Фотовзгляд в прошлое и настоящее

Фотовзгляд в прошлое и настоящее

В выставочном зале культурно-делового центра «Дом Москвы в Севастополе» общественная организация «Женский клуб «ФрезИя» оформила показ старых и новых фотографий с видами города. Замыслу экспозиции соответствует и её название — «Севастопольская ретроспекция». Корреспондент газеты беседует с одним из авторов проекта выставки Денисом ШТУКАТУРОВЫМ.— Денис Игоревич, если память мне не изменяет, вы вместе со своими единомышленниками не первый раз приглашаете севастопольцев и гостей ознакомиться с собранием фотографий, на которых запечатлены прошлое и настоящее города-героя.

— Нынче мы развернули третью по счету выставку. Первая состоялась в 2010 году. Три года назад это была наша с Вячеславом Гореловым общая затея. И сегодня он, не побоюсь этих слов, — общественный деятель, азартный краевед и прочая, прочая, прочая, рядом с нами. Напомню: Вячеславом Гореловым издан уникальный двухтомник «Незабытый Севастополь». В течение долгих десятилетий его автор Евгений Чверткин глубоко изучал историю родного ему города, фотографировал его. Тексты, сопровождающие большинство фотографий выставки, позаимствованы нами из объемного и основательного труда Евгения Иосифовича.

— Когда вас увлекло собирательство снимков с видами Севастополя?

— Давно, очень давно. Вначале без какой-либо цели. Переезд в Москву, учеба, работа на некоторое время прервали поиск. С появлением Интернета он обрел второе дыхание. Фотографий накопилось столько, что очень захотелось продемонстрировать их как можно большему количеству людей.

— Мне видится, что Интернет упрощает сбор в нашем случае видов старого и нового Севастополя. Гораздо интереснее, как представляется, вести поиск в букинистических магазинах. Там, где они сохранились, на развалах так называемых блошиных рынков, мало ли где. Добытый таким образом каждый экспонат обретет свою историю.

— Согласен, с появлением Интернета легче добиться результата, но накал азарта при этом не убавился. Появилось и нечто новое. В эпоху Интернета знакомство с единомышленниками происходит мгновенно. Разве это не интересно? Первоначально на виртуальном поле началось мое общение с севастопольцем Виктором Охманом. Без Интернета мы могли жить на одной улице и ничего не знать друг о друге. Знакомство с Данилой Логиновым состоялось по старинке: с ним меня познакомил знающий если не все, то очень многое Вячеслав Горелов. И Виктор, и Данила — участники нашего проекта.

— Назовите, пожалуйста, первую фотографию или одну из первых в вашей коллекции, которую можно было бы назвать знаковой, этапной.

— Трудно сказать (после затянувшейся паузы). Почему-то тронул и не отпускает от себя вид севастопольского «Грибка» на Историческом бульваре. Сегодня место, где высилась эта достопримечательность, по существу, заброшено. Разве что можно найти её следы. Но они, как мне кажется, продолжают излучать заряды положительной энергии.

— Чем вы это себе объясняете?

— Слышал, что до октябрьского переворота «Грибок» украшал некий мыс «добрых размышлений, мыслей». То есть люди шли сюда с добром и хорошим настроением.

— В одном из документальных рассказов известный в недавнем прошлом крымский сатирик, поэт и прозаик Николай Полотай поведал о том, как он и его друзья по перу в конце 20-х и в 30-е годы минувшего века устраивали под «Грибком» поэтические дуэли.

— Коль речь зашла о писателях, то посещение Севастополя Адамом Мицкевичем — факт! Слышал, что польский поэт любил бывать там, где затем «вырос» «Грибок». Чувствуется, что это место не абы какое.

— С «Грибком» все предельно ясно. О какой фотографии для своей коллекции вы мечтаете?

— Наши предшественники, огромное им спасибо, снимали главным образом виды Приморского бульвара, улиц Большой Морской и Екатерининской, Центрального городского холма. В стороне, к сожалению, оказался микрорайон, где в наши дни находится площадь Ушакова. Интересное, доложу вам, место. В свое время на нем высилось здание цирка, менее столетия назад, почти при жизни поколения, отдельные представители которого ещё живы, в районе современной площади Ушакова сохранились старые бараки. Если не вернуть их на место, что вряд ли требуется, то хотя бы взглянуть на снимки тех лет. Как-никак любопытно.

— Надолго приковывает внимание большая часть представленных на выставке фотографий. Глядя на одну из них, словно возвращаешься на тридцать лет назад. Вспоминаешь, что на берегу Артиллерийской бухты, чуть дальше дельфинария, шумел городской пляж с лежаками, кабинками для переодевания. А на противоположном берегу — узнаваемая баркентина «Кропоткин». На бывшем учебном судне, поднятом на берег, открыли ресторан. Он попал под «секиру» в начале кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Почти тут же на бывшем «Кропоткине» как бы невзначай вспыхнул пожар. Остатки баркентины убрали с глаз долой в 1990 году. Живая история. Многие из нас — её свидетели. Как вам кажется, к какому выводу можно прийти: с годами город что-то приобретает хорошего или теряет?

— Вы задали вопрос, ответ на который может быть неоднозначным. Кому-то, например, может, и по душе высотки из стекла и металла.

— На Большой Морской, на берегу той же Артиллерийской бухты и в других местах.

— Наверное, поднять такие дома можно быстро, сэкономив деньги. Но подозреваю, что очень многие люди согласятся, что стекло и металл — это не севастопольская стиль?

— Но его уважает лишь тот, кто любит наш город. Как можно было дать согласие строить похожую на нарыв мансарду на доме, который является памятником архитектуры местного значения, напротив Центральной библиотеки имени Л.Н. Толстого? Или лепить пристройку к зданию на площади Ушакова, грубо коверкая замысел архитектора… Это все равно если бы неуч взялся дописывать произведение Александра Пушкина. Какая острая необходимость была теснить сквер у гостиницы «Украина», чтобы поднять ещё одну «наливайку»? Патриотам Севастополя, любителям его замечательной истории, которых у нас больше, адресована ваша выставка. Успехов вам, Денис, и вашим товарищам. Удачного поиска редких фотографий в будущем. Спасибо за беседу.

На снимках: Денис Штукатуров; виды старого Севастополя с выставки.

Другие статьи этого номера