Нужны ли оценки по «физре»?

В прошлый раз в постоянной рубрике «Вопрос в лоб» мы решили обсудить с читателями нововведение Кабмина относительно отмены оценок на уроках физкультуры. Верный ли это шаг, и к каким последствиям он приведет?Мнения севастопольцев на этот счет разошлись, но, скажем сразу, противников нововведения среди респондентов оказалось гораздо больше нежели сторонников.

«Я считаю, что нельзя отменять оценки на уроках физкультуры, — говорит Анатолий Петрович. — Оценки вырабатывают в детях состязательный дух. Школьник автоматически стремится улучшать свои результаты, чтобы не быть хуже других. Это нормально. Ребята должны развиваться. К спорту необходимо приучать с самого детства. Только тогда у нас появится здоровое поколение. К тому же, спорт развивает в человеке твердость характера и готовность добиваться поставленных целей».

С этим мнением абсолютно согласна и наша следующая собеседница.

«Я не понимаю, зачем рушить систему? — говорит Надежда Николаевна. — Всю жизнь физкультура оценивалась, как и любой другой предмет. Теперь же ее переводят в разряд второстепенных. Результатом будет одно — дети перестанут стремиться к результатам, что скажется на их физическом развитии».

Однако некоторые участники опроса предложили свое видение решения «физкультурного» вопроса. Оно несколько менее радикально, нежели Кабминовский вариант.

«На мой взгляд, отмена оценок на уроках физкультуры — это преждевременное решение, хотя и не могу назвать его в корне не верным, — считает Виталий Евгеньевич. — Оценивать учащихся нужно, но при этом не стоит их равнять под одну гребенку.

Все мы разные. Одному даются силовые упражнения, другому — упражнения на выносливость. Нельзя заставлять слабого в беге на длинные дистанции ученика укладываться в нормативы. Ничего хорошего из этого не выйдет. Вот и имеем смертность на уроках. К детям должен быть найден индивидуальный подход. Не успеваешь в беге — не бегай! Делай упор на силовую физкультуру.

Задача учителя подобрать для ученика то упражнение, которое у него лучше всего получается, и потом развивать это направление. Нужно сделать все, чтобы ребенок был заинтересован посещать какую-нибудь спортивную секцию вне школы. Какую именно, — это и выясняется на физкультуре.

Детей же, уже занимающихся спортом, не стоит оценивать как всех остальных. На мой взгляд, целенаправленное посещение спортивных секций гораздо эффективнее любых уроков физкультуры. Так зачем терзать ученика школьными нормативами, если он серьезно уже занимается спортом?».

И, на наш взгляд, есть рациональное зерно в предложенном выше подходе. Кстати, автор данных строк в школе был не самым лучшим «физкультурником», но это не помешало ему несколько раз становиться чемпионом города, причем, в различных видах спорта. И это результат далеко не школьной подготовки, а влияние семьи.

А теперь перейдем к мнениям сторонников отмены оценок.

«Я считаю, что физкультура в школе должна восприниматься детьми как веселая пауза между уроками, на которой они могут отвлечься и размять мышцы, — говорит Светлана Алексеевна. — Ни один ученик после занятий физкультурой не стал настоящим спортсменом. Для этого существуют спортивные секции. Так зачем заставлять детей сдавать все эти нормативы? Пускай на физкультуре они играют в подвижные командные игры, состязаются в эстафетах. Вот, что нужно ребятам!

А что такое, когда физкультуру ставят первым уроком?! Ребенок запыхавшийся приходит, скажем, на математику и уже не может нормально погрузиться в предмет. Нужно признать, что в жизни человека главную роль играет наука, а потом уже физподготовка. Спортом можно заниматься и вне школы. Так многие и поступают».

Данную позицию разделяют практически все сторонники отмены оценок на уроках физкультуры.

В общем-то истину можно найти в ответах всех наших респондентов. Они, тоже прошли школу. Каждый из них по-своему относился к урокам физкультуры. Мнения, прозвучавшие в нашем опросе, отражают это отношение.

* * *

А мы предлагаем читателям следующие вопросы: «В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ ПОДЪЕЗД, В КОТОРОМ ВЫ ЖИВЕТЕ? ЧЬЯ ЭТО ЗАСЛУГА?».

Ответ на них вы можете дать в пятницу, 14 сентября, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или отправить по электронной почте slavasev@mail.ru не позднее понедельника (17 сентября).

Другие статьи этого номера