1025

Как все мы любим даты! По-моему, это одна из главных национальных черт славян. Мы готовы торжественно отмечать 5-, 10-, 20-, 50-, 100-летие любого события. Главное, чтобы с момента его начала или окончания прошло кратное цифре 5 количество лет. И не важно, какое это событие: печальное, трагическое, радостное, светлое или нейтральное — все дело в дате. И к этой дате мы готовы свернуть горы. Например, к очередному юбилею Советской власти мы запускали новые заводы, сдавали в эксплуатацию ГРЭСы и АЭСы, отправляли в космос собак и людей, покоряли Эверест, выпускали монеты… Да мало ли что мы делали?! К юбилею свадьбы мы лезли из кожи вон, влезали в долги, но шубу жене покупали — таков обычай. Ведь это юбилей! Мы устраивали и устраиваем субботники, воскресники, не покладая рук работаем в две смены — мы способны на все ради юбилея… Правда, на следующий день мы забываем о нем, ведь надо готовиться к следующему. Это я клоню к тому, что ровно через четыре дня мы радостно и торжественно отметим однатысячадвадцатипятилетний юбилей крещения Киевской Руси равноапостольным князем Владимиром. Необычный профиль юбилея — в обычной рубрике «Профили».Согласитесь: всем севастопольцам приятно чувствовать себя причастными к этому судьбоносному для всех православных событию. (Не буду омрачать великий праздник некоторыми историческими экскурсами по поводу насильственного крещения счастливо живших до этого тысячелетиями язычников, поклонявшихся Перуну, Диве, Вию, Купале и множеству других). Поэтому вполне логично предположить, что Севастополь, как правопреемник Херсонеса и Корсуни, должен стать такой же цитаделью для православных, как Мекка для мусульман и Иерусалим для иудеев. А это накладывает дополнительные требования: коль скоро мы — колыбель православия, то должны быть хранителями и, что очень важно и трудно, — носителями христианских ценностей, врученных Моисею на горе Синай. Их вроде бы не так много — десять, но… Давайте прямо сейчас вспомним основные законы и ответим всего лишь на один простой вопрос: действительно ли мы их так строго блюдем, подавая пример всему православному миру?

На нас же равняются, ведь мы — хранители «колыбели»! За неимением достаточного газетного пространства будем тестировать себя (и весь Севастополь!) выборочно. Да, это не ЕГЭ, не экзамены в ГАИ и не собеседование для приема на престижную работу. Тут не действуют ни связи, ни «благодарность», ни «откат», ни блат, ни красивые глазки или длинные ножки… Тут Закон один, и плевать он хотел на все наши земные законы. Ну, вы в курсе, о чем я. Готовы? Искренне желаю всем нам удачи! Для достоверности буду цитировать первоисточники.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Проще говоря: не сотвори себе кумира. У кого из нас нет кумира? Нет, я не имею в виду религиозные секты сатанинского толка. Кумиром может быть, к примеру, «золотой телец» (именно ему поклонялся народ иудейский, когда Моисей спустился с Синая вместе со скрижалями). В современном смысле это стремление к излишнему комфорту: ну там всякие дачи на берегу моря, особняки в центре города, гараж с несколькими авто, поездки в казино, яхта какая-никакая, наручные часики стоимостью с городской троллейбус, ну и дальше по списку… «Тельцом», кстати, могут быть алкоголь, азартные игры, красивые девочки (и мальчики — тоже!), наркотики — список бесконечен. Но это для граждан попроще, поскромнее. Если вы успешно прошли первый тест, переходим ко второму.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». На первый взгляд — простой тест, верно? Конечно же, мы все любим своих родителей. Правда, мы иногда их калечим или даже убиваем из-за пенсии, квартиры, наследства, да и просто в пьяной бытовой ссоре. Редко, но «почитаем» такими вот способами. А чаще всего мы отдаем их в «хорошие руки» и тут же забываем о существовании т.н. родителей. Вы когда-нибудь были в домах престарелых, ну или в хосписах? Я был. Так вот, поверьте, там лежат те самые родители, которых «почитают» их дети. Мне жаль таких «детей», потому что и у них ведь со временем появятся дети, а, как гласит народная мудрость, «за меня тебе отомстят мои внуки»! Будем тестироваться дальше или?.. По глазам вижу, что будем.

