Зеркало души старинного портрета

Зеркало души старинного портрета

На выставке «Старинный портрет» экспонируется более 40 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства русских и западноевропейских мастеров XVII — начала XX века, хранящихся в фондах Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого.В экспозиции зала представлены живописные полотна, созданные художниками России, Франции, Нидерландов, Германии, Италии, Швейцарии и Польши. Довольно полно показана коллекция портрета, собранная в 20-е годы XX века в результате национализации дворцовых собраний Южного берега Крыма, приобретений из частных коллекций и Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда.

Данные работы даже в соединении с картинами из постоянной экспозиции, конечно, не позволяют показать развернутую картину развития европейского портретного искусства, но знакомят с отдельными выдающимися авторами и интересными образцами старинного, светского русского и западноевропейского портрета (В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, Н.П. Богданова-Бельского, В.А. Боброва, С.А. Сорина, а также А.-Ф. ван дер Мейлена, А. Ранка, А. Гриму, Н. Скьявони, Р. Лефевра, Ф.-К. Винтерхальтера и др.). Среди изображенных есть личности, которые «творили историю»: императоры Николай I и Александр II, Наполеон Бонапарт и Людовик XVIII, маршал Тюррен и адъютант Великого князя граф Н.П. Ферзен, известные актеры и художники разных эпох М. Барон и Т. Карсавина, И. Крамской и В. Васнецов…

Многие выставленные полотна были возрождены к новой жизни умелыми руками реставраторов, исследованы — аннотированы и идентифицированы — искусствоведами музея. Экспозиция объединила подписные и датированные портреты известных живописцев и полотна, созданные малоизвестными художниками, однако имена некоторых мастеров и портретируемых героев так и остались пока еще неоткрытыми.

На протяжении многих веков ни один из жанров изобразительного искусства не привлекал к себе столь пристального внимания, как портрет, не вызывал столь глубокого интереса, не возбуждал таких ожесточенных споров. Он давал самые обширные возможности для изображения человека во всей сложной совокупности и типичности, его личного и общественного «Я».

Нынешнее время не только предлагает обратиться к традициям, к прошлому, но и позволяет «организовать» наше настоящее и «выстроить» будущее. Ведь, являясь своеобразной «эстетической формулой» эпохи, портрет сосредоточивал в себе всю многогранность, духовную сложность и неповторимость исторических особенностей своего времени. «Жить и не воображать о прошлом нельзя», — утверждал Ф.М. Достоевский. А у нас, людей начала ХХI века, растёт уважение к минувшему — «черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин). Прошлое оживает в нашей фантазии, а может быть, «духовной памяти», перед портретами старых мастеров.

Л. СМИРНОВА, искусствовед.

Другие статьи этого номера