Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 9o

«Любить литературу в себе, а не себя в литературе»

Платон Беседин — писатель севастопольский или киевский? В нашем городе им прожиты первые 24 года, в настоящее время он живёт в столице. На сей раз в родительский дом добирался окольным путём, через прикерченский Казантип.-...

Платон Беседин — писатель севастопольский или киевский? В нашем городе им прожиты первые 24 года, в настоящее время он живёт в столице. На сей раз в родительский дом добирался окольным путём, через прикерченский Казантип.- Казантип, Щёлкино — место проведения традиционных ежегодных в конце лета международных литературных фестивалей, — сказал в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Платон Беседин.

— На них, как стало известно из сообщений прессы, вам сопутствует успех. Так, на фестивале «Славянские традиции» в номинации «Малая проза» вас объявили победителем, и в нынешнем году вы не обойдены вниманием. На подобных мероприятиях встречаетесь ли вы с земляками-севастопольцами?

— В Киеве на фестивале «Активация слова» судьба свела меня с Цатряном. Порадовался выпавшим на его долю успехам. Ему присудили третье место за повесть о родном городе. Требовательный к своему творчеству парень и после состоявшегося признания его достижений не торопится предоставить мне возможность прочитать своё творение. Обещает, но после доработки повести. Придётся ждать. В октябре Виктора Цатряна и Сергея Трафедлюка встречу в Москве на литературном фестивале, который получил название «Липки» (так называется пансионат, где он проводится).

— Платон, вы сами выступаете инициатором и организатором литературных фестивалей в Киеве…

— Мою затею поддержали толстый московский журнал «Знамя» и его киевский собрат — журнал «Радуга», а также Фонд Филатова — фонд социально-экономических инициатив. Участников мероприятия отбирали на конкурентной основе, проводились встречи с ними, мастер-классы — не как положено в данных случаях. В Севастополе охотно встречаюсь с творческими людьми, выступаю с чтением своих произведений. Не отказываю просьбам коллег ознакомиться с их книгами или рукописями.

— В этот свой приезд вы также приняли предложение встретиться с творческой интеллигенцией города в читальном зале Центральной библиотеки имени Л.Н. Толстого. На этой встрече, в частности, вы признались, что начали пробовать свои силы в литературном творчестве с семи лет.

— Это была своеобразная реакция на прочитанные книги Стивенсона, Жюля Верна и других писателей этого круга. Увлекали приключения, жизнь животных. Где-то в родительском доме хранятся исписанные в детстве тетради. Очень тянет перелистать их, да всё недосуг.

— Вы посещали заседания городского литературного объединения, где тон задавали Александр Волков и Татьяна Воронина…

— Татьяна Андреевна, замечу, организовала мою встречу в Центральной городской библиотеке имени Л.Н. Толстого. В литературном объединении в иные дни я ощущал себя состоявшимся писателем. На данный момент от этих убеждений не осталось и следа. Очевидно, окончательно пробудился внутренний редактор. Пробил час объективной, строгой самооценки. Здесь важно не перебрать в сомнениях и не поверить в слова со стороны, что ты лучший. Это касается не только литературы, но и всего в жизни.

— Что движет вашей рукой за письменным столом: желание обогатиться, жажда славы или стремление сказать то, что ещё никто до вас не сказал?

— В настоящее время, если литературное творчество кого-то кормит, то их единицы. Слава благосклоннее к музыканту или певцу. В детстве взялся за перо с жаждой реализации. В настоящее время потребовали выхода ощущения самого себя и реакция на проявления окружающего мира.

— В своих произведениях вы стремитесь выразить себя или преобладающую среди людей идею, их радость или боль?

— Болеть чем-то постоянно — нереально. Складывать написанное в стол — странная позиция, отдающая бравадой. Себе я сказал: ты должен постоянно отдавать определённый объём текста, регулярно, желательно ежедневно. Не желать при этом облизывания с головы до пят: какой ты умный и талантливый. Не комплименты, часто незаслуженные, побуждают двигаться вперёд, а острая критика.

— В Севастополе живёт автор, который решился отправить свой роман в московское издательство. Ему ответили, что его произведение согласны опубликовать, но под именем… их раскрученного автора. В тёмных закутках рынка сложился институт «литературных негров». Вам не предлагали новоявленные «плантаторы» на ниве слова встать под их кнут? Может, знакомы с писателями без имён и личных биографий?

— Хотим мы того или не хотим, но литературное произведение — продукт, товар. Неизменно ему сопутствуют бренды — имена узкого круга авторов. Как бы литература не свелась максимум до 10-15 фамилий. Главным образом приверженцев детективного жанра… Доля здравого смысла — в существовании «литературных негров», по крайней мере, объяснение их существования налицо. Это для кого-то реальный заработок, средство к существованию.

Обозначить литературное произведение ходовым брендом мне никто не предлагал. К счастью или к сожалению. Как кто воспримет этот факт. Я бы написал главу-другую, скажем, для Пелевина либо для иного любимого писателя. При этом убеждён, что обязан писать своё. Ни силы, ни время не соглашусь посвящать литературному батрачеству. Не отдам кому-либо не то что роман, рассказ не уступлю.

— Не способен ли вам помочь литературный агент — ещё один персонаж, рождённый рынком?

— Научиться бы нам сдирать у цивилизованного Запада не худшее, а лучшее в постановке любого дела. Да, в Европе развита сеть литературных агентов. У нас они ищут раскрученные имена. Но без умелого менеджмента его не добиться… Замкнутый круг. Доморощенные литературные агенты — весёлые ребята. Кто-то из их среды говорит, что должен прочесть роман, повесть, которые предстоит продвигать на книжном рынке. Необходимо самим авторам объединяться, а не вставлять палки в колёса, как это иногда случается.

