Пражская мелодия

Пражская мелодия

В один из погожих дней нынешнего лета на улице Вакуленчука прохожие выделили для себя группу симпатичных женщин. Они оживленно разговаривали между собой, чем, собственно, и обратили на себя внимание. На бойкой площади к ним присоединился узнаваемый в городе Борис Миронов — музыкант и композитор. У оказавшихся здесь старожилов сомнения тут же улетучились: это же участницы некогда популярнейшего в Севастополе ансамбля «Нежность»!

В 1970 году Бориса Алексеевича пригласил к себе Е.А. Алисов — директор бюджетооборазующего предприятия «Югрыбхолодфлот». Недоумевая по этому поводу, маэстро воспользовался услугами общественного транспорта, чтобы доехать до Камышовой бухты, ощетинившейся стрелами портовых кранов и мачтами кораблей.

Евгений Алексеевич принял гостя без промедления, чем удивил собравшихся в приемной посетителей. За широченным окном просторного кабинета был виден далекий горизонт поражающего голубизной моря. Директор сделал комплимент гостю. Ему, оказывается, были по душе выступления оркестра и хора «Юность» Дворца пионеров. Их создал Борис Миронов. Ни одно более-менее крупное мероприятие в городе не проходило без участия «Юности».

Так подошли к сути начатого разговора. В «Югрыбхолодфлоте» решили организовать свой вокально-инструментальный ансамбль. ВИА в ту пору пользовались оглушительной популярностью. Они крепко и надолго вошли в моду.

— Одно лишь условие или, скорее всего, просьба, — сказал Е.А. Алисов. — Состав вокально-инструментального ансамбля должен быть не мужским, как это повсеместно распространено, а женским.

Кто-то, может, и вступил бы в спор с «генералом»-производственником, но не Борис Миронов, отличающийся покладистым характером. Чисто женский состав ансамбля (музыканты-инструменталисты, вокалисты) может стать «изюминкой» творческого коллектива. Почему бы и нет. Евгений Алисов и Борис Миронов ударили по рукам. В знак согласия…

Обратившая на себя внимание группа женщин на улице Вакуленчука в наши дни могла встретиться по случаю 45-летия создания вокально-инструментального ансамбля, который нарекли чисто по-женски — «Нежность». Но повод собраться вместе был иным. Коллектив пожелал отметить круглый юбилей — 40-летие гастрольной поездки в Чехословакию, где дислоцировались части и соединения Центральной группы войск СССР.

«Нежность» насчитывала в своем составе 12 девушек. Всех их включили в состав делегации ЦК комсомола Украины во главе с первым секретарем Севастопольского горкома комсомола Василием Безуглым. Визит в соседнюю братскую страну приурочили к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками. Словно вчера у всех на устах было славное 30-летие. Между тем мы уже успели отпраздновать 70-летие водружения красных знамен над поверженным логовом врага — Берлином.

В 1975 году только в нашем городе количество вокально-инструментальных ансамблей не поддавалось подсчетам. Их было много. Большинство их блистали успехами, званиями, наградами. Но высокое доверие было оказано «Нежности».

Да, Евгений Алисов не ошибся с составом, как будто предвидел поездку ансамбля в воинские коллективы. Но самое главное состояло в содержании творчества ВИА, в его высоком профессионализме! Как только впервые «Нежность» вышла «на люди», она буквально ошеломила переполненный зал. Под его сводами зазвучал вовсе не популярный в то время шлягер, а обреченная на вечность мелодия Сен-Санса. Первый в родном городе концерт продолжался. Его программа была верно оценена в прессе. Корреспондент одной из газет отметил «продуманное сочетание классического репертуара, патриотической песни и произведений эстрадного жанра».

За что девушки ни брались — все у них получалось в лучшем виде. Ведь костяк ВИА прошел хорошую школу «Юности». Марина же Малышева и Алла Фридман успели поступить на заочное отделение Московского института имени Гнесиных. От концерта к концерту обретали уверенность их подруги. «Нежность» уверенно побеждала на концертах и фестивалях городского уровня. Ей сопутствовала удача и за пределами родного города.

«Нежность», как ни один другой ВИА, дружила с местными авторами. Как говорится, козырной песней ансамбля стала написанная Леонидом Розеном на стихи Бориса Эскина «Камышовая бухта». «Фирменной» также стала «Песня о нежности». С удвоенным энтузиазмом девушки исполняли произведение с аббревиатурой БАМ в припеве. БАМ, понятно, — Байкало-Амурская магистраль, но вокалистки, не жалея голосов, кивали на руководителя коллектива — Бориса Алексеевича Миронова. К поездке за границу коллектив разучил песню на чешском языке.

Несмотря на то, что со времени поездки в Чехословакию минуло четыре десятка лет (целая жизнь!), она памятна до последней подробности. Чаще вспоминается уютный городок Ряженберок. Девушки прошли через длиннющий «живой» коридор. Так, приветствуя «Нежность», выстроились соскучившиеся по своим солдаты, офицеры, члены семей военнослужащих. Когда распахнулся занавес импровизированной сцены под открытым небом, в первую минуту девушки буквально опешили перед морем людей, пришедших их послушать. Такую многочисленную и, что самое главное, доброжелательную зрительскую аудиторию артистки увидели впервые, и больше она не повторялась никогда.

«Нежность» радовала зрителей в городах и весях, а также в море на кораблях в течение десятка с небольшим лет. Увы, творческие коллективы, как и люди, появляются и уходят. ВИА ушел в историю естественным путем: кто-то из девушек поступил на учебу, кстати, в подавляющем большинстве — в музыкальные училища и консерватории. Естественно, артистки выходили замуж, случалось — за молодых офицеров. Они же получали назначения в дальние гарнизоны, в том числе за полярным кругом.

Везде, где появлялись артистки «Нежности», возникали новые коллективы, детские творческие студии. Где бы артистки «Нежности» ни были, они сохраняли крепкие узы дружбы. Не исчезает желание при первой возможности собраться вместе. Нынче, по случаю 40-летия выступлений ансамбля в Чехословакии, на традиционную ежегодную летнюю встречу пришли Татьяна Темлякова, Елена Белугина, Татьяна Пахомова, Борис Миронов, Лариса Герасименко, Ольга Лаврентьева и Елена Каменецкая (на снимке — слева направо). Одна приехала на встречу из Санкт-Петербурга, другая — из Северодвинска, третья… Но, пожалуй, большая часть этих замечательных женщин успела вернуться к своему родному порогу.

Нынче удивила всех Елена Белугина. Она явилась с основательно тронутой временем тетрадочкой. Оказывается, в ходе поездки по Чехословакии в тот период бас-гитаристка находила время вести дневниковые записи. Сегодня они зримо вернули всех в те незабываемые дни.

Фото автора.

Другие статьи этого номера