(Продолжение. Начало в номере за 28 февраля).
Огромная проблема, которая, к сожалению, сохранилась и после перехода Севастополя в состав России, — это практически полный износ материально-технической базы лечебных учреждений. Как отметил начальник горздрава, за последние 23 года в городе практически не было построено ни одного крупного объекта, кроме двухэтажного корпуса эндоваскулярной хирургии на территории 1-й горбольницы и нового хирургического корпуса, который пока так и не введен в эксплуатацию в связи с массовыми нарушениями при строительстве.
— Капитальный ремонт проводился по ситуации: упала крыша — сделали ремонт, — говорит Юрий Восканян. — Оснащенность оборудованием была ниже критической. Дошли до того, что на весь город оставалось два эндоскопических прибора, необходимых для остановки желудочно-кишечного кровотечения… Планирование объемов коек различного профиля совершенно не было привязано к конкретным потребностям. Одни койки стояли пустые, по пол-отделения не заполнялись вообще в течение года, а на другие койки очередь — на полгода вперед.
Как было отмечено далее, не лучше ситуация была и с заработной платой медперсонала, отсутствовало обязательное медицинское страхование, катастрофически не хватало площадей. С одной стороны, это было связано с тем, что здания рушились, а новые не строили. А из тех зданий, которые оставались в системе здравоохранения, 8 тыс. кв. м (причем большую часть — даже без согласования руководителей учреждений здравоохранения) Фонд коммунального имущества передал в аренду частным структурам, в том числе не только медицинским.
— Три месяца до момента поступления бюджетной крупной дотации здравоохранение Севастополя прожило за счет гуманитарной помощи, — подчеркнул Юрий Восканян. — Это медикаменты, расходные материалы, питание. Специалистами Минздрава РФ проводился анализ ситуации для оказания финансовой помощи. В результате в июле 2014 года до учреждений здравоохранения была доведена дотация в 388 млн руб. — на II полугодие 2014 года. Эта дотация доведена не на все статьи, а на те, которые были в наиболее критическом состоянии (льготное лекарственное обеспечение, вакцины, туберкулез, диализ, стационар, ГСМ, питание), и составила она 75% полугодовой потребности здравоохранения на 2014 год. В итоге в июле и в августе стало нормой, когда люди в больницах перестали платить за медикаменты и питание, перестали покупать лекарства в аптеках. Ассортимент лекарственного обеспечения стал принципиально другим, питание стало трех- и пятиразовым. Таким образом, ситуация с оказанием медицинской помощи была максимально приближена к населению, но опять-таки в рамках той материально-технической базы, которую имела система здравоохранения… Понятно, что если в системе государственного здравоохранения нет ни одного магнитно-резонансного томографа, то он не появится в 2014 году. А с учетом состояния оборудования, которое было изношенным на 80%, и с его дефицитом 50%, оно внезапно не появится в июле-августе 2014 года.
В связи с дефицитом и крайней изношенностью медицинского оборудования была разработана, защищена в Минздраве и утверждена в правительстве Севастополя программа модернизации здравоохранения города, которая направлена уже на решение не неотложных, а среднесрочных задач.
(Продолжение следует).
* * *
ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Износ материально-технической базы: 148 из 152 объектов требуют ремонта (из них 122-капитального или подлежат сносу).
2. Оснащенность оборудованием-55%, полный износ имеющегося оборудования-80%.
3. Критическая диспропорция в распределении коечного фонда.
…
6. Несоответствие лицензионным требованиям для оказания не только высокотехнологичной, но даже специализированной медицинской помощи — 100% медучреждений.
7. Укомплектованность участковыми терапевтами и участковыми педиатрами-менее 60%, врачами «скорой помощи» — 46%.
8. Заработная плата медработников — менее 43,9% от среднего по РФ.
9. Отсутствие обязательного медицинского страхования
10. Удовлетворенность пациентов качеством оказания медицинской помощи — 62% (в РФ-выше 90%).
11. Катастрофический дефицит площадей в государственной системе здравоохранения: 8 тыс. кв. метров переданы в аренду частным медицинским центрам и аптекам.
ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
1. 3,5 тонны медикаментов (41,5 тыс. упаковок), расходного материала, продуктов питания, средств гигиены.
2. Анализ ситуации, расчет потребности и срочное обучение специалистами МЗ РФ и Федерального фонда ОМС (апрель-август 2014).