Ночные розы Федора Захарова

Ночные розы Федора Захарова

Выставка народного художника Украины Федора Захаровича Захарова (1919-1994) «Широкой кистью в краску страсть вложив» пройдет с 5 по 16 сентября в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого. На ней будут представлены полотна основателя крымской художественной традиции из коллекции севастопольской галереи «Арт-Бульвар».В своё время художник сказал, что украинская природа изменила его, заставив по-новому взглянуть на проблемы пейзажной живописи. Для него — уроженца Смоленщины, выпускника Московского государственного художественного института им. В. Сурикова (1950) — жизнь в Крыму и Седневе насытила мир яркими красками, придала ему контрастность и выразительность. Именно здесь огромное колористическое дарование Захарова смогло раскрыться в полной мере. И проявилось это не только в великолепных, тонких по настроению импрессионистических пейзажах мастера, но и в натюрмортах, составляющих значительную часть его живописного наследия.

Захаров воспринимал мир чувственно, и ему важно было передать в картине то ощущение восторга, которое вызывали у него роскошные крымские розы, персики или сирень. Он работал быстро, артистично, темпераментно, но за этой лёгкостью и, казалось бы, небрежностью письма стояли колоссальный труд, опыт, мастерство, уроки его выдающихся учителей — А. Лентулова, И. Чекмазова, В. Фаворской.

В захаровских натюрмортах чудесным образом сочетаются вкус к деталям и способность к художественному обобщению. Внимательный наблюдатель природы, тонкий колорист, он всегда наделял свои картины неповторимым авторским «вчувствованием» в изображаемый предмет. Но при этом его работы связаны с чем-то бoльшим, направлены на широкий контекст, отсылающий нас к истории станковой живописи, а, возможно, и заставляющий задуматься над её будущим.

Особенность творчества художника — в красоте не только целого, но и даже маленького фрагмента. Обычно живописное произведение смотрится издали. К картинам же Захарова можно приближаться вплотную и любоваться каждым мазком.

Художник словно вступает в диалог с мастерами русского импрессионизма, и знакомые сюжеты начинают звучать в его интерпретации по-иному. Он наполняет картину энергией непринуждённости, отбрасывает ненужные подробности, оставляя самое важное — колорит, настроение, ощущение эмоциональной вспышки.

Работы художника находятся во многих музеях Украины, в частных коллекциях Украины, России, Америки, Японии, Франции, Германии. В Третьяковской галерее после персональной выставки осталось шесть работ. Одна из них, из «седневского» цикла, «Зимка» (1986), указана в каталоге выставки Третьяковской галереи «Пути русского импрессионизма».

Фёдор Захаров, высоко ценимый при жизни (какое это счастье — свое-временное признание мастера!), обладатель ордена «Знак Почёта» (1960), грамоты Президиума Верховного Совета УССР за заслуги в развитии советского изобразительного искусства (1967), заслуженный деятель искусств, а позднее — народный художник УССР, на самом деле имел нечто более важное, чем список регалий и высоких наград… Природа наделила его редким талантом «проникающего» видения, способностью улавливать бесконечное, ежесекундное преображение мира. И уж точно не прогадала: художник отблагодарил свою щедрую дарительницу, работая, по сути, всю жизнь над одной темой — её портретом.

На снимках: картины Ф. Захарова — «Натюрморт с сиренью», «Лодки на берегу», «Ночные розы».

Другие статьи этого номера