(Продолжение. Начало в номерах за 22, 24 и 29 мая).
Следующей в западном направлении от бухты Голландия, в сторону выхода на внешний рейд Севастополя, является бухта Доковая — продолжение Панаиотовой балки. Панаиотова балка своим именем обязана названию хутора, что находился в этом же месте. Его владелец — грек по национальности, контр-адмирал, кавалер Алексиано Панайот Павлович, выдающийся российский флотоводец времен правления императрицы Екатерины Великой. Проживший всего 45 лет, он еще в Чесменском сражении в 1770 году проявил себя бесстрашным моряком, захватив в плен турецкую полугалеру, командуя простым баркасом от линейного корабля «Ростислав».
За этот подвиг граф А.Г. Орлов-Чесменский присвоил Алексиано звание лейтенанта и дал ему под командование только что построенный малый фрегат «Святой Павел». Уже на этом корабле в 1771-1772 годах Панайот Павлович захватил крепости Яффа и Цефало.
21 октября 1772 года в упорном бою в порту Дамиетта его экипаж потопил два вражеских фрегата и взял в плен турецкого вельможу Селим-бея и группу старших офицеров.
За свои подвиги в Архипелагской экспедиции к ордену Святого Великомученика Георгия Победоносца IV степени лейтенант Панайот Алексиано был представлен в прекрасной компании отважных морских офицеров. Капитан 1 ранга Федот Клокачев, капитан-лейтенант Томас Мекензи, лейтенант граф Марк Войнович — все эти моряки в будущем вписали свои славные имена в историю Севастополя и Черноморского флота.
В 1776 году свое командование на малом фрегате «Святой Павел» Алексиано сдает будущему гению русского мореплавания, тогда еще капитан-лейтенанту Федору Федоровичу Ушакову. А сам удостаивается высочайшей аудиенции в Петербурге у Екатерины II и награды из ее рук — ордена Святого Георгия III степени «за воздаяния ревности и усердия в службе в бытность флота нашего в Архипелаге».
При основании Севастополя в 1783 году Алексиано уже служит в чине капитана 1 ранга командиром флагманского линейного корабля «Слава Екатерины». И, уже будучи капитаном бригадирского ранга, на этом корабле в 1787 году в Севастополе он принимает императрицу Екатерину II, князя Григория Потемкина, австрийского императора Иосифа II, совершавших путешествие по вновь присоединенным землям из Петербурга в Крым.
Последним морским сражением Алексиано была баталия под Очаковом, в Днепро-Бугском лимане. За доблесть в сражении с турецким флотом Алексиано производят в контр-адмиралы, но 8 июля 1788 года в своей каюте на корабле «Святой Владимир» он скоропостижно умирает.
Вот краткая биография талантливого моряка Панайота Павловича Алексиано, сподвижника Федора Ушакова, Александра Суворова, времен Григория Потемкина и Екатерины Великой, времен основания города Севастополя и Черноморского флота.
Панаиотова балка заканчивается спуском в Доковую бухту Севастопольского рейда. В настоящее время эта бухта примечательна швартовками к ее причалам огромных (по меркам вчерашнего дня) кораблей. Приходят они сюда за украинскими пшеницей и металлом, который загружают гигантскими кранами. Предприятие, владеющее этой территорией, называется АО «СК «Авлита». Благодаря глубоководным причалам оно успешно осуществляет свою деятельность.
В этом же месте находится один из самых больших сухих доков на Черном море. Отсюда и название бухты — Доковая. Управляет доком предприятие «Морской индустриальный комплекс». Наш сухой док огромен. В длину — 290 метров, в ширину — 36, в глубину — 11. Он может принимать суда типа «Панамакс» водоизмещением до 80 тысяч тонн. В советские времена док принадлежал Севастопольскому Морскому заводу им. Серго Орджоникидзе.
История создания дока нисходит к июлю 1911 года, когда после принятия новой программы строительства крупных кораблей для Черноморского флота, в том числе линкоров типа «Императрица Мария» длиной до 170 метров и водоизмещением 23000 тонн, понадобился сухой док для «аварийных» нужд. Проекту было уделено особое внимание с привлечением лучших морских инженеров того времени.
Так, проект батопорта выполнил известный русский инженер академик Шухов Владимир Григорьевич, автор Шаболовской радиопередающей башни и многих инженерных изобретений. Общие чертежи проекта были утверждены лично императором Николаем II, что говорит о важности этого объекта для России. Строил это гидросооружение подрядчик С.Н. Чаев, закончилось обустройство дока в 1915 году, причем была заложена возможность удлинить его на 30 метров в случае надобности.
Называлось это грандиозное сооружение в то время доком Императора Николая II. Кроме дока, были построены железнодорожная ветка до станции Мекензиевы Горы, электростанция и рабочие цеха. При СССР в доке ремонтировались в основном военные корабли. Из известных во всем мире судов, прошедших докование в сухом доке Севастополя, следует выделить американский лайнер «Юнайтед Стейтс» («Голубая лента Атлантики») 289 метров длиной и 31 метр шириной. В 1993 г. на нем у нас был произведен демонтаж асбестовых плит.
Еще один важный момент из истории этого места. На территории «Авлиты» находится небольшое кладбище погибших при защите Севастополя еврейских воинов в Крымскую войну 1854-1855 годов. Чуть выше и восточнее находится Братское кладбище. Еврейских, как и мусульманских воинов, кстати, хоронили отдельно, впрочем, как и награждали, но это уже другая тема…
Фото В. Батанова.