Путешествия по Крыму Алексея Чеботару

Путешествия по Крыму Алексея Чеботару

На второй персональной выставке талантливого молодого художника, члена Национального союза художников Украины Алексея Чеботару «Путешествия по Крыму» представлено около 40 живописных полотен, выполненных в основном за последний год. На выставке можно увидеть как пейзажные работы, созданные в Крыму и в окрестностях Севастополя, так и портреты, и натюрморты.Рожденный в семье художников, известных и талантливых севастопольских живописцев Николая и Тамары Чеботару, Алексей с детства проникал в необъятный мир искусства. Но добиться успеха можно только собственным трудом. Алексей Чеботару — прямое доказательство того, что талант на детях не отдыхает. Он достойный продолжатель дела своих родителей.

Существует ошибочное мнение, что художнику, посвятившему своё творчество изображению природы, необязательно хорошо рисовать и компоновать, чтобы стать приличным или отменным пейзажистом, достаточно иметь колористический дар. Хорошо писать, тонко чувствовать краски природы — это много, но ещё не всё. Для того чтобы написать пейзаж-картину, нужно уметь свободно распоряжаться всеми компонентами пейзажа. Рисунок должен быть убедительным, цельным и в то же время сделанным мастерски, легко.

Пейзажист, реалист по мироощущению, Алексей Чеботару говорит в своих работах языком цвета. Постигая законы написания с натуры, он обогащает состояние увиденного звучными оттенками своей палитры. На его полотнах мы наблюдаем изображения действительного мира во взаимосвязи с романтической ноткой. У художника за плечами — хорошая база: Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша и Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, которую он окончил с отличием.

Родившись в Севастополе, художник по жизни проносит его южную горячую натуру. Трактуя форму и пространство сложными цветовыми нюансами, живописец дарит зрителю красоту крымской природы и настоящее лицо любимого края, ведь чтобы понять Крым, здесь нужно жить. Старые домики, убегающие в никуда узкие улочки, сочность зелени, глубокая синева гор («Калитка», 2013, «Синяя лодка», 2013)… В Крыму столько мест, радующих глаз и навевающих вдохновение.

Алексей предпочитает больше работать на природе, регулярно выезжает на пленэры. Только лишь вдали от городской суеты, оставаясь один на один с шелестом листьев, дуновением знойного ветра, соленым ароматом моря, блеском солнца, живописец с великим удовольствием окунается в мир природной гармонии и душевного спокойствия («Чеховка», 2013).

Своеобразные по колориту этюды открывают глаза зрителя на то, что нет предела возможности для игры цвета в живописи. Эти его пленэрные работы выделяются своей неповторимой живостью. И в самом деле… как-то учитель великого Клода Моне Э. Буден сказал: «Все написанное на месте, всегда обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего невозможно добиться в стенах мастерской». Ведь картина, написанная на пленэре, неповторима: не бывает одинаковых, повторяющихся рассветов, облаков, состояния моря и воздуха («Закат», 2013, «Блики на воде», 2013, «Облака над горами», 2013). Когда художник пишет на свежем воздухе, он больше смотрит на пейзаж, чем на холст, — ему нужно уловить бег волны или полет чаек. А когда зритель смотрит на готовое полотно — он переносится в эту бухту и слышит шум волн, крики чаек и даже ощущает жару («Верблюд и три сестры», 2013, «Вид на Крабовый мыс», 2013). Это самое главное для художника. Об этом говорил известный французский импрессионист Альберт Сислей: «Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, чтобы зритель легко мог уловить его… После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа — движение, жизнь…»

В мотивах его горных и морских пейзажей мы видим уравновешенность композиции, в них прослеживается гармония ярких и приглушенно-минорных красок. Автор иногда вносит в них интенсивные цветовые акценты, пытаясь уловить мелодику и ритм красочных пятен или на крышах домиков («Улочка в Гурзуфе», 2012), или на разноцветных лодочках («Лодки в Гурзуфе», 2013), или в цветном мерцании солнечной дорожки у горизонта моря («Блики на воде», 2013), или в ярких одеждах осенних деревьев («Вид с горы Кошка», 2013). Художник очень точно передаёт на холсте образ природы, состояние погоды и времени суток. В своей живописи молодой художник выглядит очень спокойным, «медитативным». Мазки на его этюдах не очень крупные, и он несильно детализирует передний план. И небо, и землю он пишет смело, пастозно, порой большими массами.

Не все художники в настоящее время обращаются к портретному жанру. Для того чтобы приковать взгляд зрителя к портрету, необходимо более углубленное внутреннее проникновение в создаваемый образ. Люди, смотрящие с его холстов, поражают своей живостью. У Алексея это получается замечательно. А естественная палитра его цветов создает ощущение счастья и безмятежности. Стоит лишь только взглянуть на «Портрет Татьяны Малежик», на «Лиличку», «Леночку», «Друга Костю»… Невозможно не встретиться взглядом с грустными глазами юного создания, задумавшейся «Девочки в тени». Её взор касается сердца…

А его натюрморты «Пионы» и «Весна», написанные быстрыми, смелыми, экспрессивными движениями кисти, действительно завораживают взгляд…

Пожалуй, один из самых важных компонентов, составляющих человеческое счастье, — это когда работа, которую ты делаешь, приносит тебе радость и удовлетворение. А картины, написанные художником, таким, как Алексей Чеботару, влюбленным в свою профессию, всегда излучают позитивную энергию.

ОТ РЕДАКЦИИ:  на «Путешествия по Крыму» Алексея Чеботару можно посмотреть до 5 ноября в выставочном зале Севастопольской городской организации Национального союза художников Украины (ул. Репина, 21).

Другие статьи этого номера