В Живом музее древних ремесел и народной культуры можно увидеть (а в некоторых случаях — даже прикоснуться) предметы вековой старины.Экспонаты музея (ул. Очаковцев, 26), подобно машине времени, воссоздают атмосферу быта, в которой жили, занимались творчеством и ремеслом наши предки. Культура Скифии, Таврии, Триполья, Руси представлена посредством многочисленных предметов повседневного обихода, одежды, утвари, музыкальных и ремесленных инструментов, магических оберегов и многим-многим другим. Например, в настоящий момент (и до 31 января) в музее проходит выставка глиняных игрушек симферопольского народного мастера декоративно-прикладного искусства Веры Глинки. Это около полусотни образцов художественного промысла, характерного для 9 регионов России. Дымковская, плешковская, абашевская, филимоновская глиняные игрушки сохранили свою «народность» и архаичность. Игрушки-свистульки, как правило, использовались при магических обрядах. Свист привлекал, свист и оберегал. К помощи звуков в древности прибегали как взрослые, так и дети.
Экспонаты музея, многие из которых передавались буквально из рук в руки, от поколения к поколению, словно несут энергетику предков. В Живом музее древних ремесел можно даже прикоснуться к предметам вековой старины и славянской культуры своими руками. Можно подержать на ладони утюг начала XX века, нагревающийся на углях, попробовать представить себя за домашней работой, качнув колесо деревянной прялки, испить воды из старинного ковша, натянуть тетиву лука, выполненного по древней технологии, внимательно рассмотреть фасон зимнего наряда жительницы Белгородской области XIX века, подержаться за деревянную рукоятку казачьего топора века XVII… Музей отчасти потому и называется Живым, объясняют его создатели, что предполагает живое и тесное общение между представителями самых разных поколений. Балалайка, гусли — тоже что ни на есть самые настоящие, способные к фольклорному звучанию в умелых руках.
Интересно, что мы до сих пор используем некоторые слова, значение которых уже позабыто. Такая метаморфоза произошла с чурами. Кому же не приходилось в детстве говорить: «Чур меня!» или «Чур мое!», обозначая таким образом какие-то пределы, границы. Но если сегодня «чур» — это просто возглас, междометие, то старинное значение этого слова восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Деревянный чур «охранял» собственность от злых людей и духов. Он был вырезан из дерева, имел «лицо» и разные «опознавательные» знаки конкретного рода.
Мастерство народов, некогда населявших наш многонациональный край, свидетельствует о том, что в древности все они пользовались практически одними и теми же инструментами, утварью, владели схожими ремеслами. Миска и кувшин, датируемые II веком до нашей эры и обнаруженные в скифских захоронениях, мало отличаются от современных форм, потому как изготовлены исключительно для практической пользы. Славянские обереги, их символическое значение, говорят нам о том, что наши пращуры желали себе и друг другу прежде всего здоровья, добра, хорошего урожая, защиты от злых людей и духов — всего того, что в XXI веке желаем друг другу и мы.
Даже календарь праздников в Живом музее соответствует древнему славянскому колоходному календарю солнечных праздников — Свят. 20 января, например, — Водосвятие, начало Коловрата Мокоши. Все события жизни древнего человека были освещены Солнцем как источником света и сводились к почитанию земли-матушки, как кормилицы.
На снимках: экспонаты Живого музея древних ремесел и народной культуры.
Фото В. Докина.