10 октября Верховная Рада Украины приняла закон «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на её территории». Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев принятие данного закона назвал «знаковым и стратегически важным событием для Крыма». «Этот закон создаст дополнительные стимулы для притока инвестиций в модернизацию всех сфер экономики и инфраструктуры. От этого зависят конкурентоспособность Крыма и качество жизни крымчан», — заявил Могилев.
По сообщению пресс-службы Совета министров АРК, закон определяет основные принципы эффективного экономического, социального и экологически безопасного развития Крыма и повышения его инвестиционной привлекательности. Документ принят с целью создания благоприятных условий для комплексного и сбалансированного развития автономии, эффективного использования ресурсного потенциала и привлечения инвестиций.
Отдельный раздел закона посвящен стимулированию инвестиционной деятельности на территории полуострова. Так, он предусматривает предоставление инвесторам налоговых и таможенных льгот, а также государственных гарантий.
Таким образом, Крым оказался на голову выше Севастополя, долгие десятилетия «носившегося» со своими проектами создания свободной экономической зоны, а в итоге оказавшегося на одном из последних мест в стране по привлечению инвестиций. О том, каковы перспективы создания экономических преференций у города-героя, «Слава Севастополя» беседует с одним из разработчиков севастопольских проектов СЭЗ — кандидатом юридических наук, директором фонда «Севастополь» Михаилом ЮРЛОВЫМ:- Прежде всего пока ещё я лично не видел утвержденного текста закона, а по отдельным ремаркам в СМИ сложно дать глубокий юридический и экономический анализ сути предполагаемых льгот. Вместе с тем моя собственная оценка подобного рода крупномасштабных проектов всегда была достаточно осторожной: Крым очень различен по своим районам, и то, что может быть приемлемо для ЮБК, вряд ли будет работать в степях полуострова.
— Михаил Николаевич, на ваш взгляд, существует ли перспектива создания экономических преференций для Севастополя?
— Опять-таки оговорюсь — высказываю исключительно собственную точку зрения: Севастополь в гораздо большей степени нуждается в льготах, чем любой другой регион Украины. Городская экономика два века почти на 95% основывалась на развитии военно-промышленного комплекса и с коллапсом СССР пришла в системный упадок. Нет тех «Севморзавода», «Паруса», «Муссона» (конечно, в том виде, когда они были градообразующими предприятиями), нет того работодателя, которым был ЧФ СССР (по количеству боевых кораблей и вспомогательного флота сейчас даже суммарные показатели ЧФ РФ и ВМСУ несопоставимы с советским ЧФ 1991 г.). Уже нет и тех сегментов «не-ВПК экономики», которыми были мощные «Атлантика» и «Югрефтрансфлот».
И я бы заострил внимание на том, что в других украинских регионах, где был мощный ВПК (скажем, Харьков, Днепропетровск и др.), всегда были и достаточно сильные гражданские отрасли — металлургия, нефтехимия, агропром, портовая деятельность, торговля… Конечно, эти сферы тоже пережили известные потрясения, но все же они выжили, а ВПК почти перестал существовать. И здесь на Севастополь легла самая большая по сравнению с любым иным регионом Украины нагрузка. Чтобы перестроить жизнедеятельность города, целевым назначением которого с момента возникновения в течение двух столетий были военные функции, нужны принципиально новые подходы. Именно поэтому Севастополь заслуживает льгот.
— Вы говорите о специальном экономическом статусе?
— Конечно. СЭЗ (если кому-то не нравится этот термин, хотя он и закреплен в законах Украины, можно называть как угодно иначе) — это самый действенный и наименее затратный для государства вариант. Тем более что никто не отменял соответствующий декабрьский 2008 года указ президента Украины и июньское 2009 года постановление Кабмина о мерах по реализации данной идеи.
— Почему с 1992 года, ещё с момента первого указа (президента Л. Кравчука) о создании СЭЗ в Севастополе, так ничего и не происходит?
— Откровенно? Наверное, не хватает духу довести начатое дело до конца. Если разбираться, то нет ни политических (здесь могут ссылаться на особый интерес России, наличие флотов, сепаратизм и т.п.), ни экономических (сокращение поступления налогов, «черная дыра» на таможенной границе), ни военных, никаких других причин для того, чтобы не провозгласить создание на территории Севастополя зоны льготного предпринимательства. Такие СЭЗ и подобные территории «приоритетного развития», «льготного предпринимательства» существуют во множестве стран мира и (при правильной организации) дают поразительные результаты, выгодные как населению, так и государству.
— Как вы расцениваете возможность какой-либо реакции в Севастополе на принятие закона об АРК?
— Этот вопрос — к горсовету, к Севастопольской городской госадминистрации. К примеру, Юрий Дойников, в начале 90-х бывший начальником отдела экономических реформ СГГА, достаточно хорошо знает предмет СЭЗ. Именно сотрудники его отдела были у истоков этой идеи и быстро добились неплохих результатов — соответствующего указа президента Украины. Какова сейчас позиция власти? Мне трудно сказать. Но как директор неправительственной организации могу сообщить, что энтузиазма по поводу реализации концепции СЭЗ у меня самого ничуть не меньше, чем раньше. А возможностей — даже больше. Достаточно сказать о достигнутой фондом «Севастополь» договоренности с самой крупной юридической компанией мира «Скадден» (Великобритания) о разработке ими на безвозмездной основе законопроекта «О специальном экономико-правовом режиме благоприятствования отечественным и иностранным инвестициям и занятости на территории Севастополя». Кстати, законопроекта, предусмотренного распоряжением КМУ. Впрочем, это — не новость. Когда мы затрагивали «наверху» вопрос о создании льготного режима в Севастополе, нам говорили: дескать, преждевременно. В АРК это оказалось не преждевременно…
— Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев убежден в том, что теперь у автономии «возникнут стимулы для притока инвестиций в модернизацию всех сфер экономики и инфраструктуры Крыма». Уйдет ли Крым, в таком случае, в отрыв от находящегося на той же территории полуострова Севастополя?
— Посмотрим. Скажу лишь то, что без новых экономических стимулов наш Севастополь будет находиться в таком же полудотационном состоянии, как и сейчас. И хотя за первое полугодие 2013 г. Севастополь по совокупности более 40 показателей социально-экономического развития занимает второе место среди всех регионов Украины, в целом нужно предпринимать серьезнейшие шаги по формированию новой концепции развития города и возрождению его промышленного потенциала — прежде всего морехозяйственного комплекса. А здесь без льгот трудно чего-либо добиться.