Виктор ЛЕВЧЕНКО: «На все случаи нарушений органы прокуратуры будут реагировать принципиально и жестко»

Виктор ЛЕВЧЕНКО: "На все случаи нарушений органы прокуратуры будут реагировать принципиально и жестко"

Надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью входят в число важнейших функций, которые выполняет прокуратура. С вопросами об основных задачах, которые стоят перед прокурорами при осуществлении этой работы, и результатах деятельности мы обратились к заместителю прокурора Севастополя Виктору Левченко.

— Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, какие цели ставит перед собой прокуратура при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью?

— Как и в любом другом направлении прокурорского надзора, главная цель — обеспечение законности деятельности уполномоченных органов, соблюдение и восстановление прав граждан и юридических лиц. Специфика заключается в объекте надзора. Сюда входят территориальные органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля и другие.

Именно на плечи прокуроров в конечном итоге ложится ответственность за соблюдение основных принципов уголовного судопроизводства органами, которые осуществляют дознание, следствие и оперативно-разыскную деятельность.

— Какие это принципы и соблюдаются ли они в Севастополе?

— На мой взгляд, можно выделить четыре важнейших принципа. Каждое преступление должно быть раскрыто, а виновное лицо — наказано. Привлечение к уголовной ответственности должно быть законным и обоснованным. Применение мер процессуального принуждения должно четко соответствовать букве закона. Уголовное судопроизводство должно осуществляться исключительно в установленном порядке — с соблюдением сроков, прописанных в законе, и мер по защите прав всех затронутых процессом лиц.

Прокурорам даны широкие полномочия в сфере надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью, которые позволяют выполнить поставленные задачи.

Исходя из возложенных функций, прокуратурой Севастополя в 2014 году и в истекшем периоде 2015 года этим направлениям уделялось особое внимание, поскольку они напрямую связаны с обеспечением правопорядка и законности в городе. Ряд организационно-практических мер, принятых в 2014-2015 годах, дал свой положительный результат.

Прокуратурой города организована и проведена ревизия всех находящихся по состоянию на 21 марта 2014 года в производстве следственных органов города и приостановленных производством уголовных дел. Определена их подследственность. Квалификация преступлений приведена в соответствие с российскими нормами с учетом требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

При непосредственном содействии прокуратуры в городе созданы и работают территориальные подразделения всех правоохранительных органов Российской Федерации, на которые возложены задачи по противодействию преступности. Скоординированными прокуратурой действиями правоохранительных органов проведены мероприятия, направленные на снижение общего числа совершенных преступлений, и в целом обеспечен правопорядок.

Совместными усилиями всех правоохранительных органов при активной координирующей роли прокуратуры удалось добиться определенных положительных результатов по обеспечению правопорядка в Севастополе.

Это позволило повысить уровень раскрываемости преступлений вдвое — с 20% в прошлом году до 40% в текущем. Вместе с тем этого еще недостаточно, и работа в данном направлении продолжается

— Какие проблемы еще предстоит решить?

— Еще есть проблемы, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении, некачественным расследованием уголовных дел, раскрываемостью преступлений. Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения органов прокуратуры.

Так, только в текущем году прокурорами в деятельности органов предварительного расследования Севастополя выявлено более 12 тыс. нарушений законов. С целью их устранения внесено 269 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 464 должностных лица. По инициативе прокуроров на учет поставлено свыше 420 преступлений, ранее известных, но по разным причинам не учтенных.

— Какие еще нарушения выявлялись?

— Прокуратурой Севастополя уделяется особое внимание недопущению фактов укрытия преступлений.

В июне текущего года прокуратурой Гагаринского района в следственные органы направлены материалы в отношении старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков ОМВД по Гагаринскому району для решения вопроса об уголовном преследовании. Установлено, что в период с 27 января по 4 февраля 2015 года он оформил от имени гражданина объяснение с искаженными обстоятельствами приобретения последним наркотического средства и принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по факту сбыта наркотического средства, чем укрыл от учета преступление.

В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УПК РФ (превышение должностных полномочий), ведется расследование.

Еще один пример могу привести по центральному району города. Прокуратурой Ленинского района выявлен факт укрытия сотрудниками уголовного розыска ОМВД России по Ленинскому району преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, боеприпасов).

Установлено, что в период с 26 июля по 4 августа 2014 года сотрудники полиции, выявив факт незаконного хранения жителем города пистолета и боеприпасов к нему, вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Незаконное постановление прокуратурой района отменено, а по результатам дополнительной проверки 18.03.2015 года в отношении нарушителя возбуждено уголовное дело. В мае текущего года суд вынес приговор, согласно которому владелец оружия признан виновным. Приговор вступил в законную силу.

