Последняя роль Панина в крымской экспедиции

Последняя роль Панина в крымской экспедиции

КАК И ГДЕ НА ПОЛУОСТРОВЕ СНИМАЛИ СЕРИАЛ «ГЕТЕРЫ МАЙОРА СОКОЛОВА» О МОЛОДЫХ РАЗВЕДЧИЦАХ.
Бахтияр Худойназаров уверен, что каждая из пяти актрис, сыгравших воспитанниц майора, в будущем станет звездой. Пока же для некоторых из них эта роль — первая главная: Алиса Горшкова играет Тулу, Мария Антонова — Синицу, Анастасия Микульчина — Артистку, Дарья Мельникова — Бешеную. В составе разведчиц и совсем юная — 18-летняя Аглая Тарасова (Инфанта), которая до этого даже не помышляла о съемках в кино. Она поступила в университет и готова была с головой окунуться в изучение политологии. Но как-то навестила маму на съемках сериала «После школы» (а мама ее — известная актриса Ксения Раппопорт!) и попала «по полной» в кино.Сразу на нескольких телеканалах, которые доступны крымчанам, на этой неделе стартует показ 8-серийного фильма Бахтияра Худойназарава «Гетеры майора Соколова», большая часть которого снята на полуострове. И в процессе съемок никто даже в самом кошмарном сне не видел, что эта роль — майора Соколова — для 50-летнего актера Андрея Панина будет последней в его жизни.

Он погиб при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах у себя дома, в Москве, 6 марта 2013 года, когда съемочная группа готовилась к переезду в Ленинградскую область, так как крымская бесснежная зима не позволяла доснять некоторые сцены. Панин отработал более 40 из 56 запланированных съемочных дней, и когда его не стало, было снято около 80% материала. Из-за этой трагедии сценаристу сериала Игорю Тилькину пришлось переписывать финал картины.

— Это ретроистория: стильная и в чем-то даже фантастическая, а по атмосфере в чем-то напоминающая фильм «А зори здесь тихие…» — рассказывает «Сегодня» режиссер Бахтияр Худойназаров. — У нас тоже главные героини — молодые девушки, которые в силу времени и обстоятельств накануне большой и страшной войны попадают в разведшколу к очень суровому и опытному наставнику майору Соколову, которого сыграл Андрей Панин.

И мне очень хотелось увидеть своих любимых актеров, которых я уже знаю много-много лет: с Таней Лютаевой мы вместе учились во ВГИКе, Артур Смольянинов начинал у меня в «Шике», с Гармашем знакомы лет 20, а Панин, кажется, был со мной всю мою жизнь — в совершенно других образах. То, что случилось с Андреем, было шоком для всей нашей группы, и вы не представляете, как тяжело было продолжать работу. Но мы понимали, что это память о нашем друге, и не имели права не закончить фильм.

Картина «Гетеры майора Соколова» рассказывает о событиях, произошедших незадолго до начала советско-финской войны. Разведчик Соколов завербовал пять девушек-гимназисток, абсолютно разных по характеру и по внешним данным. Он научил их практически всему, не успев совсем немногое… Придать правдоподобие и достоверность истории режиссеру помогала команда художников и операторов, с которыми он создал уже не одну картину, в том числе и фильм «В ожидании моря», который совсем недавно открывал международный кинофестиваль в Риме.

Для воссоздания стиля и примет довоенного Крыма в музеях и из частных собраний было собрано около 5 тысяч фотографий 30-40-х годов. На съемочной площадке практически не было бутафории: среди реквизита — сотни аутентичных предметов того времени, от детских игрушек и женских аксессуаров до телефонных будок, тележек «Гдавфруктводы» с продажей сока на розлив и техники (легендарная «эмка», автобус ЗиС-8, «скорая» на базе полуторки ГАЗ-АА). И благодаря архивным фотографиям декораторам удалось создать копию массивной вывески железнодорожного вокзала в Симферополе. Но поскольку самого здания не сохранилось, крепить ее пришлось на главном корпусе знаменитого винзавода «Массандра» — в двух км от моря, где никогда не было поездов.

Съемки проходили на десятках объектов по всей линии Южнобережья — от Фороса до Гурзуфа. Худойназарову, который после съемок трех своих прошлых проектов («Шик», «Живая рыба», «Танкер «Танго») Крым знает лучше многих аборигенов, удается отыскивать колоритные особняки и сохранившиеся жилые корпуса эпохи «сталинского классицизма», фасады которых до сих пор не тронуты кронштейнами для кондиционеров и спутниковых антенн.

По материалам газеты «Сегодня», 20 марта 2014 года.

Другие статьи этого номера