Высокая планка патриотизма

14 ОКТЯБРЯ В СЕВАСТОПОЛЕ СТАРТУЕТ XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ВОЕННОГО КИНО ИМ. Ю.Н. ОЗЕРОВА.
«Человек, который не помнит о прошлом, не имеет будущего». Эти слова с плаката на одной из улиц славного Севастополя, где 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, будет дан старт XII Международному фестивалю военного кино имени Ю.Н. Озерова.
Как сообщает пресс-служба фестиваля, в день его открытия после совместного с представителями правительства, штаба Черноморского флота и депутатами законодательного собрания возложения цветов к Вечному огню на площади Нахимова состоятся пресс-конференция и открытие фестиваля в драматическом театре имени Б. Лавренева. О том, каким будет фестиваль, как он пройдет, рассказывает обозреватель Анна ГРИШИНА:- Севастополь дышит морем в буквальном и переносном смысле. Здесь с морем связаны не только великие события, но и названия улиц. На Большой Морской, что одним лучом тянется к Матросскому клубу, в кинотеатре «Победа» будет представлен зрителям фильм открытия «Поддубный». Жизнеутверждающая лента о непобежденном богатыре — хороший символ для начала фестиваля.

В 17 часов у театра начнется «звездная дорожка», которую организаторы назвали победной, потому что артисты будут подъезжать к ней на «Победах». Местный коллекционер Андрей Серков уже давно ждал повода показать миру лучшие модели послевоенной машины Лаппарта.

Председатель Российского союза ветеранов генерал армии Михаил Моисеев, генерал-полковник Владимир Гребенюк, председатель жюри игрового кино Михаил Ножкин, народные артисты Алина Покровская, Борис Клюев, Александр Голобородько, Зинаида Кириенко, Родион Нахапетов, Влад Маленко (Театр на Таганке), Кирилл Плетнев, режиссер «Беглецов» Рустам Мосафир, Милан Цислер (Чехия), кинематографисты из Беларуси и Украины, Германии, Китая и Сербии под марши военного оркестра оставят свои звёздные следы на синей дорожке Матросского клуба.

А уже утром после «медных труб» с участием артистов откроется сразу шесть фестивальных программ: игрового кино — «Боевая десятка», документального — «Битва за жизнь», в которую отобрано более 40 фильмов (8 часов показа в день) практически из всех регионов России — от Владивостока до Санкт-Петербурга, короткометражного кино «АКМ», детско-юношеского — «Соколенок», «Сериал» и ретроспективного — «Солдаты Свободы», названной так по одноименному фильму Юрия Озерова.

В этот же день Борис Клюев соберет своих почитателей в Центре культуры и искусства на улице Ленина, Алина Покровская выступит в бухте Казачьей на мемориале «35-я батарея», Борис Кутневич, что озвучивает медведя в мультиках «Маша и медведь», вместе с цирковым артистом Олегом Кожемякиным посетит детский дом и интернат N 3.

А ещё через день в Доме офицеров флота пройдет гала-концерт для жителей Севастополя.

— Но вернемся в кино, — говорит Анна Гришина. — Отличительной чертой конкурсных программ ХII фестиваля является то, что большинство фильмов сняты молодыми кинематографистами, так называемой «новой волной». Причем «волна» исхитряется даже полнометражные фильмы создавать без любого вида поддержки — Фонда кино, Министерства культуры. Причину объясняют просто: нет возможности пробиться в гранты. Не могут даже до конкурса добраться! Так снимается фильм «В тумане» студии «Скиф»… И в этой «волне», особенно в «АКМ» («Абсолютно Короткий Метр»), вырисовываются настоящие открытия.

К примеру, фильм «Пасха» Игоря Ольшанского снят в подчеркнутом древнерусском стиле, хотя время повествования относит нас к 20-м годам прошлого столетия. В разгар революционного пожара в России, отрицания Бога и ломки культурных стереотипов деревенский сирота просит у приемной матери купить краску для праздника Пасхи, чтобы разрисовать яйца. Когда на площадях центральных городов России полыхали костры из икон и церковных книг, глубинка жила истинной верой, которая в конце концов спасла от краха всю страну… Так и не получив на Пасху красок, герой фильма раскрашивает яйца своей кровью. Благо своя, покупать не надо… Христа ради и во имя Его, заклавшего себя за человечество.

