Как обжаловать решение налоговой службы?

В связи с окончанием переходного периода утратили силу временные положения, регулирующие порядок обжалования актов налоговых органов, которые были предусмотрены статьей 25 закона Севастополя от 18.04.2014 года N 2-ЗС. С 1 января 2015 года на территории города Севастополя введена процедура обязательного досудебного урегулирования всех налоговых споров, суть которой заключается в том, что решение по налоговой проверке или иной акт ненормативного характера налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после обращения с жалобой в налоговый орган.Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен главами 19 и 20 НК РФ, а сама процедура имеет целый ряд преимуществ для налогоплательщиков: это простая форма обращения, отсутствие расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и оплатой других судебных издержек, сжатые сроки рассмотрения и исполнения принятого решения.

Ст. 138 НК предусматривает два вида жалоб на решения налоговых органов, принятые по актам налоговых проверок или актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях: апелляционная жалоба и жалоба. При этом апелляционная жалоба может быть подана налогоплательщиком на решение налогового органа, которое не вступило в силу, в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба подается на решение, вступившее в силу, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи жалобы в случае его пропуска по уважительной причине может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Кроме того, налогоплательщиками могут быть обжалованы и иные ненормативные акты налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц (например, отказ в возврате налога, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, пени или штрафа, отказ в предоставлении налогового вычета) путем подачи жалобы.

С учетом требований статей 139.2 НК жалоба должна быть: оформлена в письменной форме, подписана лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены; содержать конкретный предмет обжалования с указанием реквизитов оспариваемых решений с соблюдением требований, закрепленных законодательно. Жалоба, оформленная с нарушением законодательно установленных требований, может быть оставлена без рассмотрения.

Для практического применения налогоплательщики могут воспользоваться образцами жалоб, которые размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Надлежащим образом оформленная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действие или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Данный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. При этом вышестоящим налоговым органом в отношении инспекций на территории города Севастополя является управление ФНС РФ по Севастополю.

Согласно п. 6 ст. 140 НК, жалоба (апелляционная жалоба) на решение по актам рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня её получения. В отдельных случаях данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Жалоба по иным ненормативным актам, а также на действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. Решение по результатам рассмотрения жалоб вручается или направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия и может быть им обжаловано как в федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения, так и в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в УФНС России по Севастополю, так и в федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на ведомственном сайте, сообщает УФНС РФ по Севастополю.

Другие статьи этого номера