Женщина с ружьем

Женщина с ружьем

В конце минувшей недели в нашем городе, как уже сообщалось, начались съемки украинско-российского фильма под рабочим названием «Битва за Севастополь». В этом деле профильным компаниям «Кінороб» (Киев) и «Новые люди» (Москва) оказывают поддержку государственное агентство нашей страны по вопросам кино и Министерство культуры Российской Федерации. К моменту публикации этого репортажа на страницах «Славы…» съемки прошли в районе улицы Пушкина, Исторического бульвара… Представители ряда городских средств массовой информации наблюдали за действиями киноэкспедиции на обрывистом морском берегу у балки Бермана.В этом месте перед объективом съемочной аппаратуры был восстановлен эпизод ноября 1941 года с участием главной героини фильма — стрелка-снайпера, впоследствии Героя Советского Союза Людмилы Павличенко и еще одного персонажа картины — капитана Леонида Киценко. Скорее всего, многим любителям транслируемых в телеэфире сериалов известны имена занятых в «Битве за Севастополь» актеров, в том числе Юлии Пересильд и Евгения Цыганова, за игрой которых мы наблюдали.

Первый же оглушительный хлопок холостого выстрела из ружья с оптическим прицелом периода Великой Отечественной с непривычки заставил вздрогнуть. Дубль следовал за дублем. После одного из них автор этих строк получил нагоняй от звукооператора. Оказывается, комариный щелчок моего фотоаппарата остался на звуковой дорожке. Сожалею, конечно, зато фотография, как кажется, получилась. Крупным планом. Она могла бы быть и лучше, но не после киношной команды: «Мотор! Съемка!»

После одного из дублей режиссер фильма Сергей Мокрицкий выскочил как угорелый из своей установленной в сторонке палатки. Там за происходящим на съемочной площадке он наблюдает по монитору. А подбежал он на место события, чтобы похвалить актеров за, по его словам, очень удачный дубль. Все? Можно двигаться дальше? Не тут-то было. В очередной раз, как это запечатлено на снимке, Юлия Пересильд и Евгений Цыганов залегли за замшелыми камнями, положив оружие на свои вещевые мешки защитного цвета. Пошла съемка (в который уже раз!) ТОЙ ЖЕ СЦЕНЫ.

Подошедший чуть позже к журналистам Сергей Мокрицкий сказал, что на новом варианте эпизода настояла хрупкая на вид Юлия Пересильд.

— Она влюблена в образ героини, роль которой ей доверено воплотить на экране, — сказал Сергей Мокрицкий. — Мне известно, что Юля готовилась к съемкам минимум за полгода до сбора экспедиции. И в Севастополь она приехала с зачитанной до дыр книгой, которую в послевоенные годы написала Людмила Павличенко. Через руки актрисы прошла и другая литература об обороне города-героя.

В кругу деятелей кино открытый к общению Сергей Мокрицкий больше известен как талантливый оператор. На творческий путь кинорежиссера он встал сравнительно недавно. Но его начало многообещающе. За фильм «Четыре возраста любви» Сергей Мокрицкий удостоен самой престижной в Москве премии в области кино. Нынче он выступает не только в качестве киносценариста. В соавторстве с Максимом Данкевичем и Линдой Сегер им написан сценарий ленты. Работа над ним продолжается и сейчас, ведь открываются новые материалы. «Картина творится каждый день, творится на наших глазах», — заметил главный режиссер и соавтор сценария.

Само собой разумеется, Сергей Мокрицкий и члены его команды видели созданный многие десятилетия назад фильм об обороне Севастополя от немецко-фашистских захватчиков «Море в огне». Помните, одну из главных ролей в нем сыграл Юрий Соломин. Что нового скажет зрителю «Битва за Севастополь»? Отвечая на этот вопрос, Сергей Мокрицкий привел цифру: 800 тысяч женщин надели военную форму и решительно встали в строй защитников Родины. А сколько снято картин о них? На память приходит лишь самый достойный — «А зори здесь тихие…» Кинематографисты, убежден кинорежиссер, в большом долгу перед женщиной-воином.

Чтобы восполнить явный пробел, Сергей Мокрицкий взялся за создание киноповествования о героине обороны Одессы и Севастополя Людмиле Павличенко. Как могло случиться, что люди искусства фактически прошли мимо этой яркой личности, мимо порой драматичной ее судьбы? В академическом словаре-справочнике «Великая Отечественная война. 1941-1945» сказано: «Павличенко Людмила Михайловна (1916-74), Герой Советского Союза (1943), майор береговой службы (1943). Член КПСС с 1945 г. В Советской Армии с 1941-го. Окончила курсы «Выстрел» (1943). В Великую Отечественную войну — снайпер, уничтожила 309 гитлеровских солдат и офицеров. В 1943-53 — научный сотрудник Главного штаба ВМФ. С 1953-го в отставке. Участница многих международных конгрессов и конференций, вела большую работу в Советском комитете ветеранов войны».

