Александр ГРАБАР: «Сейчас севастопольцы оформляют права на участки, которые были им выделены и восемь лет назад»

Уже девять месяцев граждане страны живут в соответствии с новой редакцией закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». После вступления в силу новой законодательной нормы 1 января 2013 года во всех регионах Украины начали функционировать территориальные подразделения Государственной регистрационной службы. В нашем городе таким подразделением стала Регистрационная служба Главного управления юстиции в г. Севастополе. О том, как развивается вновь созданная структура, о проблемах, с которыми сталкиваются государственные регистраторы и их клиенты, «Славе Севастополя» рассказал возглавивший подразделение Александр Грабар:- Для начала еще раз хотел бы подчеркнуть, каким образом преобразилась сама система госрегистрации прав на недвижимое имущество. Что касается регистрации перехода прав на объекты, которые были зарегистрированы до 1 января 2013 года, то данный сегмент полностью перешел в компетенцию нотариусов. То есть если у гражданина есть документы, подтверждающие государственную регистрацию его права на этот объект недвижимости (земельный участок, квартиру, дом и т.д.) до 1.01.2013 года, то нет необходимости данное право перерегистрировать во вновь созданной регистрационной службе, а можно сразу идти к нотариусу на оформление сделки.

Напомню, что до начала этого года такую регистрацию проводили бюро технической инвентаризации. Имея на руках правоустанавливающий документ, граждане обращаются к нотариусу; тот самостоятельно вносит данные об объекте и его настоящем собственнике в соответствующий реестр, удостоверяет сделку с данным объектом, а затем регистрирует возникшее в результате сделки право на этот же объект за новым правообладателем.

И хочу сказать, что процедура длится не неделю-полторы, как раньше. Нотариусы уже, как говорится, набили руку и готовы все сделать в течение нескольких часов. Опытные нотариусы уже спокойно проводят по три-четыре сделки в день.

А функции регистрационной службы — это регистрация прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества. Если структурировать фактический объем заявлений в среднем по стране, то сегодня порядка 60% регистраций перехода права собственности на недвижимость оформляется у нотариуса, а 40% составляет регистрация прав на вновь созданные или реконструированные объекты.

После того как подразделение Укргосреестра в Севастополе приступило к оказанию услуг, нами было принято 12451 заявление о государственной регистрации прав и их обременений и запросов о предоставлении данных из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, из них заявлений о государственной регистрации прав и их обременений (относительно права собственности) — 8248.

— То есть за восемь месяцев этого года более восьми тысяч севастопольцев зарегистрировали права собственности? Что это за имущество?

— Преимущественно речь идет о так называемых новостроях. Ни для кого не секрет, что Севастополь занимает второе после Киева место по строительству жилья. Это обстоятельство влияет и на объем нашей работы. Заявления подаются и для регистрации права на недвижимость после перепланировки строения. Перестроили квартиру, передвинули стены, изменили жилую или общую площадь, получили у ГАСКа декларацию — регистрировать свое право к нам.

Отдельную категорию составляют заявления о регистрации прав на земельные участки, которые граждане получили в пользование и обрабатывали, но, допустим, своевременно не оформили на них правоустанавливающие документы, а также земельные участки, на которые люди получили право в результате бесплатной приватизации в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины.

— Александр Владимирович, я думаю, у людей, которые получили в Севастополе земельные участки, не возникает проблем с их оформлением, вряд ли они относятся к тем, кто встанет в очередь к окошку регистратора…

— Не скажите. В связи с тем что какое-то время оставался неурегулированным вопрос планирования застройки городских территорий, фактически был приостановлен процесс выделения участков и оформления документации на них. Потому некоторые граждане только сегодня получают правоустанавливающие документы на участки, которые были выделены и восемь лет назад.

Управление земельных ресурсов по причинам, которые нам неизвестны, годами не регистрировало права на садовые участки. И теперь те же бабушки и дедушки, многие годы безуспешно пытавшиеся оформить документы на свои садовые участки, обращаются в нашу службу для регистрации своих прав на земельные наделы.

— В какие сроки теперь можно получить в регистрационной службе полностью оформленные правоустанавливающие документы на свою недвижимость?

— Законодатель четко определил срок государственной регистрации — это 14 рабочих дней. Честно говоря, мы отдаем себе отчет в том, что нашей службе фактически дали год, так сказать, на раскачку, чтобы регистраторы отладили работу с вновь созданным реестром, потому что с 1 января 2014 года планируется сократить этот срок до пяти рабочих дней.

— Народ толпится на ул. Брестской?

— По адресу: ул. Брестская, 18-а, производится обслуживание физических лиц, например, для оформления вещных прав. И если говорить об очередях, то каждый день мы стараемся работать до последнего клиента. То есть обслужить всех, кто записался на подачу документов предварительно или пришел в живую очередь. Перераспределили объемы у себя внутри, между госрегистраторами. И сейчас средний объем регистрации на одного регистратора составляет от 15 комплектов документов в день. Ведь человек может прийти один, а у него — 10 доверенностей.

Хочу сказать, что если еще в феврале-марте мы могли принять 30-40 заявлений в день, то сейчас принимаем порядка 80. И в эту цифру входит, учтите, обработка обращений тех же правоохранительных органов, чтобы судья мог санкционировать какие-то следственные действия. Будь то обыск, выемка документов по месту жительства или работы, необходимо предоставить документ о принадлежности данного помещения.

