Турникеты: лишь бы не получилось, «как всегда»

СЕВАСТОПОЛЬЦЫ ОЖИДАЮТ, ЧТО ПРОБЛЕМ ИЗ-ЗА ИХ УСТАНОВКИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ТОЛЬКО ПРИБАВИТСЯ.
Идея установки турникетов в городском транспорте, по мнению наших читателей, скорее всего, приведет к серьезным проблемам с проездом, если не вообще к транспортному коллапсу. Однако для контроля доходов от эксплуатации городских катеров другой вариант трудно предусмотреть. Но давайте по порядку…Традиционный «Вопрос в лоб», заданный в минувшую пятницу, звучал так: «Как вы относитесь к намерению властей поставить проездные турникеты в общественном транспорте (в том числе для проезда на катерах)?» Мужчина, представившийся Николаем Михайловичем, сразу обозначил основную мысль всего разговора:

— Все зависит от того, как будут реализовывать идею, не создадут ли они слишком серьезную давку… В любом случае, вести хоть какой-то учет пассажиропотока необходимо, но, как я уже сказал, хорошо бы, чтоб «лекарство» не оказалось хуже «болезни» (смеется).

Наша читательница Людмила Алексеевна с улицы Юмашева разделила высказанное беспокойство, при этом обозначила грань проблемы, которая оказалась довольно неожиданной:

— Если турникеты будут установлены, как в Москве, когда ты, чтобы пройти, просто проводишь специальной электронной картой (так называемая «карта москвича». — Авт.) по считывающему устройству, это, я уверена, прибавит толкучки, но трагедией не станет. А если установят какие-нибудь другие электромагнитные турникеты, то для некоторых это может стать настоящей трагедией. Вот у меня, например, установлен кардиостимулятор, и из-за него мне нельзя проходить через электронные рамки. Именно поэтому мне просто опасно для жизни посещать крупные торговые центры. Не так давно слышала о планах по установке каких-то аналогичных устройств на железнодорожном вокзале. Все понимаю: риск терроризма и так далее… Но если так сделают, то в нашем городе станет меньше на одно место, куда я могу прийти безбоязненно.

Не менее критично настроенным оказался и наш 68-летний читатель Владимир Пустовойтенко, приславший в редакцию письмо, которое с небольшими сокращениями мы и приводим:

«Здравствуйте! Интересный вы задали вопрос. Если речь идет об оборудовании турникетами непосредственно транспортных средств (троллейбусы, автобусы, катера), тогда ответ простой: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят!» Как известно, турникет — устройство, предназначенное для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода. Турникет хорош в метро, на проходных разных предприятий, может быть, в магазинах. Даже турникет, которым оборудован паромный терминал в Артбухте, создавал проблемы — то штрих-код не считывается, то еще что-то (ну, если честно, не знаю, как сейчас, но пару лет назад сам «страдал» и проходил турникет не с первого раза). Но он хоть не влияет на процесс высадки пассажиров непосредственно с парома, тем более в аварийных ситуациях.

То есть идея, на мой взгляд, пагубна, на грани фола или даже за этой гранью. А насколько усложнится процесс посадки пассажиров! Посмотрите, что делается на ключевых пересадочных пунктах маршрутов в часы пик! Насколько увеличится время посадки?»

Разрабатывая эту идею, городские власти, без всякого сомнения, должны были обратиться к опыту других городов. Вот, например, в Москве, это давняя боль для большинства пассажиров общественного транспорта. Время от времени жители столицы начинают то собирать подписи на порталах общественных инициатив, то проводить на эту тему «круглые столы», то просто ругаться в социальных сетях.

По мнению москвичей, сильнее всего от турникетов страдают пассажиры трамваев. Вход в них затрудняется из-за турникета, что удлиняет загрузку людей, при этом в некоторых районах, чтобы попасть в транспорт, жителям приходится выходить на проезжую часть, что дополнительно создает проблемы и для автомобилистов. Особо такая ситуация коснётся троллейбусов: поскольку они обогнать коллег с других маршрутов не могут, получится ситуация, когда только после загрузки первого от остановки смогут отъехать и все остальные. Учитывая, что троллейбусами чаще всего пользуются самые социально незащищённые люди и пенсионеры, совершенствоваться в терпении придется именно им.

При этом существует интересная точка зрения, что стоимость установки и обслуживания необходимого оборудования и самих турникетов значительно перекрывает рост доходов из-за возрастающих сборов. Поэтому в случае с общественным автотранспортом выигрыш получается только в более высокоморальном поведении горожан, но никак не в дополнительной прибыли для бюджета или транспортных компаний.

Активисты московского движения «Пробок.Net» за все годы этой необъявленной войны разработали список предложений, как и турникеты убрать, и сборы не уменьшить.

Во-первых, они предлагают увеличение штрафа за безбилетный проезд, чтобы пойманные «зайцы» с лихвой перекрывали ущерб от непойманных. Во-вторых, активисты считают необходимым средством формирование мобильных групп контролёров в составе сотрудников Мосгортранса (государственное унитарное предприятие — основной в столице и крупнейший в Европе оператор системы наземного городского пассажирского транспорта. — Авт.) и одного полицейского. Без последнего, уверены они, мобильная группа вообще не должна выдвигаться на дежурство, потому как сами контролёры практически бесправны.

Правда, несмотря на весь негатив, связанный с автоматизированным контролем общественного транспорта в Москве, в соседнем Санкт-Петербурге, например, в нынешнем январе городские власти все равно пытались заговорить о необходимости установки турникетов. Поэтому ничего удивительного, что эта идея кажется привлекательной и севастопольским чиновникам.

Дежурил Сергей РУДЕНКО.

* * *

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «СКОЛЬКО ДЕНЕГ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОТРАТИТЬ НА НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 12 декабря, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 15 декабря.

Другие статьи этого номера