Школьник, будь здоров!

Чтобы ребенок хорошо учился и не болел, важно правильно организовать его рабочее место и грамотно составить распорядок дня.Начался новый учебный год. Сегодня ни для кого не является секретом, что в ходе учебного процесса у многих ребят развиваются такие «школьные патологии», как нарушение осанки, зрения, болезни пищеварительной системы. Чтобы избежать подобных неприятностей, по мнению специалистов, родителям необходимо сразу же правильно организовать режим дня, питания школьника, подобрать ему соответствующий письменный стол и стул, а также подумать об оптимальном чередовании умственных и физических нагрузок.

В ЗОНЕ РИСКА — ДЕВЯТЬ ИЗ ДЕСЯТИ

Согласно официальной статистике, сегодня только 10% детей являются практически здоровыми, а у остальных 90% есть та или иная патология. К сожалению, условия, в которых проходит общеобразовательный процесс, пока что в большинстве своем далеки от идеальных. Поэтому именно в школьном возрасте происходит значительный рост заболеваемости, подтвержденный медицинскими исследованиями. Такие проблемы, как нарушения осанки, зрения, болезни органов пищеварительной системы, становятся настоящим бичом современных школьников. Между тем половина детей, имеющих проблемы со здоровьем, склонны к негативному поведению, а каждый пятый плохо усваивает изучаемый материал.

СТОЛ + СТУЛ = …

По данным ученых, здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни.

Поэтому задача каждого родителя — создать ребенку сберегающие здоровье условия и обучить его определенным гигиеническим навыкам работы. Важным условием профилактики нарушений осанки и зрения у школьников являются подбор соответствующей их росту мебели и обучение правильному положению тела во время работы. Вначале необходимо подобрать соответствующий росту стул.

Высота сиденья такого стула должна быть равна высоте голени обутой ноги, а глубина — на 5-6 см меньше длины бедра. Затем регулируем высоту стола. Высота края стола должна быть на 5-6 см выше локтей ребенка, сидящего с опущенными руками. В случае, если крышка стола выше, можно подложить под стул деревянные бруски, а под ноги — подставку. Но лучше сразу приобрести стул с регулируемой высотой и наклоном сиденья, а стол — с наклоненной поверхностью (парта) или с подлокотниками, что будет способствовать более комфортному положению тела при подготовке домашнего задания.

Серьезное внимание следует обращать на положение детей за партой, потому что как ребенок привыкнет сидеть в первые дни учебы, так он и будет сидеть в старших классах. Поэтому следует с первых же дней приучать ребенка к правильному положению за партой. Стул сидящего учащегося должен быть задвинут за край стола на 4-8 см, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Нельзя опираться грудью о край парты. При письме нужно опираться о спинку стула поясницей, при объяснении учителя сидеть свободно, опираясь о спинку не только поясницей, но и подлопаточной областью спины.

При письменной работе или чтении ребенок не должен низко наклоняться над книгой или тетрадью. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30-35 см. Рабочий стол, за которым ребенок готовит уроки, должен стоять у окна. Лучше всего ставить стол слева от оконного проема, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной, чтобы рабочая поверхность хорошо освещалась в дневное время. Если время подготовки домашнего задания приходится на темное время суток, то, кроме общего освещения, должно быть и местное — настольная лампа. Мощность лампочки в ней рекомендуется в пределах 60-75 Вт, и расположена лампа должна быть справа, если ребенок левша, и слева, если правша.

Если все пространство комнаты затемнено, занятия при свете одной только настольной лампы детям противопоказаны, так как создаваемый контраст будет быстро утомлять ребенка и может привести к ухудшению зрения. В данном случае источники света нужно комбинировать: например, использовать компактные люминесцентные лампы для создания общего освещения и обычные лампы — для обеспечения направленного потока света на рабочую зону.

Оборудуя рабочее место школьника, родители также должны продумать, где будут храниться книги, тетради, канцелярские принадлежности. Главное, чтобы ребенку было удобно их доставать, тогда он быстро научится самостоятельно наводить и соблюдать порядок.

СРЕДСТВО ОТ ОРВИ — БОГАТЫЕ ВИТАМИНОМ «С» ПРОДУКТЫ

Периодически болеть ОРВИ (до 4 раз в году) — это норма для детей, так как в детских коллективах вирусы атакуют ребят постоянно. Здесь важно, чтобы заболевшему ребенку вовремя назначили правильное лечение, чтобы он отлежался дома и не получил осложнений. Для профилактики ОРВИ следует налегать на содержащие в большом количестве витамин С продукты (лимоны, апельсины, черную смородину, клюкву), пить много жидкости и почаще проветривать помещение.

Чтобы поддержать организм, ребенку желательно есть шесть раз в день. В идеале в рационе должно быть пять порций овощей и фруктов, две порции мяса (рыбы, яиц), одна порция каши, две порции (2 стакана) молока и йогурта. Рекомендуется съедать около 30 граммов твердого сыра, макароны из твердых сортов пшеницы, картофель, нешлифованный рис, сухофрукты. А вот от всевозможных тортиков, пирожных, прочих сладостей и фаст-фуда нужно отказываться.

А еще очень важно не перегружать ребенка, особенно в первые дни учебы. Если у школьника не будет свободного времени (после занятий он будет посещать различные секции: английский, рисование, музыку и т.д.), у него может возникнуть синдром хронической усталости. Здесь важно чередовать умственные и физические нагрузки, то есть после школы полезно заняться танцами, плаванием, пойти в спортивную секцию. Главное, чтобы ребенку эти занятия были в радость, а не в тягость.

Другие статьи этого номера