Мы оптимизировали свою работу. Но башенные краны продолжают расти на территории Севастополя в геометрической прогрессии. Постоянным остается только количество государственных регистраторов. Поэтому мы продолжаем инициировать увеличение количества штатов и рассчитываем на помощь местных властей в предоставлении помещений. Но это проблема — не исключительно Севастополя. Нехватка кадров — проблема всех регионов страны.

— «Слава Севастополя» уже рассказывала о том, что право дистанционной подачи документов на регистрацию своего бизнеса удобно, например, людям с ограниченными физическими возможностями, но все же для Севастополя это не так актуально, мы — город и имеем хорошее транспортное сообщение. А может, существует подобная возможность направить документы почтой государственному регистратору прав на недвижимое имущество?

— К сожалению, пока нет. Сегодня действующим законодательством предусмотрено, что подать заявление и документы для государственной регистрации своих прав на недвижимость человек может только лично или через свое доверенное лицо, которое также обязано будет обратиться к регистратору лично. Возможно, в ближайшее время будут внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру госрегистрации прав на недвижимое имущество, и гражданам будет предоставлена возможность подавать документы дистанционно через почту или службу курьерской доставки. Если такие изменения в закон будут приняты, то это, на мой взгляд, избавит большинство людей от необходимости лично являться в регистрационную службу, чтобы подать свои документы на регистрацию, что закономерно приведет к сокращению очередей в подразделениях службы. Но пока это только в проектах.

Что касается регистрации бизнеса, то для Севастополя проблема доступности госрегистратора остро не стоит. Мы же не область, где до районного центра еще километров сто нужно преодолеть. К тому же в вопросах государственной регистрации юридических лиц и физических-лиц-предпринимателей мы эту проблему пресекли на корню, первоначально набив шишки на госрегистрации прав на недвижимость. Ранее количество госрегистраторов по городу (при районных администрациях) составляло 11 человек, в штате отделов регистрационной службы уже сейчас работают 15 госрегистраторов, что позволяет более оперативно обслуживать граждан, желающих зарегистрировать свой бизнес или получить соответствующую информацию об уже существующих субъектах предпринимательства.

— Мы уже упомянули, что регистрация прав на недвижимость — это не единственная функция регистрационной службы. Какие основные нововведения в работе службы по остальным направлениям можно отметить?

— Сегодня регистрационная служба через соответствующие отделы государственной регистрации актов гражданского состояния ведет наполнение электронного реестра актов гражданского состояния. Вся информация, скопившаяся за многие десятилетия в архивах загсов, оцифровывается и заводится в единую электронную базу, чтобы в дальнейшем уйти от бумажной работы.

Например, следователь прокуратуры Волынской области обращается к нам с просьбой подтвердить или опровергнуть факт, что свидетельство о рождении подозреваемого выдано рагсом Севастополя. Кто-то вступает в наследство на территории Киевской области, а информация о наличии актовой записи, подтверждающей родство умершего и его наследника, находится в архивах рагса в Севастополе: электронный реестр позволит получить необходимые данные в очень короткий промежуток времени? Создание реестра в десятки раз ускоряет процесс обмена информацией.

На сегодняшний день в нашем городе создано четыре подразделения регистрационной службы, которые с 1 июля текущего года приступили к выполнению функций по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Регистраторы Ленинского района ведут прием в центре предоставления административных услуг при Севастопольской городской государственной администрации по адресу: ул. Ленина, 2.

Регистраторы остальных районов пока работают в помещениях райгосадминистраций. Хотя в Нахимовском районе мы уже закончили ремонт помещения и будем переезжать в здание на пл. Ластовой, 2. А регистраторы Балаклавского района в ближайшем будущем будут размещены в нашем помещении на ул. Строительной, 43.

И я хочу сказать, что к государственным регистраторам по вопросам регистрации бизнеса у нас больше нет очереди, так как теперь прием производится не два раза в неделю, как было у госрегистраторов при администрациях, а с понедельника по пятницу. Людям больше нет смысла толпиться в очередях, поскольку каждый имеет возможность спланировать свой визит к регистратору в удобное ему время.

В тему

Всего с 1 июля 2013 г. государственными регистраторами отделов государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Ленинского, Гагаринского, Балаклавского и Нахимовского районов регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе совершено 5189 регистрационных действий, из них:

— зарегистрировано 128 юридических лиц;

— зарегистрировано 305 физических лиц-предпринимателей;

— проведено 1777 регистрационных действий по государственной регистрации изменений, включения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;

— осуществлено 233 регистрационных действия по государственной регистрации прекращения юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;

— выдано 2746 справок, выписок, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Количество выданных выписок из Государственного реестра актов гражданского состояния составило 9694.

Уважаемые читатели «Славы Севастополя»! Мы продолжаем цикл сеансов телефонной связи «Горячая линия». Свои вопросы начальнику регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе Александру Владимировичу Грабару вы можете задать в ходе «Прямой телефонной линии», которая состоится в пятницу, 20 сентября, с 10.00 до 11.00 по телефону 54-76-50 или прислав по электронной почте slavasev@mail.ru

Другие статьи этого номера