Тема нацистских концлагерей Второй мировой войны получила в кино новое звучание. В документальной программе фестиваля ей посвящен целый раздел. А в «Боевой десятке» участвует лента чешского режиссера Милана Цислера «Коллет», посвященная быту заключенных в Освенциме. При нынешней ситуации в современном кино такой фильм сродни «Списку Шиндлера» Спилберга. Действительно, свежий воздух среди спертых вариаций солдат «из будущего». Нет уже режиссеров, видевших войну своими глазами, авторов лент «А зори здесь тихие…», «Баллада о солдате», «Отец солдата», «Судьба человека», «Освобождение», нет и тех, кто бы взялся за экранизацию правды о войне, — прозы Бека, Симонова, Шолохова…

Новые драматические выдумки молодых имеют много шансов остаться временными поделками. То ли нехватка бюджета, то ли нехватка достоверной информации, то ли просто лень, воспитанная интернетовскими поисковиками, всё дальше уводят режиссеров от реалий настоящей войны — Великой и поистине Отечественной. «Рисуют мальчики войну» уже по-другому и на тему другую, как «Беглецы» дебютанта Рустама Мосафира или «Путевка в жизнь» Олега Галина. Но зрителя не обманешь. Ему хочется не крови и зрелищ, а правды о войне. Старые фильмы ушли в «золотой фонд», а новые… не появляются.

Два года назад один из журналистов, освещавших Х юбилейный фестиваль в Москве, написал на Lentа.ru:

— Между прочим, Озеров сам участник той войны… Вот, например, сцена штурма Берлина в «Освобождении». Атакующие советские войска, преследуя противника, врываются на территорию зоопарка. Командир танка отдает приказы, он весь в горячке боя, и вдруг… Все меняется… Парень увидел зоопарк… Животных… И восхищенно говорит своему экипажу: «Зоопарк, ребята! Настоящий зоопарк!» И в его глазах светится счастье. И мы видим, что это еще совсем мальчишка, который в своей жизни ничего не успел, и зоопарк он видел только на картинках. И тут посреди боя откуда ни возьмись это чудо!.. Мальчишка-танкист на мгновение выпадает из реальности войны. Он открывает крышку люка, чтобы лучше рассмотреть невиданных зверей… Так все мы в своей мирной жизни порой замираем на секунду, заметив что-то необычное и удивительное… Но это война. И в эту секунду немецкий пулеметчик срезает восхищенного зоопарком паренька. Кровь заливает лицо, и он сползает внутрь люка, а в его гаснущем взгляде еще светится последнее в жизни восхищение. Мальчишка, ставший командиром танка, еще ничего не видевший в жизни, нелепо гибнет на самом пороге Победы… Нет пошлости, но от этой сцены мороз продирает по коже… По сути, два рассказа об одном и том же, но какая огромная разница…

Такое кино сейчас ищет зритель, но его всё еще нет или пока нет. И будет ли? И потому фильмы документальные, такие как «Славянск. Хроника войны» Дмитрия Быкова, становятся настоящими блокбастерами, едва ли не в прямой интерпретации (на сленге летчиков Второй мировой войны «блокбастер» — мощная фугасная авиабомба весом от 500 кг). Хотя есть в программе «Битва за жизнь» и ностальгические картины, как у немецкого режиссера Себастьяна Вольтмера «Десна. Музыка спасла мне жизнь». О том, как 17-летний Рудольф Штраснер, попав в плен, чудом остался жив благодаря девушке Ане из Брянска. Через 60 лет он разыскивает её, чтобы выразить свою благодарность.

В общем, работы у жюри много и для зрителей всего много. Ретропрограмма «Солдаты Свободы», которая будет представлена в кинотеатре «Москва», состоит из фильмов о сражениях за Севастополь и Крым и снятых в Крыму — «Оборона Севастополя» Ханжонкова 1911 года, «Малахов курган» И. Хейфица 1944 года, «Третий удар» И. Савченко, «Жажда» Е. Ташкова и даже детского «Военная тайна» — к 55-летнему юбилею фильма, снимавшегося в «Артеке».

Что ж, экран покажет, как говорят режиссеры. Будет еще и «круглый стол» на тему «Патриотизм. Взгляд из будущего» — о любви к Родине в молодом кино. Его проведут Дмитрий Якунин из Союза кинематографистов, президент фестиваля, кинорежиссер Олег Урюмцев и актер Кирилл Плетнев с участием СМИ.

— Планов много. Фестиваль откроется 14 октября. Посмотрим, насколько высоко нынче поднята планка патриотизма, — говорит обозреватель Анна Гришина, приглашая севастопольцев в кинозалы. Все показы для зрителей бесплатны.

По материалам пресс-службы фестиваля.

Другие статьи этого номера