Испорченный телефон

Редакция газеты «Слава Севастополя» получает немало писем читателей, подвергающих критике работу КЗ «СЦЭМПиМК» (проще — «Скорая помощь»). Сегодня мы публикуем мнение руководителя этого медицинского учреждения в г. Севастополе А.Г. Ананьина, подготовившего ответ на публикацию ряда обращений жителей города в номере «Славы Севастополя» за 3.10.2013 г. Из предлагаемого вниманию читателей ответа А.Г. Ананьина ясно и четко вырисовывается его отношение и к своей профессии, и к пациентам, и к критическим высказываниям в адрес руководства КЗ «СЦЭМПиМК».3 октября в газете «Слава Севастополя» под рубрикой «Вопрос в лоб» опубликован обзор читательских сообщений «Таким реформам мы не рады».

Любой обзор, даже столь тенденциозный, высвечивает ряд проблем. Важнейшая из прозвучавших — та, что население (и прежде всего люди пожилого возраста) не желает понимать, что «скорая» должна оказывать в первую очередь экстренную медицинскую помощь, а не медицинскую помощь «вообще». Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи», постановление Кабинета министров Украины от 21.11.2012 г. N 1119 «О нормативах прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место события» имеют целью прекратить потребительское и пренебрежительное отношение к работе службы экстренной медицинской помощи. Считаю необходимым еще раз дословно процитировать основные положения этих документов и в их контексте рассмотреть обращения читателей.

К категории экстренных относятся обращения по поводу вызова к пациенту, находящемуся в неотложном состоянии, которое сопровождается потерей сознания, судорогами, внезапным расстройством дыхания, внезапной болью в области сердца, рвотой кровью, острой болью в брюшной полости, внешним кровотечением, признаками острых инфекционных заболеваний, острыми психическими расстройствами, которые угрожают жизни и здоровью пациента.

Экстренным вызов считается тогда, когда данные состояния обусловлены: внезапными заболеваниями; всеми видами травм (ранения, переломы, вывихи, ожоги, тяжелые ушибы, травмы головы); поражением электрическим током, молнией, тепловыми ударами, переохлаждением, асфиксией всех видов (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути); повреждениями разной этиологии во время чрезвычайных ситуаций (дорожно-транспортные происшествия, аварии на производстве, стихийные бедствия и тому подобное); отравлениями, укусами животных, змей, пауков и насекомых и т.д.; нарушением нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечения и т.д.).

К категории экстренных относятся также обращения медицинских работников по транспортировке пациентов, которые находятся в состоянии, требующем обязательного медицинского сопровождения и срочной госпитализации в стационарные заведения охраны здоровья.

К категории неэкстренных отнесены обращения по поводу вызова к пациенту, состояние которого не является неотложным и сопровождается: внезапным повышением температуры тела с кашлем, насморком, болью в горле; головной болью, головокружением, слабостью; болью в пояснице, суставах (радикулит, остеохондроз, артрит, артроз и т.д.); повышением артериального давления; болевым синдромом у онкологических больных; алкогольным, наркотическим, токсическим абстинентным синдромом, а также обострением хронических заболеваний у пациентов, которые находятся под наблюдением семейного или участкового врача по поводу гипертонической болезни, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического воспаления печени, желчного пузыря, кишечника, болезни почек, суставов и так далее.

В случае получения обращения, относящегося к категории неэкстренных, оно перенаправляется в соответствующее заведение охраны здоровья первичной медико-санитарной помощи (территориальную поликлинику) в порядке, утвержденном МОЗ. Из 95 тыс. 162 вызовов в КЗ «СЦЭМПиМК» за 9 месяцев 2013 г. лишь 23 тыс. 163 (24,3%) оказались экстренными. И в этом отношении очень показательно обращение Елены Ефимовны.

Комиссия специалистов КЗ «СЦЭМПиМК» посетила на дому Елену Ефимовну, проживающую в пос. Полюшко, ул. Луговая, 10. В доброжелательной беседе она сообщила, что претензий к работе «скорой» не имеет, регулярно лечится и наблюдается участковым врачом. Ее осмотрели и скорректировали лечение. Дополнительно комиссия установила, что в течение 2013 года к ней было осуществлено 3 выезда бригады ЭМП по поводу хронических заболеваний, не требующих оказания экстренной помощи.

