Много букв о маршрутках

Много букв о маршрутках

Все чаще в маршрутных транспортных средствах выявляются нарушения со стороны водителей, несмотря на установленные законом положения о пассажироперевозках, ПДД и просто нормы общественной морали. Что делать? И как с этим бороться? Вопросы, нерешенные до сих пор.И ведь знаю, что ничего нового не напишу, и глаза никому не открою. Проблема для Севастополя не новая… Но она есть. Она никуда не ушла. И с ней надо что-то делать.

Я отношусь к той категории граждан, которые трудятся с 9.00 до 18.00, а на работу предпочитают добираться автобусом либо микроавтобусом (маршруткой), если дозволяют себе «грешок» поспать минут на 10 дольше обычного. Что такое «брать на абордаж» транспортное средство с утра пораньше, знает, пожалуй, каждый второй севастополец. Как обидно бывает опоздать на работу, когда вышел вовремя, а автобусы один за другим проходят (скорее — пролетают!) мимо твоей остановки, как если бы она не была обозначена в маршрутных листах водителей. Один водитель остановится и возьмет «стоячих» под завязку, даже если не положено. А другой (со свободными местами в салоне) промчится мимо, обдав грязной водой из лужи (все жмемся поближе к проезжей части, стараясь первыми оккупировать заветную «маршрутку»)…

Но это все — лирика. Проза начинается, когда ты уже трясешься в автобусе, с замиранием прислушиваясь к грохоту ходовой части и визгу тормозов с одной отчаянной мыслью: «Не развались, пожалуйста! Не тогда, когда мне очень надо доехать!» Водитель кричит на кого-то по телефону, пытаясь заглушить рев мотора и звуки «блатняка» (не путайте, пожалуйста, песни Патрисии Каасс или Ванессы Паради с «Владимирским централом»), по пути подрезая других участников движения…

Не хочу сказать, что все водители и всегда обеспечивают такое «плачевное» качество пассажироперевозок. Есть те, кто ведет машину аккуратно, просит уступать старшим места, не включает на полную громкость музыку, всегда слышит, когда сообщаешь об остановке… Но немногие и нечасто.

В отдельных транспортных средствах висят распечатки с номерами телефонов, куда следует звонить при выявлении нарушений со стороны водителя автобуса. А кто-нибудь когда-нибудь звонил?! Что в таком случае предпринимают хозяева-перевозчики?! Что-нибудь меняется в лучшую сторону?!

Я думала, что, быть может, просто сама такая невезучая. Но, пообщавшись с коллегами по работе, знакомыми, просто людьми в транспорте, поняла, что «накипело», «наболело» и «переполняет» почти всех и каждого (лексика опрошенных сохранена):

Людмила (педагог, 56 лет):

— Самая главная проблема, то что берут «стоячих» пассажиров, когда нельзя этого делать. Очень неудобно! И категорически запрещено! Очень не нравится мне, как они подъезжают к остановкам! Обгоняют друг друга, становятся абы как, мешают людям и транспортным средствам. Я сама водитель с большим стажем. Когда проезжаю мимо остановки, бывает так, что он выруливает прямо на тебя, перед твоей машиной и без каких-либо опознавательных знаков. А как они подставляют друг друга?! Летят к остановке наперегонки, стараются набрать как можно больше пассажиров первыми. Или как они любят до 23 часов брать двойную оплату! Села я на автобус до 11 вечера. Приехала без пяти, а он, водитель, ни в какую! Затребовал уже двойную оплату. И ничего ты ему не докажешь.

Вадим (медработник, 49 лет):

— С тем лихачеством, с которым приходится сталкиваться со стороны водителя, опасаешься в первую очередь и за свою жизнь, и за жизнь других пассажиров. Резкое торможение, резкое начало движения, резкие повороты и заносы… Это — травмоопасно! Такого вида транспортом стараюсь пользоваться как можно реже. Сам вожу автомобиль. И как участник движения имею множество замечаний по поведению на дороге так называемых «Богданов» и «топиков».

Екатерина (учитель музыки, 30 лет):

— Я недовольна тем, что из района улицы Адмирала Макарова очень тяжело уехать в утреннее время. Очень мало транспорта по этой ветке. Всегда полные маршрутки. Качество вождения оставляет желать лучшего. Музыка… То, что называют музыкой. Текстовое содержание часто неприемлемо для восприятия. Особенно когда едешь с ребенком.

Елена (студентка, 20 лет):

— Автобусы — это же городской транспорт, верно? Почему тогда они не останавливаются на остановках?! Особенно когда автобус полный — не докричишься. Или если музыка громко играет. А если кто не может кричать?! Хамят. Часто хамят. Деньги им не так подаешь. Кому надо в руки класть, кому рядом. Непонятно. Пусть уже определятся. Или настроение плохое — могут просто гадостей наговорить. Просто так. Опять же непонятно: кого они берут, кого не берут на остановках.

Константин (пенсионер, 72 года):

— Не докричишься на остановках. Ну никак вообще! Бам-бам-бам — вот это по голове. Громкая музыка. И про льготы они вроде как и не слышали. Есть такие, что и удостоверение инвалида показывать не надо. Верят нам. А есть такие, что у них и бумажка висит, в которой четко указаны критерии льготников. Однако водитель сам еще молодой совсем, а хамит внаглую: мол, имеется одно льготное место на автобус и оно уже занято! И еще место рядом с водителем: они скотчем замотают проход к нему или ремнями завесят и говорят, что это место нельзя занимать. Иногда оно просто пустует… Я с палочкой, ноги больные. А место пустое, но сесть — нельзя.

Никита (учащийся, 18 лет):

— Вот ты сел, занял место, а маршрутка набивается. И тебе потом не пройти. Пока проползешь через всех возмущающихся… Неправильно — набивать полный «топик». Неудобно. И нельзя. Лихачат. Иногда ездят хорошо. А бывает, и на красный проезжают. И пешеходов не пропускают на переходе. И через «сплошную» обгоняют. Так-то оно вроде и быстро. А мало ли — влетит автобус в кого-нибудь, и все — авария. Вот только сегодня (18.10.2013) опять была «пробка» на вокзалах. Автобус N 109 въехал в легковушку. И что это — нормально?! А если б ты в нем ехал?!

Севастопольцы — люди терпеливые. Я бы сказала — даже очень терпеливые. Но что произойдет, если в один прекрасный момент их терпение лопнет? Мы, стиснув зубы, стоя, болтаемся, как кильки в банке в переполненной маршрутке. Мы фильтруем «высокоинтеллектуальные» тексты «блатняка», глушащие нас из динамиков, усердно стараясь перекрикивать их названиями остановок. Мы отводим глаза от водителей, разговаривающих по мобильному телефону без hands free (гарнитуры), чтобы нервы были целее. Стараемся, чтобы сердце не выскочило из груди, когда наша маршрутка подрезает троллейбус или легковушку, иногда еще и болеем, если объектом обгона становится другой микроавтобус (Ура! В пункте назначения мы окажемся быстрее!). В нас зреет негодование, но мы стесняемся, боимся или ленимся сделать замечание, когда следует. Нас раздражает сигаретный дым от водителя, но мы терпим… Терпим. Терпим! Может, все-таки не стоит? Жизнь, она ведь одна…

Е. РОЖЕНКО, пассажир маршрута N 16 («демотиваторы» взяты из Интернета).

Другие статьи этого номера