К сказанному совсем нелишне добавить: в центре Севастополя одной из улиц присвоено имя Людмилы Павличенко. В 1970 году, в ходе торжеств по случаю 25-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, вместе с Героем Советского Союза Ф.И. Матвеевым Людмила Михайловна зажгла Вечный огонь у обелиска Славы на обильно политой кровью наших солдат Сапун-горе.

Еще гремели бои, когда в составе одной советской делегации героиню командировали в США. Там, за океаном, к ней душой и сердцем потянулись Элеонора Рузвельт, Чарли Чаплин и многие другие влиятельные и известные люди. Людмиле Михайловне была предоставлена трибуна в Конгрессе США. Считается, что слова Людмилы Павличенко стали убедительнее слов искусных дипломатов об открытии в Европе второго фронта против нацистов.

Природой женщине определено любить, целовать, детей рожать. Об этом также было сказано журналистам Сергеем Мокрицким. Актриса Юлия Пересильд призналась, что в работе над ролью Людмилы Павличенко считала своей главной задачей не достижение внешней с ней схожести, а постижение психотипа неизвестного для нее человека — человека, для которого Родина — не только место, где ему хорошо и удобно, а некое непомерно высокое понятие.

Сергей Мокрицкий призывал журналистов задавать ему острые, неожиданные вопросы. Сам напросился. Кто-то книгу назвал броско: «У войны не женское лицо». Как бы не так. Только в Советской Армии 800 тысяч представительниц прекрасного пола были под ружьем, при погонах. На плечи Людмилы Павличенко, потенциальной матери, легла, пожалуй, самая тяжелая ноша: 309 убитых ею — целый полнокомплектный батальон врага. Тем не менее…

— Мы даем ответ и на этот вопрос, — говорит режиссер и сценарист. — В фильме есть сцена встречи нового, 1942 года в клубе. Не буду пересказывать содержание этого эпизода. Ответ на возможный вопрос о женщине на войне содержится и в литературной классике периода войны. Достаточно вспомнить стихотворение «Жди меня» и очерк «Убей немца». В период тяжелых испытаний любовь и ненависть разделяла тончайшая грань. Фильм «Битва за Севастополь» — все-таки о любви. Иначе не стоило браться за кинокамеру.

Взяться за нее побудили и некоторые другие мотивы. Сергей Мокрицкий — в прошлом морской офицер. Молоденького лейтенанта дела по службе привели из Севастополя в суперсекретную Балаклаву. Будущий режиссер влюбился в нее сам и влюбил в городок жену. К настоящему времени супруги Мокрицкие обзавелись в Балаклаве скромной недвижимостью, что позволяет им большую часть года проводить у лазурной бухты редкой красоты.

Еще одним наблюдением поделился с нами Сергей Мокрицкий.

— Когда что-то делаешь с душой, — сказал он, — непременно начинаются чудеса.

Первым чудом режиссер назвал встречу с сотрудницей Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Ириной Агишевой. Она представила ему уникальные материалы о защитниках города, о Людмиле Павличенко. Еще одно чудо — встреча и общение с балаклавской старушкой у развернутой книжной палатки. Как оказалось, новая знакомая лично знала Людмилу Павличенко. Еще один источник редкой информации о героине.

Встречу журналистов с режиссером и актерами организовал главный инженер коммунального предприятия «Киновидеопрокат» Сергей Шуневич. В свободное от основной работы время он тоже помогает киноэкспедиции в поисках необходимого на съемках реквизита. Об этом Сергея Леонидовича попросило руководство отечественного Союза кинематографистов. Дело не новое. Сергею Леонидовичу уже приходилось выполнять аналогичные поручения в ходе съемок картин «Алмазы для Сталина», «Гетеры майора Соколова». Еще известно, что в съемках фильма о героическом Севастополе будет задействован ряд актеров городских театров.

Съемки «Битвы за Севастополь» будут проходить не только у нас, но и в Одессе и Киеве. Первый показ фильма пройдет в майские дни 2015 года, когда будет отмечаться 70-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

На снимке: рабочий момент съемок. В роли Людмилы Павличенко — Юлия Пересильд, капитана Леонида Киценко — Евгений Цыганов.

Фото автора.

Другие статьи этого номера