Обращение Тамары Ивановны рассмотрено совместной комиссией специалистов КЗ «СЦЭМПиМК» и КЗ «Городская больница N 3 им. Даши Севастопольской». Установлено, что 16.09.2013 г. в 7.45 поступило обращение к диспетчеру службы «103». При опросе члена семьи установлено, что у мужчины 38 лет повысилась температура и он болен в течение нескольких часов. Выявить какие-либо симптомы, позволявшие расценить обращение как экстренное, не удалось. В соответствии с требованиями постановления КМУ N 1119 обращение переадресовано в территориальную поликлинику. Обследование больного проведено в кратчайшие сроки, назначено адекватное лечение. Кроме этого обращения на электронном регистраторе информации в 8.01 и 8.19 зафиксированы обращения Тамары Ивановны. Они сделаны в повышенном, мягко говоря, тоне, в настолько агрессивной и оскорбительной форме, что какой-либо диалог с диспетчером службы «103» и старшим врачом смены был невозможен. Каких-либо советов не давалось, как и не было «15 звонков в «скорую».

Респонденту Алиму Абасовичу и читателям газеты сообщаю: показатель оперативности работы «скорой» в Севастополе — один из лучших в Украине. Норматив прибытия бригад ЭМП, предусмотренный постановлением КМУ N 1119, в сентябре 2013 года выполнен на 99,5%, т.е. вероятность опоздания «скорой» на 2 часа приближается к нулю. Тем не менее я был бы признателен Алиму Абасовичу, если бы он сообщит дату, время и адрес такого опоздания. По такому факту (если он имел место) будут приняты самые жесткие меры, о чем я сообщу читателям.

Очень неоднозначно электронное письмо Василия Петрова. Он убедительно сообщает о надлежащем выполнении должностных обязанностей работниками КЗ «СЦЭМПиМК», а именно: своевременное прибытие бригады, соблюдение медицинским работником санитарно-гигиенических требований, квалифицированный опрос, несмотря на активное сопротивление В. Петрова, об имевшем место событии. Напомню читателям, что алгоритм опроса, проводимого диспетчером службы «103», при четких и правильных ответах абонента позволяет в течение 20-25 сек. локализовать место вызова, определить необходимость и срочность вызова. В. Петров в течение 10 минут бесцельно матерился, украв это время у самого себя. Кроме того, он, сам того не желая, затронул такую важную проблему, как брошенные родители. Надо отдать должное В. Петрову: он хоть и побрезговал положить собственную мать в постель, но все же ее навестил. А мы, работники «скорой», знаем десятки адресов престарелых людей, дети которых, проживая в одном городе, не появляются у них в течение многих месяцев и лет. Сердобольные соседи вызывают «скорую», а по приезде оказывается, что пожилой человек, зачастую немытый, полуголодный, физически слабый, нуждается, как и в случае с мамой В. Петрова, не в медицинской помощи, а в уходе и общении с родными.

Еще трагичнее судьба людей преклонного возраста, которых «заботливые» дети вывозят на дачи подышать свежим воздухом и там забывают на многие месяцы. При поступлении вызова в такой садоводческий «шанхай», не имеющий ни улиц, ни нумерации домов, найти больного невозможно. А дети, проживающие в городе и вызывающие «скорую», проводить бригаду к заболевшему родителю отказываются, прибегая к той же ненормативной лексике, что и В. Петров. Ежемесячно медицинские работники констатируют смерть пожилых людей, проживавших на садовых участках. И, несомненно, кроме старости и болезней, смерти части из них способствовало и хроническое недоедание. Предлагаю анонимному журналисту, подготовившему этот обзор, поднять на страницах газеты данную тему. Собрать материал мы поможем.

Тот же В. Петров очень наглядно продемонстрировал такую проблему, как нравственная деградация некоторых членов нашего общества. Ежедневно десятки абонентов подобно В. Петрову начинают общение с диспетчером службы «103» с оскорблений, угроз, хамства, нецензурной брани. Мы многократно представляли в милицию фамилии, адреса, номера телефонов и аудиозаписи телефонных хулиганов, но ни разу не получили даже отписки. Так что с этой проблемой «скорая» остается один на один. Хотя, возможно, в случае с В. Петровым реакция будет: он публично признал оскорбление и унижение чести и достоинства женщин — медицинских работников.

И последнее. Уважаемые читатели! Ваше общение со службой экстренной медицинской помощи через газету «Слава Севастополя» все больше напоминает игру в «испорченный телефон», а как известно, эта игра заканчивается абсурдом. Как произошло и в данном обзоре: редакция ставит вопрос о замене руководителя на том основании, что врач моет руки перед осмотром пациента. Для прямого обращения напоминаю: мой телефон — 54-27-15, тел. заместителя по медицинской части Елены Георгиевны Гудковой — 54-46-29, старшего врача смены — 24-05-77, почтовый адрес: 99003 ул. Пугачева, 28.

Мы готовы к обсуждению и решению самых острых вопросов и проблем экстренной медицинской помощи.

С уважением

А.Г. АНАНЬИН, главный врач КЗ «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф».

Другие статьи этого номера