровень зарегистрированной безработицы и общий уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда (МОТ) как социально-экономического явления в стране и регионе. Зарегистрированная безработица — это число граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости в качестве безработных, а безработица, по методологии МОТ, — это общая численность безработных, которые находятся в поисках работы, в том числе с помощью Государственной службы занятости, определяемой органами статистики методом опроса населения.

— Новым законом предусмотрено предоставление статуса безработного с первого дня обращения в Государственную службу занятости. Изменит ли новый закон размер пособия по безработице?

— Да, действительно статус безработного будет присваиваться теперь с первого дня регистрации в службе занятости, а не с 8-го, как в настоящее время. Причем независимо от места проживания или пребывания. Размер пособия будет определяться на основе ряда подзаконных актов. Но уже сейчас законом указано, что минимальный размер пособия будет устанавливать правление фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Максимальный размер пособия по безработице не будет превышать четырехкратного прожиточного минимума.

— Неоднократно в своих выступлениях в СМИ вы говорили о дисбалансе между спросом и предложением рабочей силы. Какие конкретные шаги предусмотрены новым законом для улучшения ситуации на рынке труда города, особенно для социально незащищенных?

— Прежде всего это экономическое стимулирование работодателей. Законом «О занятости населения» предусмотрено, что работодателям, которые трудоустраивают на новые рабочие места граждан из категории социально незащищенных, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, сроком не менее чем на два года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. К таким категориям относятся: один из родителей или лицо, которое их заменяет и имеет на содержании детей в возрасте до шести лет; дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки; молодежь, которая закончила или прекратила обучение и впервые принимается на работу; инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, и другие уязвимые слои населения.

Кроме того, работодатели, которые на протяжении года обеспечивали создание новых рабочих мест и трудоустраивали на них работников, осуществляли им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат в месяц, получают право на уменьшение на 50% суммы единого социального взноса.

— В соответствии с мониторингом, который проводит городской центр занятости, за 7 месяцев 2012 года в городе введено в действие 6348 новых рабочих мест, большинство из которых было создано физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности. Предусматривает ли новый закон «О занятости населения» какие-то льготы для представителей малого и среднего бизнеса?

— Безусловно. Государство и в дальнейшем намерено заинтересовывать в создании новых рабочих мест представителей малого бизнеса. Для тех из них, кто трудоустраивает безработных на новые рабочие места в приоритетных отраслях экономики, новый закон вводит соответствующие преференции: ежемесячно компенсируются фактические затраты в размере единого взноса на общеобязательное социальное страхование.

— Валерий Николаевич, весной на брифинге в Севастопольской госадминистрации, где проходило обсуждение новых социальных инициатив президента, вы заявили, что новые рабочие места необходимо создавать в отраслях, которые способны максимально дать экономический эффект. Но на производстве затраты на создание новых рабочих мест гораздо больше, чем если создавать рабочее место за прилавком или в мастерской?

— Отвечая на этот вопрос, хочу акцентировать внимание на том, что городской центр занятости не создает новые рабочие места, а выступает на рынке труда связующим звеном между работодателем и безработным. В новом законе четко прописаны экономические стимулы работодателям для сохранения существующих и создания новых рабочих мест.

Я считаю, что даже в условиях свершившегося в настоящее время факта структурного сдвига экономики города в область торговли, услуг, гостиничного и туристического бизнеса успех и благополучие ждут Севастополь в развитии, если хотите, в восстановлении традиционных для города отраслей реального сектора экономики: промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства.

Порукой тому — много факторов, важнейшим из которых можно считать очень высокий уровень образования и профессионализма севастопольцев. В городе работают шесть судоремонтных заводов, которые могут производить ремонт судов всех типов и классов, а севастопольские судоремонтники имеют богатый опыт ремонта различных судов. Через севастопольские морской и рыбный порты круглогодично осуществляется перевалка различных грузов.

Город имеет более ста причалов, часть из которых — глубоководные, оборудованы для погрузки крупнотоннажных судов. На территории Севастополя уникальные природно-климатические условия для виноградарства и виноделия. Создание новых рабочих мест именно в этих отраслях даст мощный толчок развитию экономики региона, улучшит ситуацию на рынке труда и обеспечит эффективную занятость населения. Но здесь нужны совместные действия исполнительной и представительной ветвей власти города, работодателей и профсоюзов.

