Программа поддержки рынка труда защищает в первую очередь интересы работников

Программа поддержки рынка труда защищает в первую очередь интересы работников

17 апреля 2015 года постановлением правительства Севастополя N 310-ПП утверждена «Программа дополнительных мер по поддержке рынка труда города Севастополя на 2015 год». О том, какие задачи призвана решить программа, какую практическую пользу для севастопольцев представляют мероприятия, прописанные в этом документе, нашей газете рассказал директор государственного казенного учреждения Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» (ГКУ «ЦЗН») Леонид Николаевич ВАСИЛЕНКО.— Леонид Николаевич, многим читателям пока незнакомо нынешнее название вашего учреждения. За сменой «вывески», надо полагать, кроются и организационные изменения? Расскажите немного об этом, прежде чем мы перейдем к главной теме беседы.

— По сути работы и названию отделов ГКУ «Центр занятости населения Севастополя» во многом повторяет структуру Севастопольского городского центра занятости, действовавшего до 31 марта 2014 года и созданного вместо него на переходный период Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы (центра занятости) Севастополя. Эта схожесть объясняется общими подходами к регулированию в сфере занятости в разных странах, не только в России и Украине.

В то время как фонд продолжал регистрировать безработных, выплачивать им пособия, собирать информацию о вакансиях, выполнять другие возложенные на него функции в соответствии с временным положением от 25.03.2014 N 8(7169), утвержденным решением заксобрания, параллельно велась работа по подготовке к переходу на российские стандарты. Практически это заключалось в изучении сотрудниками российского законодательства и разработанной в соответствии с ним для службы занятости программы «Катарсис-ПК8», которая применяется во многих субъектах РФ. А организационно — в создании новых структур.

3 июня 2014 года постановлением правительства Севастополя N 32 было образовано главное управление труда и занятости населения Севастополя (ГУТиЗН), возглавил которое Валерий Николаевич Ильченко (в ближайшее время главное управление ждет реорганизация). 2 сентября 2014 года постановлением правительства Севастополя N 257 образовано государственное казенное учреждение Севастополя «Центр занятости населения Севастополя». Регистрацию юридического лица учреждение прошло в декабре, тогда же был утвержден штат. Таким образом, к 1 января 2015 года структура службы занятости в Севастополе была приведена в соответствие с российским законодательством. Замечу, что в крупных субъектах федерации и городах федерального значения, Москве и Санкт-Петербурге, аналогичному управлению или департаменту могут быть подчинены десятки центров занятости населения.

В разрезе нашей темы важно отметить, что ГУТиЗН является ответственным исполнителем, а ГКУ «ЦЗН» — соисполнителем «Программы дополнительных мер по поддержке рынка труда Севастополя на 2015 год».

— Слово «дополнительных» в названии программы подразумевает, что обычных мер по регулированию рынка труда недостаточно? Расскажите, пожалуйста, что предшествовало принятию данного постановления.

— Вы знаете, что практически весь 2014 год Севастополь пребывал в условиях переходного периода. Институциональные процессы, в которые были вовлечены и отдельные предприятия, и целые отрасли экономики, сопровождались сокращением рабочих мест. По данным официальной статистики, списочный состав штатных работников предприятий и организаций города в течение года уменьшился в 1,4 раза. В наибольшей степени эти процессы затронули сферу государственного управления и обороны, деятельность в области финансов и страхования, информатизации и телекоммуникации, предприятия транспорта, строительную отрасль и торговлю.

По экспертной оценке, уровень безработицы, который рассчитывается по методике МОТ, в 2014 году составил 9,5-9,7% (в 2013 г. — 5,7%).

В связи со значительным высвобождением квалифицированных кадров увеличилось число обращений граждан в Центр занятости. Соответственно, вырос и уровень регистрируемой безработицы. В январе-декабре 2014 года на учете состояли 7,3 тыс. человек, из которых 6 тыс. в соответствии с законодательством о занятости был присвоен статус безработных (к 2013 году — рост на 32,7%). При этом спрос на рабочую силу существенно снизился. На конец декабря 2014 года в базе службы занятости оставались актуальными 756 вакансий, в то время как на учете состояли 2230 безработных. То есть численность официально зарегистрированных безработных превысила потребность в рабочей силе, заявленную работодателями, в 3 раза.

В 2014 году усилия всех ветвей власти были направлены на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Севастополя. Правительство Российской Федерации постановлением N 647 от 10.07.2014 утвердило предоставление из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда. Правительством Севастополя была разработана и утверждена «Программа дополнительных мер по поддержке безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения». Программа на 2015 год по сути является продолжением прошлогодней и действует наряду с государственной программой Севастополя «Содействие занятости населения города Севастополя на 2015-2017 годы».

Отмечу, что реализация мероприятий активной политики занятости позволила стабилизировать показатели, характеризующие рынок труда в Севастополе, и даже несколько улучшить их. Так, численность регистрируемых безработных к концу 2014 года составляла 2,2 тыс. человек, на 1 апреля 2015 года этот показатель равнялся 1,7. Однако прошлогодняя тенденция к оптимизации затрат на производство, сокращению персонала сохранится. И это уже подтверждается: на сегодняшний день у нас имеются сведения о возможном высвобождении предприятиями города 1332 работников.

