На второй персональной выставке талантливого молодого художника, члена Национального союза художников Украины Алексея Чеботару «Путешествия по Крыму» представлено около 40 живописных полотен, выполненных в основном за последний год. На выставке можно увидеть как пейзажные работы, созданные в Крыму и в окрестностях Севастополя, так и портреты, и натюрморты.Рожденный в семье художников, известных и талантливых севастопольских живописцев Николая и Тамары Чеботару, Алексей с детства проникал в необъятный мир искусства. Но добиться успеха можно только собственным трудом. Алексей Чеботару — прямое доказательство того, что талант на детях не отдыхает. Он достойный продолжатель дела своих родителей.
Существует ошибочное мнение, что художнику, посвятившему своё творчество изображению природы, необязательно хорошо рисовать и компоновать, чтобы стать приличным или отменным пейзажистом, достаточно иметь колористический дар. Хорошо писать, тонко чувствовать краски природы — это много, но ещё не всё. Для того чтобы написать пейзаж-картину, нужно уметь свободно распоряжаться всеми компонентами пейзажа. Рисунок должен быть убедительным, цельным и в то же время сделанным мастерски, легко.
Пейзажист, реалист по мироощущению, Алексей Чеботару говорит в своих работах языком цвета. Постигая законы написания с натуры, он обогащает состояние увиденного звучными оттенками своей палитры. На его полотнах мы наблюдаем изображения действительного мира во взаимосвязи с романтической ноткой. У художника за плечами — хорошая база: Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша и Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, которую он окончил с отличием.
Родившись в Севастополе, художник по жизни проносит его южную горячую натуру. Трактуя форму и пространство сложными цветовыми нюансами, живописец дарит зрителю красоту крымской природы и настоящее лицо любимого края, ведь чтобы понять Крым, здесь нужно жить. Старые домики, убегающие в никуда узкие улочки, сочность зелени, глубокая синева гор («Калитка», 2013, «Синяя лодка», 2013)… В Крыму столько мест, радующих глаз и навевающих вдохновение.
Алексей предпочитает больше работать на природе, регулярно выезжает на пленэры. Только лишь вдали от городской суеты, оставаясь один на один с шелестом листьев, дуновением знойного ветра, соленым ароматом моря, блеском солнца, живописец с великим удовольствием окунается в мир природной гармонии и душевного спокойствия («Чеховка», 2013).
Своеобразные по колориту этюды открывают глаза зрителя на то, что нет предела возможности для игры цвета в живописи. Эти его пленэрные работы выделяются своей неповторимой живостью. И в самом деле… как-то учитель великого Клода Моне Э. Буден сказал: «Все написанное на месте, всегда обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего невозможно добиться в стенах мастерской». Ведь картина, написанная на пленэре, неповторима: не бывает одинаковых, повторяющихся рассветов, облаков, состояния моря и воздуха («Закат», 2013, «Блики на воде», 2013, «Облака над горами», 2013). Когда художник пишет на свежем воздухе, он больше смотрит на пейзаж, чем на холст, — ему нужно уловить бег волны или полет чаек. А когда зритель смотрит на готовое полотно — он переносится в эту бухту и слышит шум волн, крики чаек и даже ощущает жару («Верблюд и три сестры», 2013, «Вид на Крабовый мыс», 2013). Это самое главное для художника. Об этом говорил известный французский импрессионист Альберт Сислей: «Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, чтобы зритель легко мог уловить его… После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа — движение, жизнь…»
В мотивах его горных и морских пейзажей мы видим уравновешенность композиции, в них прослеживается гармония ярких и приглушенно-минорных красок. Автор иногда вносит в них интенсивные цветовые акценты, пытаясь уловить мелодику и ритм красочных пятен или на крышах домиков («Улочка в Гурзуфе», 2012), или на разноцветных лодочках («Лодки в Гурзуфе», 2013), или в цветном мерцании солнечной дорожки у горизонта моря («Блики на воде», 2013), или в ярких одеждах осенних деревьев («Вид с горы Кошка», 2013). Художник очень точно передаёт на холсте образ природы, состояние погоды и времени суток. В своей живописи молодой художник выглядит очень спокойным, «медитативным». Мазки на его этюдах не очень крупные, и он несильно детализирует передний план. И небо, и землю он пишет смело, пастозно, порой большими массами.
Не все художники в настоящее время обращаются к портретному жанру. Для того чтобы приковать взгляд зрителя к портрету, необходимо более углубленное внутреннее проникновение в создаваемый образ. Люди, смотрящие с его холстов, поражают своей живостью. У Алексея это получается замечательно. А естественная палитра его цветов создает ощущение счастья и безмятежности. Стоит лишь только взглянуть на «Портрет Татьяны Малежик», на «Лиличку», «Леночку», «Друга Костю»… Невозможно не встретиться взглядом с грустными глазами юного создания, задумавшейся «Девочки в тени». Её взор касается сердца…
А его натюрморты «Пионы» и «Весна», написанные быстрыми, смелыми, экспрессивными движениями кисти, действительно завораживают взгляд…
Пожалуй, один из самых важных компонентов, составляющих человеческое счастье, — это когда работа, которую ты делаешь, приносит тебе радость и удовлетворение. А картины, написанные художником, таким, как Алексей Чеботару, влюбленным в свою профессию, всегда излучают позитивную энергию.
ОТ РЕДАКЦИИ: на «Путешествия по Крыму» Алексея Чеботару можно посмотреть до 5 ноября в выставочном зале Севастопольской городской организации Национального союза художников Украины (ул. Репина, 21).