На прошлой неделе в постоянной рубрике «Вопрос в лоб» мы спросили наших читателей: «Каково ваше отношение к введению в школах нового курса — «Основы религиозных культур и светской этики?» Отведенный под ответы час раскалил городской телефон докрасна.»…Русское религиозное сознание исторически было лишено процесса умственного постижения Бога — интеллектуализации религиозного сознания, через которое проходили другие христианские конфессии. Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере: русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить» — так в одном интервью изложил свое видение религиозной идеи в жизни России режиссер Андрей Кончаловский.
Для пущей убедительности в свои «союзники» он привлек известного историка конца XIX века Василия Ключевского, считавшего: «Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, как пытливого разума, как соблазнителя, раньше, чем умели мыслить…» Возможно, это в русском характере — бросаться в крайности, но после упорного богоборчества в ХХ веке мы снова хотим наладить контакт с той религиозной частью нашей натуры, что практически есть в каждом, заполнив зияющие пустоты знаниями.
Интересно, что основная часть позвонивших в редакцию подобный школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не изучала. Тем не менее большая часть респондентов к нововведению отнеслась положительно. «Изучать основы религиозных культур надо обязательно, с первого класса!» — уверена Галина Львовна Ягупова. По мнению женщины, данный предмет поможет развить лучшие душевные качества у подрастающего поколения. «Сама я начала ходить в церковь уже в преклонном возрасте, — рассказала Галина Львовна. — Конечно, была в этом вопросе крайне неграмотная. Но, поверьте, я ощутила на себе, что вера как духовная сила очень помогает. И чем больше знаешь о христианской жизни, тем легче жить, преодолевать какие-то трудности».
Несколько иное мнение выразил постоянный читатель газеты Валерий Федорович Савочкин: «Я атеист. Но, несмотря на такое мое мировоззрение, считаю, что знания в области изучения разных мировых религий, светской этики, нелишние. Только я бы сделал этот предмет факультативным, да еще и платным. В первую очередь для тех родителей, кто хочет дать своим детям дополнительное образование. А всех остальных нагружать зачем? Наши дети и так перегружены. Предметы должны быть обязательными и на выбор. Вот я, например, химию ненавидел. Ну не давалась мне эта наука никоим образом! А кому-то косинус с синусом даром не нужен. Так зачем же мозги засорять?»
Словно в поддержку В.Ф. Савочкину выступил Иван Васильевич Кириллов: «Вводить в школьную программу новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» несуразно. По крайней мере пускай у ребят будет выбор — ходить или не ходить».
Несколько иное мнение высказала другая наша респондентка, представившаяся Анастасией Павловной: «Для того, чтобы изучать религиозные вопросы, существует воскресная школа, — сказала она, — кому надо, пусть туда идет. А светское воспитание ребенка начинается с семьи. Как дома себя ведут, так чаще всего и на людях. Чтобы быть приятным и воспитанным человеком в обществе, надо не скучные постулаты запоминать, а читать русских классиков: Тургенева, Бунина, Толстого и т.д. Уверена, это лучший способ развить хорошие манеры, благородство души. Вот я, например, выросла в простой среде, но получила хорошее образование. Мне за 80, а я по сей день не могу позволить себе какие-то пошлости. Салат и тот, простите, не ем ложкой. Скажете, мелочь? Но вся наша жизнь состоит из подобных мелочей».
А вот Тамара Ивановна Перетятко обсуждаемую новость восприняла с радостью. «Это здорово! Давно пора!» — так эмоционально отреагировала женщина на предложение сделать школьным предмет изучения религиозных культур и светской этики. Только чтобы религия не преподавалась как догма, а как полезный духовный, культурный, исторический опыт всего человечества. Это, по ее мнению, будет способствовать воспитанию здорового, нормального поколения.
«Не на гей-парадах и шоу трансвеститов надо воспитывать молодежь, а на понимании вечных основ добра и зла, вневременных понятиях хорошего и плохого. Надо с малолетства разными путями внушать нашим детям: «красть нельзя», «убивать нельзя», «нельзя поклоняться золоту и богатству». Я бы предложила подобные уроки нравственности начинать проводить уже в детском саду, когда восприятие памяти самое цепкое, хоть и не полностью осознанное».
Еще Тамара Ивановна считает, что, помимо хороших манер, что и предполагает светская этика, детям необходимо давать в школьные годы как можно больше полезных практических навыков. «Например, основы первоначальной медицинской помощи — как поставить термометр, горчичники, наложить жгут, сделать несложную марлевую повязку. Мальчики, особенно старших классов, должны учиться легкому ремонту: как починить электрическую розетку, забить гвоздь и т.д.»
Как показал опрос, женщины настроены более позитивно к предлагаемому новшеству. Поддержку выразила Ольга Владимировна Даильнева, но при этом попросила: чтобы из всех изучаемых мировых религиозных культур предпочтение все-таки и большее внимание уделялось православному христианству как наиболее многочисленной группе верующих нашего региона. «В последние десятилетия многие люди от православия отвернулись, появилось много католиков, баптистов, адвентистов, «пятидесятников» и тому подобное», — полагает женщина.
Кроме того, она приветствует намерение учить современных ребят светской этике, ввести в жизнь снова такие понятия, как «прилично-неприлично». Особенно это должно коснуться культуры речи. «Иногда невозможно слушать, как наши дети обращаются друг к другу: чувак, чувиха, телка, герл, чикса, коза… Это же ужас! Я бы хотела, чтобы наши дети знали, что таким «чертыханием» они приносят вред в первую очередь самим себе. Это крайне негативно отражается на информационном, энергетическом, физиологическом уровне», — уверена Ольга Владимировна.
В унисон ей вторит врач-педиатр Людмила Георгиевна Лемиш: «Благодаря своей профессии я не понаслышке знаю, как физическое здоровье зависит от духовного. Чем светлее, чище мысли человека, тем в большей безопасности он находится, меньше вредит себе. И даже если у ребенка недостаточно благополучная атмосфера в доме, пускай недостающие знания он получит в обществе, среди других людей, в той же школе. Это может стать для него спасением на пути к переменам к лучшему».
Трудно не согласиться с подобными доводами, в основе которых лежат добро, забота о завтрашнем дне, о духовном здоровье нации. Хочется надеяться, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (тем более что изучение его в РФ обязательно) не станет очередным скучным уроком, а покажет все самое яркое разноцветье мира и подскажет способы жить с ним в гармонии.
* * *
Мы же предлагаем читателям очередной «Вопрос в лоб»: «ГДЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ ВАШ РЕБЕНОК И, ЕСЛИ ЭТО ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ, ТО ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ СДЕЛАН ВАШ ВЫБОР?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 30 мая, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 2 июня.