Недавно было подписано трехстороннее соглашение о занятости и рабочих местах между Севастопольской городской государственной администрацией, городской организацией работодателей и Севастопольским городским советом профсоюзов. В рамках соглашения поставлена задача по созданию качественных высокотехнологичных рабочих мест с достойными условиями труда.

— В настоящее время работодатели предъявляют очень высокие квалификационные требования к рабочей силе. Что в новом законе предусмотрено для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда?

— Одной из новаций нового закона является обучение интегрированным профессиям. Интегрированные профессии включают в себя две или больше профессий, близких по профессиональным навыкам и знаниям и существенно влияющих на конкурентоспособность граждан. В мае этого года в рамках государственной стратегии по вопросам подготовки специалистов в сфере информационных технологий в Севастополе стартовал пилотный проект по обеспечению квалифицированными кадрами компаний, которые работают в IT-сфере. Проект предусматривает апробацию механизма взаимодействия государственной службы занятости и работодателей IT-сектора, которые нуждаются в талантливых работниках и предлагают высокий уровень заработной платы.

— Есть какие-то механизмы решения проблем занятости сельского населения в законе «О занятости населения»?

— Эффективное нововведение в законе «О занятости населения» по преодолению проблемы занятости на селе есть. Речь идет о молодых специалистах, которые согласятся работать в селах и поселках по специальностям, определяемым Кабинетом министров, заключат контракт на срок не менее трех лет. Им будет выплачиваться разовая денежная помощь в размере десяти минимальных зарплат. Не менее важным является то, что таким специалистам будет предоставлено жилье, которое после 10 лет работы перейдет в частную собственность молодого работника.

— Граждане, уже имеющие определенный опыт работы, полны сил и энергии, сталкиваются с тем, что на рынке труда их профессии сейчас невостребованны, а в объявлении о вакансии работодатели ищут работника не старше 40-45 лет. Как быть такой категории граждан и что для них есть в новом законе?

— Новый закон «О занятости населения» расширяет возможности для граждан старше 45 лет. Согласно закону, они при наличии страхового стажа не менее 15 лет имеют право на получение единоразового ваучера для оплаты обучения новой профессии или повышения квалификации для приоритетных отраслей экономической деятельности. Стоимость таких ваучеров устанавливается в размере стоимости обучения, но не может превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Оплата ваучеров будет осуществляться за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

— В связи с повышением статуса службы занятости добавляются ли какие-то дополнительные функции?

— Да, для службы занятости вводится новая функция — это государственное регулирование услуг посредничества в трудоустройстве в Украине и за рубежом.

В частности, мы будем формировать и вести перечень субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги трудоустройства, они будут должны представлять нам данные о трудоустроенных ими лицах. Деятельность посреднических компаний, трудоустраивающих граждан за рубежом, будет лицензироваться. Следует отметить, что сейчас в Украине услуги кадровых агентств оплачивают как потенциальные кандидаты на вакансии, так и работодатели по факту принятия сотрудника на работу.

Согласно новому закону, посредническим компаниям запрещается получать от граждан, которым предоставлены услуги по трудоустройству в Украине, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения. Оплата услуг по трудоустройству должна осуществляться исключительно работодателем, которому предоставлены такие услуги. Несколько иной порядок при трудоустройстве за рубежом.

— Валерий Николаевич, и все-таки, подводя итог нашей беседе, какие на ваш взгляд главные проблемы на рынке труда должен решить новый закон «О занятости населения»?

— Главными проблемами на рынке труда сегодня являются: значительный уровень «теневой» занятости; несоответствие рабочей силы требованиям современной экономики; дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; высокий уровень молодежной безработицы. Новый закон «О занятости населения», вводимый в действие с 1 января 2013 года, предполагает серьезное стимулирование экономики, которое приведет к созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это будет серьезным шагом к улучшению ситуации в области занятости населения и в целом в социальной и экономической сферах.

Другие статьи этого номера