Таким образом, сотрудниками отдела уголовного розыска ОМВД России по Ленинскому району Севастополя было укрыто указанное преступление, в связи с чем прокуратурой подготовлено постановление о направлении данных материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц полиции.

Помимо полноты учета сообщений о преступлениях, в ходе надзорных проверок изучается законность принятых по ним процессуальных решений.

Так, 21 апреля 2015 года прокуратурой города отменено незаконное решение следственного отдела по Ленинскому району СУ СК РФ по Севастополю от 31.03.2015 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Севастополе».

Установлено, что они осуществили попытку регистрации прав собственности для обращения земельных участков в районах Байдарской и Варнутской долин общей площадью более 200 га в чужое незаконное владение. Только по требованию прокуратуры по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на совершение мошенничества). В настоящее время ведется расследование.

— Процесс уголовного преследования включает как досудебную, так и судебную стадию. В суде прокуратура выполняет важнейшую функцию — поддержание государственного обвинения. Каковы результаты работы в этом направлении?

— Работа прокуратуры при обеспечении участия по поддержанию государственного обвинения по уголовным делам в судах направлена на соблюдение законности в ходе реализации функции правосудия.

Всего с участием прокуроров судами города в текущем периоде 2015 года рассмотрены 1168 уголовных дел и материалов в отношении 1211 лиц. По результатам рассмотрения судами первой инстанции по 586 уголовным делам постановлены приговоры в отношении 454 лиц.

Прокуроры приняли участие в рассмотрении 428 ходатайств и заявлений по вопросам предварительного расследования. Судебные решения пересмотрены вышестоящим судом в отношении 82 лиц, причем в 84% случаев инициаторами пересмотра незаконных судебных решений являются именно прокуроры.

С марта 2015 года создан президиум Севастопольского городского суда, который наделен полномочиями суда кассационной инстанции. В настоящее время прокуратурой города принесены 6 кассационных представлений, в которых оспаривается законность ранее постановленных районными судами решений. Два представления прокурора уже удовлетворены, остальные находятся на стадии рассмотрения.

— В чем особенности работы прокуратуры по противодействию экстремистской деятельности?

— Особенность работы прокуратуры на этом направлении — это необходимость принятия комплексных, своевременных и скоординированных мер, позволяющих оперативно реагировать на нарушения антитеррористического законодательства.

В тесном взаимодействии с правоохранительными органами прокуратурой города на постоянной основе проводится профилактическая и информационно-пропагандистская работа с населением, в том числе с молодежью, направленная на формирование негативного отношения к идеологии экстремизма и терроризма.

Принятые меры координационного характера уже принесли положительные результаты.

— В последнее время в прессе появилось много информации о несоответствии севастопольских школ требованиям безопасности. Проводились ли прокуратурой проверки по данному вопросу?

— Да, речь идет о соблюдении законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Установлено, что в ряде учебных заведений города отсутствуют ограждения по периметру, а также кнопки вызова сотрудников полиции, системы видеонаблюдения.

С целью устранения выявленных нарушений прокурорами Гагаринского и Ленинского районов в суды заявлены 13 исков к образовательным учреждениям и департаменту образования Севастополя с требованием принять меры по обеспечению инженерно-технической укрепленности территории учебных заведений. Все 13 исковых заявлений удовлетворены.

Аналогичные нарушения законодательства выявлены и прокурором Балаклавского района. Внесены меры прокурорского реагирования.

В ходе проверок выявлены факты использования имущества образовательных учреждений без правовых оснований, что также может представлять угрозу для безопасности учащихся.

Так, проведенной прокурором Ленинского района проверкой в ГБОУ «Вечерняя общеобразовательная школа N 1» установлено, что встроенные нежилые помещения одноэтажного подсобно-бытового здания и сооружения металлического гаража использовались без каких-либо правовых оснований ЧП «Научно-производственное предприятие «Югремхолод» для размещения офиса и склада. Вместе с тем меры по освобождению указанных помещений руководством вечерней школы не принимались.

По указанному факту прокуратурой Ленинского района директору школы внесено представление, по результатам рассмотрения которого незаконно занятые помещения были освобождены, должностное лицо школы привлечено к дисциплинарной ответственности.

Работа прокуратуры продолжается. На все случаи нарушений, которые ведут к ущемлению прав граждан, возможной безнаказанности преступлений или возникновению ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей, органы прокуратуры будут реагировать принципиально и жестко.

— Спасибо за беседу!

Беседовал Ю. ПИСАНКО, старший помощник прокурора Севастополя по взаимодействию со СМИ.

Другие статьи этого номера