«Не убий». Ну, в свете резонансных убийств последних лет об этой заповеди даже заикаться как-то неловко… Напомню, что мы говорим не обо всех людях, а о нас — жителях «колыбели православия». Наверняка большинство тестируемых с облегчением вздохнут: фу, хоть здесь я чист! Не спешите переходить к следующему вопросу: «не убий» относится и к нерожденным младенцам! Призадумались? И даже к бродячим животным. Припоминаете? К тому же, как мы хорошо знаем, убить ведь можно не только топором Федора Михайловича, но и простым словом. Можно убить человека, не поговорив с ним, когда он на краю, или не одолжив смешную для вас сумму отчаявшемуся. Можно убить юного поэта, предложив ему бросить бесцельное занятие сочинять стихи. Легче всего «убивают» женщины, когда произносят своему нынешнему или бывшему мужу (любовнику, сожителю…) коротенькую, как заточка, фразу: «Ты — не мужик»! Так что не все так простенько в этой короткой заповеди. Надеюсь, в нашей импровизированной «экзаменационной комнате» еще кто-то остался? Тогда «переходим к водным процедурам».

«Не прелюбодействуй». О, сейчас в зале начнутся истерики и обмороки! «Не прелюбодействуй», то бишь «не превышай любовных деяний». Все, что не связано с продолжением рода, причем по любви, расценивается Там как «превышение скорости», нет, «выезд на встречную полосу в час пик, будучи нетрезвым»! Правда, этот Закон, в отличие от ПДД, не регламентирует, чего можно, а чего нельзя. Сколько «промиллей» в крови допускается, да и лимиты скоростного режима не указаны. Кстати, предупреждающих и запретительных «знаков» на этой дороге Жизни тоже нет — каждый из нас вынужден этот Закон толковать по-своему или руководствоваться устоями своей семьи, своих друзей, общественной моралью, в конце концов. При этом, как мы знаем, «незнание Закона не освобождает от ответственности», а она, ответственность, согласно догмам всех религий, непременно настигнет каждого. Вот в это я охотно верю! Так что рекомендую каждому приобрести индивидуальный «видеофиксатор» и хорошенько задуматься перед совершением очередного «двойного обгона». Эй, здесь еще есть кто-нибудь? Негусто… Тогда только для вас, хотя… видимо, я тоже не имею права продолжать опрос. Из уважения к оставшимся переходим в режим «автоматического» тестирования.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». А ведь не зря эти два Закона не объединили в один: ведь речь в нем идет не только о жене и рабыне ближнего, но и о его доме и даже об осле — обо всем! И тут всплывают некоторые факты отчуждения чужого «всего» одними гражданами «колыбели православия» у других таких же граждан. Зачастую нарушение этого Закона идет рука об руку с нарушением заповеди «не убий» — слишком тесными узами они связаны. «В фундаменте каждого капитала лежит труп». Достаточно вспомнить «лихие» девяностые, когда пенсионеры, благодаря «черным» риэлтерам и «вежливым» нотариусам «охотно» переезжали из своих законных «адмиральских» квартир на Городском холме в трущобы. И это — в лучшем случае! Впрочем, ситуация с отчуждением «всего» ничуть не изменилась и сегодня — достаточно посмотреть выпуски новостей. Однажды погожим утром каждому из нас могут объяснить, что «все» его — не совсем его, точнее, совсем не его. Диапазон «всего» колеблется от скромного места на рынке до недостроенного супермаркета, от дачного участка на Феоленте до общественного пляжа, от… и до. Кому я это рассказываю? Свободным гражданам «колыбели православия»?! Жителям города, который был избран Автором заповедей для этой миссии?

Прошу прощения, но на тестирование всех нас оставшимися заповедями попросту не хватает отведенного для «Профилей» места. Мне так хотелось бы посмотреть в просветленные глаза тех, кто сдал экзамены на «пять»! И только их оставить в Священном городе, а остальных, включая меня, — на «101-й километр». И чтобы у оставшихся «просветленных» (интересно, сколько оных насчитается по итогам тестирования?) родилось бы великое множество таких же детей, которые совсем скоро будут гордиться тем, что Севастополь — единственный город на Земле, где нет ни милиции (потому что нет насильников и убийц), ни судов (потому что некого и не за что судить) лишь потому, что все граждане живут в нем по одному закону: «Не делай ничего такого, чего не пожелал бы себе». И этот город все стали бы называть не Белокаменным, а Светлооким. Любой город можно сделать белокаменным, а вот зажечь свет в глазах его граждан — нет! И на всех биллбордах круглые сутки светился бы текст первой заповеди скрижалей: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Да, в отношении предстоящего праздника… Ну раз так принято, то поздравляю всех православных с юбилеем. Наверняка к нам со всего света приедут делегации и высокие гости, первые лица и представители разных концессий, паломники и туристы… Может, поэтому, готовясь к юбилею, мы дружно взялись за работу: асфальтируем, убираем, вывозим, белим… Для того, чтобы Севастополь стал по-настоящему Белокаменным, хотя, как по мне, так лучше бы он был… Впрочем, об этом я уже говорил. Все зависит только от нас. В любом случае нам в нем жить. Время жить в Севастополе?!

А ведь так хотелось написать о Дне флота… Но ведь у него дата, не кратная пяти. Дождемся дат?..

Другие статьи этого номера