Перспективные маршруты экотуризма

Перспективные маршруты экотуризма

Юго-западный Крым — настоящий «клондайк» для развития экотуризма. Этот вид отдыха делает полуостров более привлекательным для отдыхающих. Экотуризм содействует охране природных ресурсов, имеет интерактивный эколого-образовательный компонент, вовлекает в сферу экотуристской деятельности местное население. Многочисленная категория гостей Крыма приезжает сюда исключительно ради походов с рюкзаком по горным и лесным тропам. А многолетний опыт инструкторов свидетельствует о том, что любители погреться на солнышке и поплавать в море тоже время от времени с удовольствием совершают вылазки в горы. Ведь общение с первозданной природой — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Помимо того, что спортивная ходьба полезна для здоровья, массу положительных эмоций дарят пение птиц, красота горных пейзажей, аромат разнотравья… Практическую помощь в этом вопросе окажет «Пространственная модель развития экотуризма в юго-западном Крыму», разработанная в Севастопольском филиале МГУ имени Ломоносова (автор — старший преподаватель отделения географии А.В. Калиниченко).
Упомянутый проект, выполненный с привлечением ГИС-технологий, даёт возможность проанализировать основные территории, перспективные для развития экотуризма в Севастопольском регионе. Пространственная модель пригодится при планировании развития туризма, для регулирования природоохранной и рекреационной деятельности.Гордость юго-западного Крыма, включающего Севастополь в административных границах и прилегающую часть Бахчисарайского района, а также территорию Ялтинского горсовета, — высокий уровень ландшафтного разнообразия, богатые флора и фауна. Главная особенность региона заключается в том, что значительная площадь занята природоохранными комплексами (30% территории), но их особый режим не препятствует развитию сбалансированной рекреационной деятельности.

В юго-восточной части региона расположен крупнейший в Крыму ландшафтный заказник государственного значения «Байдарский», который соответствует категории «заказник республиканского значения» в системе ООПТ (особо охраняемых природных территорий) РФ, а также примыкающий к нему по юго-западной границе ландшафтный заказник «Мыс Айя» (с 208 га прибрежной акватории). Остальные ООПТ региона представляют собой рассредоточенные небольшие объекты (от 5 до 180 га) и охраняемые акватории.

В рекреационных зонах региона пик нагрузки приходится на летние месяцы с максимальной концентрацией курортников в береговой зоне. В итоге наблюдается ситуация «здесь — густо, там — пусто», так как на морском побережье «полный аншлаг», а потенциал большей части природных территорий остается маловостребованным.

Действующая сеть туристских маршрутов не охватывает всего разнообразия объектов природного наследия на территории юго-западного Крыма. Официальные тропы не затрагивают ландшафтный заказник «Мыс Айя», западную и северо-западную части ландшафтного заказника «Байдарский», несмотря на исторически сложившуюся сеть живописных дорог, которые используются для стихийного пешеходного, конного и велотуризма, туров на квадроциклах и автомобилях повышенной проходимости.

Перспективы развития экотуризма в юго-западном Крыму обсуждались в рамках концепции создания Национального парка «Таврида» в горном Крыму и концепции развития экотуризма в Севастополе (2002 год). Было отмечено, что регион имеет ряд природных и рекреационных особенностей, которые дают возможность для развития экотуризма. Однако комплексный анализ местности не проводился, а перспективные центры развития экотуризма не выделялись.

Цель проекта состояла в построении пространственной модели, позволяющей обозначить ключевые территории для развития экотуризма, с учетом особенностей распределения объектов природного наследия. Проект ориентирован на поддержку планирования туристской деятельности в юго-западном Крыму.

При построении модели специалисты использовали данные маршрутной съемки приемником GPS Garmin eTrex Vista объектов природного наследия, маршрутов и перспективных экотроп юго-западного Крыма, выполненной в 2010-2013 гг.