— Какую книгу вы предпочитаете: в электронном или в печатном формате?

— Не все книги оперативно доходят к читателю. Пришлось приобрести наушники, мини-монитор и всё, что им сопутствует. Но я — за печатную книгу. Однозначно. Печатная книга — живая субстанция. В своей «молодости» она дышит клеем и типографской краской, в «старости» — сединами мудрости. Её можно листать, внимая шуршанию страниц.

— В Центральной библиотеке имени Л.Н. Толстого, где вас радушно принимали, хранится старенький томик «Севастопольских рассказов». Классика литературы. Этот томик побывал в космосе. На самом здании, памятнике архитектуры местного значения, на плите начертана цитата из этого произведения, рядом — портрет Льва Николаевича. В пяти минутах ходьбы на Историческом бульваре есть памятник с барельефом Л.Н. Толстого.

Однако же сотрудники библиотеки с ужасом и сожалением могут рассказать, как даже не человек с улицы, а юная журналистка спросила, какое отношение имеет Лев Толстой к Севастополю, где его именем названа Центральная библиотека. Почему люди резко утратили интерес к чтению? Где многомиллионные тиражи «Юности», «Нового мира» и других журналов? Где заполненные до отказа стадионы на поэтических вечерах? Вернём ли мы это когда-нибудь?

— В обозримом будущем не вернутся ни миллионные тиражи литературных периодических изданий, книг, ни стадионы с трибунами, переполненными любителями поэзии. Кто-то ошибочно считает, что безликой биомассой управлять проще. Но литература не умрёт. Формируется прослойка людей, которые чётко понимают происходящие процессы, и они осознанно идут на духовное сопротивление всеобщему одичанию, угрозе голода духа.

— Признаться, удручает атмосфера литературных фестивалей, где поэты читают стихи… поэтам, а не переполненными читателями залам клубов, домов культуры. Наверное, такая же обстановка складывается и на Казантипе, откуда вы приехали в Севастополь? С другой стороны, участники узко профессиональных по составу фестивалей не дают погаснуть сохранившемуся костерку подлинной поэзии и прозы. Вы из тех, кто подбрасывает в этот костерок сухие дровишки.

— Хорошо, если это по-настоящему литературный фестиваль. Но случается, что можно услышать: я вот шесть раз приезжаю туда-то, а вы, такие-сякие, не сподобились дать мне премию. Вспомним обстановку в писательском ресторане из булгаковского «Мастера и Маргариты». Это уже не дровишки в костерок, а помои на огонь. Надо любить литературу в себе, а не себя в литературе. Так вернее.

— На днях я пригласил на дом сантехника и настройщика телевизора. Первый справился на своём участке в течение 2-3 часов. За оказание услуги он потребовал не 500 гривен, обозначенных первоначально, а 830; настройщик телевизора просил 80, но в итоге запросил на сотню больше.

Писатель счастлив, когда ему удаётся опубликовать своё произведение не за свой счёт, а хотя бы на безгонорарной основе. Крона дерева сохнет без корней, корни гниют без кроны. Почему в обществе нарушена гармония в оценке результатов труда творческой, технической интеллигенции и мастеровых людей? Это же гибельный путь…

— Зачем реально стране думающие люди? Раз не нужны, то соответственно будут получать. Но рано или поздно люди переосмыслят происходящее. Ни в коем случае не возражаю против заработка слесаря, но зачем писателей, представителей интеллигенции вообще держать в чёрном теле?

— Отвечая на один из вопросов в Центральной библиотеке имени Л.Н. Толстого, вы сказали, что уповаете на трудолюбие и настойчивость.

— Если таланта нет, то этих качеств недостаточно. Но и талантливый человек обязан быть трудолюбивым. Если житейская суета, служба с 9.00 до 18.00 не отвлекают, пишу по определённому графику. В хлопотах о хлебе насущном и творчестве трудно найти созвучие. Должен думать, что с этим делать. Компромисс надо искать.

— Жена Наталья, возможно, ропщет…

— Ей огромное спасибо. Она меня поддерживает, болеет за меня, берёт на себя некоторые обязанности по организации фестивалей. Традиции русской литературы подтверждает факт: успех в творчестве там, где писатель и его муза — единое целое во всех компонентах.

— Чем вам запомнится этот приезд в родной город?

— В Севастополе я получил среднее образование в школе N 24, учился в Национальном техническом университете. Этим летом в результате некоторых обстоятельств меня пронзила мысль, что я не знаю родного города так, как должен его знать. Некоторое время я посвятил изучению попавших в руки литературных источников. Так, мною овладел замысел написать очерк, возможно серию их, о Севастополе.

— Платон, успехов вам в творчестве. Спасибо за беседу.


О товарище

 


РОМАН БЕСЕДИНА

Татьяна Воронина — руководитель региональной севастопольской писательской организации, редактор «Литературной газеты» (курьер культуры: Крым — Севастополь):

— Платону Беседину нет ещё и 30 лет. Он дипломированный инженер и специалист-психолог. Наш земляк много и напряжённо трудится на поприще литературы. Его роман «Книга Греха» (с ударением на букву «е») по инициативе издателей увидел свет в Санкт-Петербурге и в Киеве. В российской северной столице потребовался дополнительный тираж. Пять лучших рассказов Платона включены в коллективный сборник молодых авторов. Вот-вот выйдет отдельная книга рассказов Платона Беседина. Его произведения публиковались на страницах «Радуги», «Дружбы народов» и других известных литературных периодических изданий. Он постоянно интересуется творчеством севастопольских и крымских собратьев по перу. На отдельные их произведения Платон откликнулся как критик. Это ещё одна грань таланта незаурядной творческой личности.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