С 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон от 28.12.2014 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в связи с этим изменяются условия предоставления социальных услуг.
Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности. Он определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Закон конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга» с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «стандарт социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».
Определены основные принципы социального обслуживания:
— приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
— достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
— достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг»;
— сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
КТО МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ОТ ГОСУДАРСТВА
В законе прописаны обстоятельства, при наличии которых человек признаётся нуждающимся в социальном обслуживании. В частности, социальные услуги получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с инвалидом или ребёнком-инвалидом, нуждающимся в постоянном уходе; семьи с ребёнком, испытывающим трудности в социальной адаптации. Нуждающимися в социальном обслуживании закон признаёт и семьи, в которых возникают конфликты из-за родственников с наркотической или алкогольной зависимостью. Насилие в семье также является поводом для оказания социальных услуг.
ПЛАТА ЗА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Законом определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, для которых социальное обслуживание будет бесплатным. Это несовершеннолетние дети, люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций или вооружённых межнациональных конфликтов.
Кроме этого, бесплатно социальные услуги будут предоставляться тем, у кого доход ниже уровня, определенного законом субъекта Российской Федерации.
Тарифы на социальные услуги утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ГРАЖДАНАМ
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
— социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
— социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
— социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги.
КТО БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИДЫ ПОМОЩИ, НЕОБХОДИМЫЕ ГРАЖДАНИНУ
Уполномоченным органом в сфере социального обслуживания в городе Севастополе определено главное управление социальной защиты населения Севастополя. На главное управление возложены функции по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, координации деятельности поставщиков социальных услуг, реализации мер по развитию рынка социальных услуг, формированию и ведению реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг.
Предполагается, что специалисты социальных служб будут составлять для каждого человека, нуждающегося в социальных услугах, индивидуальную программу.
В ней будут указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.
Также в этой программе будут перечислены организации, которые могут предоставлять те или иные социальные услуги.
Специалисты учреждений социального обслуживания будут обязаны оказывать услуги, предусмотренные индивидуальной программой. А вот для каждого человека эта программа носит рекомендательный характер. Добровольность — один из принципов социального обслуживания.
В некоторых случаях нет времени для составления индивидуальной программы — помощь человеку требуется здесь и сейчас. И закон предусматривает оказание срочных социальных услуг.
После вступления в силу нового закона, помимо государственных учреждений, социальные услуги смогут оказывать представители негосударственного сектора, получая за это компенсации понесённых расходов. Таким образом, государство стремится увеличить число поставщиков социальных услуг, чтобы у человека, нуждающегося в помощи, был шире выбор организаций социального обслуживания.
Организациям, изъявившим желание оказывать социальные услуги на территории города Севастополя, для включения в реестр поставщиков социальных услуг необходимо подать заявление с приложением следующих документов:
1) копии учредительных документов;
2) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
3) копию документа о назначении руководителя поставщика социальных услуг;
4) копии лицензий, имеющихся у поставщика социальных услуг (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования);
5) перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
6) тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.
Документы направлять по адресу: ул. Руднева, 40 (ГУСЗН).
Вся информация о поставщиках социальных услуг, о предоставляемых ими социальных услугах и условиях их предоставления будет доступна для севастопольцев в прессе и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В настоящее время правительством Севастополя и главным управлением социальной защиты населения Севастополя проводится большая работа как по формированию новой региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы социального обслуживания, так и в целом по подготовке органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания к работе в соответствии с новыми требованиями законодательства.