Обработка данных GPS осуществлялась в программе MapSource 6. 16. 2., для работы были задействованы и другие технические средства. Модель строилась с учетом особенностей ландшафтов региона, пространственного распределения объектов природного и культурного наследия, специфики берегов и прибрежной зоны, а также сети существующих маршрутов для пешеходного и других видов туризма.

Впервые для региона разработаны карта-схема и модель, которые дают системное представление о пространственном распределении ключевых участков и прибрежных акваторий, обладающих высоким потенциалом для развития экотуризма. Эта модель в базовом варианте состоит из структурных компонентов — ядер и связующих элементов. Модель характеризуется гибкостью (остается возможность вносить изменения в существующие элементы), открытостью (дополнение новыми данными и элементами), динамичностью (перспективный мониторинг сезонных изменений в ключевых ядрах). Ее можно легко перенести в разные программные пакеты, которые используют в территориальном планировании.

На основании анализа пространственного распределения объектов природного наследия, сети потенциальных для экотуризма маршрутов и рекреационных объектов были выделены 5 групп ядер.

Номер один — классические природно ориентированные экотуры (группа А), расположенные в предгорных и горных районах главной и внутренней гряд Крымских гор с высокой насыщенностью объектами природного наследия: урочище Ай-Дмитрий, Скельская пещера, перевал Шайтан-Мердвень, плато Челеби, урочище Ласпи со скалами Тышлар и горой Ильяс-Кая, водопад Нижний Кубалар, урочище Батилиман и гора Куш-Кая, урочище Аязьма, Чернореченский каньон.

Под номером два обозначены береговые и прибрежные экотуры (группа Б), которые находятся преимущественно в южной части региона с хорошо сохранившимися береговыми и прибрежными подводными ландшафтами и разнообразным береговым рельефом: мыс Виноградный, пляж «Яшмовый», мыс Феолент, Кая-Баш, Серая скала, Аязьма, мыс Сарыч, Алькадар, Херсонес, мыс Лукулл, Ласпи.

Эколого-культурологические туры (группа В) в основном расположены в предгорных и горных районах внутренней гряды. Они обладают богатым природным и ассоциированным культурным наследием: гора-останец Баба-Даг со средневековым городищем Мангуп-Кале, гора Шулдан-Кая и скалы Кара-Коба с пещерными монастырями Шулдан и Челтер, плато и средневековое городище Эски-Кермен, гора Куле-Бурун с Сюйреньской крепостью и пещерным монастырем Челтер-Коба, плато с крепостью Каламита и Инкерманским пещерным монастырем Св. Климента.

К четвертой (группе Г) относятся экотуры по европейской модели (с элементами сельского туризма), расположенные преимущественно в горных долинах. К ним относятся сельские местности, входящие в состав ООПТ или прилегающие к ним и другим объектам природного наследия: Варнутская долина, Чоргунь, Уппинская котловина, Шульская долина, Байдарское, Узунджинское, Биюк-Мускомское, Уркуста, Скельское, Бельбекское ядра.

И, наконец, урбоэкотуры (группа Д) охватывают уцелевшие фрагменты природных ландшафтов в матриксе селитебных и промышленных ландшафтов Гераклейского полуострова: урочище Максимова дача, верховья Килен-балки, Караньское плато.

Связующие элементы ядер из-за отсутствия экотуристской инфраструктуры схематично представлены маршрутами, перспективными для планирования и проведения экотуров. В базовом варианте модели — это тропы и грунтовые дороги, соединяющие между собой ядра разных групп. В будущем на базе части выбранных маршрутов можно оборудовать экотропы.

Благодаря выполненному анализу северные предгорья главной гряды, горные долины между главной и внутренней грядами и платообразные горы-останцы внутренней гряды рассматриваются в комплексе с побережьем от мыса Сарыч до мыса Феолент как ключевая территория (центр). Она считается перспективной для развития экотуризма в юго-западном Крыму и для планирования маршрутов с элементами соответствующей инфраструктуры. Модель демонстрирует возможности для создания комбинированных маршрутов между ядрами различных групп, что может стать основой для разработки новых региональных экотуров, рассчитанных на один или несколько дней пути.

Другие статьи этого номера