По причине значительной инерционности процессов на рынке труда положительные изменения в сфере занятости будут происходить более медленными темпами, чем восстановление и перестройка региональной экономики. По прогнозу, составленному на основании экспертной оценки, к концу 2015 года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ (не путать с уровнем регистрируемой безработицы), не опустится ниже 8,2% экономически активного населения. Для Севастополя эта цифра существенно выше показателей двух-трехлетней давности. Такой прогноз и стал основанием для принятия «Программы дополнительных мер по поддержке рынка труда Севастополя на 2015 год».

— В чем суть программы, кто может стать ее участником?

— Программа направлена прежде всего на социальную защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под риском увольнения. Отсюда ее основные задачи: стимулирование работодателей к сохранению и созданию рабочих мест; повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и зарегистрированных безработных; содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Для решения этих задач программой предусмотрен ряд мероприятий:

— стимулирование предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными;

— организация опережающего профессионального обучения и дополнительного образования работников, находящихся под риском увольнения (перевод на неполный рабочий день/неделю, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

— организация стажировок работников, находящихся под риском увольнения, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа;

— организация временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке.

Став участником программы по одному из направлений, гражданин получает шанс сохранить рабочее место, а если это невозможно — смягчить последствия увольнения и сократить период последующей безработицы. Свои выгоды получает и работодатель. То есть участвуют обе стороны.

— Давайте рассмотрим, как это работает на практике.

— Предположим, в результате реорганизации на предприятии профессия нашего воображаемого работника стала невостребованной, его отправили в отпуск без содержания, но есть другая работа, которую он мог бы выполнять, приобретя дополнительные навыки. Если работник проверенный, добросовестный и может быть полезен в будущем, работодателю выгодней отправить его на обучение за счет средств службы занятости и перевести на другую работу в соответствии с полученной квалификацией, чем принимать нового человека.

Для участия в мероприятии по организации опережающего профессионального обучения и дополнительного образования работников работодатель подает соответствующую заявку в Центр занятости с подтверждением факта отправки людей в отпуска без содержания, а работник — заявление о желании пройти обучение. Между работодателем, Центром занятости и образовательной организацией заключается трехсторонний договор, выполнение которого в дальнейшем контролируется сторонами и подтверждается актами, табелями посещаемости и др. документами. Стоимость обучения, включая затраты на проезд и проживание, не может быть больше 25 тыс. рублей.

В некоторых случаях сохранить рабочее место за работником позволяет стажировка — благодаря приведению его уровня квалификации в соответствие с текущими потребностями предприятия. Стажировка в рамках программы проводится в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа.

Или другая ситуация: предприятие ликвидируется, работникам вот-вот вручат под роспись соответствующие уведомления. На раздумья «Что делать дальше?» — два месяца. Получив информацию о предстоящем высвобождении работников, специалисты Центра занятости выезжают на предприятие для проведения разъяснительной работы с администрацией, с работниками, проводят анкетирование с целью узнать, какими мероприятиями программы они хотели бы воспользоваться. Если кто-то выберет направление самозанятости, то сможет еще до момента увольнения принять решение стать предпринимателем, продумать свою бизнес-идею.

После регистрации в качестве безработного (при условии, что для данного гражданина в базе вакансий не окажется подходящих вариантов работы), обучения на курсах, защиты бизнес-плана и последующей регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства такому гражданину, согласно закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», будет выплачена единовременная финансовая помощь в размере 58,8 тыс. рублей. А если этот предприниматель возьмет на работу на созданные им дополнительные рабочие места граждан из числа безработных, зарегистрированных в службе занятости, за каждого трудоустроенного безработного ему выплатят еще по 58,8 тыс. рублей.

— Мы рассмотрели примеры с опережающим профессиональным обучением, стимулированием самозанятости, а что представляют собой временные рабочие места?

— Если нет объема работ и надо как-то пережить этот период, не растеряв людей, у работодателя есть вариант предложить им временно выполнять необходимую неквалифицированную работу, скажем, производить косметический ремонт зданий и цехов, уборку территории, мытье окон. Перечень видов временных работ утвержден приказом начальника ГУТиЗН от 23.04.2015 N 16. Затраты на выплату заработной платы и техническое оснащение временных рабочих мест работодателю компенсирует служба занятости на основании предварительно заключенного договора.

Работнику, занятому на временных работах, выплачивается минимальная заработная плата (5965 руб. согласно закону РФ от 1.12.2014 N 408-ФЗ). Также в рамках этой услуги гражданин может временно устроиться на другом предприятии, не увольняясь с постоянного места работы. На временные рабочие места (выделенные или вновь созданные) направляются и граждане, состоящие на учете в Центре занятости как безработные. Организация временных работ позволяет сохранить у граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить получение ими дохода на период вынужденной незанятости.

— Леонид Николаевич, все перечисленные вами дополнительные меры по поддержке рынка труда предполагают соответствующее финансовое обеспечение?

— На финансирование программы из федерального бюджета выделено 50233 тыс. рублей. Эти средства могут принести ощутимую пользу Севастополю и севастопольцам при условии информированности работников, находящихся под риском увольнения, о возможностях социальной поддержки в рамках данной программы, при условии активности и социальной ответственности работодателей и, разумеется, нашей эффективной работы.

— Где можно ознакомиться с содержанием программы, посмотреть формы договоров?

— Вся нормативная документация размещена на интерактивном портале службы занятости Севастополя sevtrud.ru Кроме того, необходимые консультации и разъяснения можно получить у специалистов нашего учреждения. Всегда рады помочь.

Беседовала О. МОНАСТЫРСКАЯ.

Другие статьи этого номера