Севастополь в истории отечественного кинематографа

Севастополь в истории отечественного кинематографа

27 августа — праздничный день для российских кинематографистов, для всех, кто любит кино, и для Севастополя, который внёс свою лепту в развитие отечественного кинематографа. С тех пор, как в 1911 году известный кинопромышленник Александр Ханжонков снял в городе русских моряков первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя», его судьба тесно связана с киноиндустрией. Режиссеры оценили по достоинству местные богатые природные ландшафты и снимают в Севастополе и его окрестностях несколько картин в год, известные киноактеры приезжают на встречи со зрителями. В городе проводятся значимые кинофестивали, работает представительство Союза кинематографистов РФ в Севастополе.СУДЬБА «ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ»

Многие фильмы, которые вошли в золотой фонд российского кино или стали лидерами проката, были сняты в городе русской славы. Документально-игровой фильм «Оборона Севастополя» — одна из важнейших постановок в истории отечественного кинематографа. По воспоминаниям Александра Ханжонкова, идею киноленты предложил Василий Гончаров. Для организации массовых съёмок на местах сражений требовалась высочайшая поддержка, что было практически неосуществимо. Поэтому Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и хлопотать в императорской канцелярии. В случае отрицательного ответа кинопромышленник отказывался от съёмок картины.

Александр Ханжонков одолжил кинорежиссёру деньги на официальный костюм и поездку, полагая, что таким образом избавится от дальнейшего общения с назойливым энтузиастом. Но его визит в канцелярию обернулся успехом. Гончаров заручился высочайшей поддержкой и даже добился частичного финансирования из казны. По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые максимально точно воссоздали реалии Севастопольской обороны. Адмирала Нахимова играл Андрей Громов, а адмирала Корнилова — Иван Мозжухин. Батальные сцены впервые в мире снимали двумя аппаратами, со сменой ракурсов.

В съёмках задействовали регулярные подразделения Русской армии и ветеранов обороны Севастополя 1854-1855 гг.

Вот что писала в те дни «Петербургская газета» о постановке картины: «В Севастополе в течение нескольких дней происходил настоящий бой. Топили наш флот на том самом месте, где действительно это событие совершалось во время обороны. Делали атаки на Малахов курган и отбивали их, устраивали генеральный бой на всех бастионах, в которых участвовали неколько тысяч человек. Израсходовано около трех тысяч разрывных снарядов, и все это делалось ради кинематографа, воспроизводящего в точности картину обороны». Первый показ состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии для Николая II и членов его семьи.

На съёмки картины Александр Ханжонков отдал практически все свои деньги. Затраты составили огромную сумму — 40 тысяч рублей. Чтобы покрыть убытки, Ханжонков применил новую систему проката: передал владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определенных губерниях, уездах и городах за наличный расчёт, выдав им необходимое количество позитивных копий фильма по цене обработанной плёнки.

Успех был небывалым, несмотря на сопротивление союзов кинопрокатчиков Москвы и Петербурга. «Оборону Севастополя» демонстрировали в больших кинотеатрах под специальную музыку и звуковые спецэффекты: стрельбу и пушечные залпы воспроизводили холостыми выстрелами за кулисами. А выдающемуся кинопромышленнику Александру Ханжонкову в этом году, в день его рождения, 8 августа, установили памятник на родине — в городе Макеевке Донецкой области (на её территории находится Ханжонково).

ОТ ГРАЖДАНСКОЙ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Славные героические страницы российской истории продолжила целая серия фильмов, снятых в Севастополе. Ещё шли бои на фронтах Великой Отечественной, а в освобожденном городе летом 1944 года шла работа над художественным фильмом «Малахов курган». Картина была поставлена при участии личного состава и кораблей Черноморского флота, Каспийской флотилии, войск Закавказского фронта. В главной роли снимался Николай Крючков. В основу сюжета взят один из эпизодов героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны, и показаны судьбы пяти матросов с погибшего миноносца «Грозный», которые мужественно сражались на Малаховом кугане. Премьера фильма состоялась в декабре 1944 года.

Картину «Адмирал Ушаков» режиссёр Михаил Ромм поставил в 1953 году. Это первая часть кинодилогии, её продолжение — «Корабли штурмуют бастионы» — менее известна зрителям. Фильм посвящён жизни и военной деятельности адмирала Ф.Ф. Ушакова, становлению российского флота на Чёрном море. В картине снимались талантливые актеры Иван Переверзев (в главной роли), Сергей Бондарчук, отец лучшего в мире Шерлока Холмса, Василия Ливанова, — лауреат Госпремий Борис Николаевич. Кстати, в этом фильме состоялся дебют в кино Владимира Этуша.

Среди кинолент с севастопольской пропиской многие посвящены военной тематике. В 1969 году несколько эпизодов многосерийного телефильма «Адъютант его превосходительства» снимали в Севастополе. Картина рассказывает о деятельности разведчика Павла Кольцова (в исполнении Юрия Соломина) в годы Гражданской войны.

«Служили два товарища», «Бег» тоже возвращают нас к событиям Гражданской войны на юге России. Первый из названных фильмов вышел на экран в 1968 году, его финальную сцену, когда из Крыма отплывает последний пароход с остатками Белой армии, снимали в Севастополе. «Бег» от режиссерского дуэта А. Алова и В. Наумова снят по мотивам произведений М. Булгакова «Белая гвардия», «Бег», «Чёрное море». Ряд эпизодов картины отсняли в Севастополе. В фильме задействована плеяда замечательных актёров — А. Баталов, Е. Евстигнеев, М. Ульянов, В. Басов, О. Ефремов и другие.

Фильм «Офицеры» в 1971 году собрал в прокате более 53 миллионов зрителей. Картина рассказывает о сложных переплетениях судеб двух товарищей-офицеров (В. Лановой и Г. Юматов), которые прошли тяжелыми дорогами Гражданской и Великой Отечественной войн. В 2004 году в Севастополе и его окрестностях кинорежиссер Владимир Хотиненко снял фильм «72 метра» по сценарию Валерия Золотухина — о жизни офицеров-подводников и экстремальной ситуации на боевых учениях. В сцене принятия присяги были задействованы экипажи действующих военных кораблей.

ЛЮБОВЬ И ШИПЫ НА ПУТИ

К следующей группе можно отнести киноленты о личных отношениях героев на фоне суровых исторических событий. Историко- художественный фильм «Адмиралъ» стал лидером проката 2008-го. А год спустя вышла 10-серийная телеверсия картины. В основу фильма легли реальные факты из жизни адмирала, верховного главнокомандующего Русской армией Александра Колчака и его большой любви — Анны Тимиревой. В Севастополе снимали эпизоды, связанные с деятельностью Александра Васильевича как командующего Черноморским флотом.

Создатели фильма стремились показать, что в наши дни очень не хватает таких понятий, как долг, вера, честь, настоящая любовь, которая «крепка, как смерть». Им это удалось на все сто процентов.

Популярный телесериал «Исаев» из 16 серий режиссёра Сергея Урсуляка в двух частях («Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен») снят по мотивам трех произведений Юлиана Семенова о работе молодого разведчика Максима Исаева (будущего Штирлица). Во время съемок Севастополь превратился в Шанхай и Владивосток. Фильм с Даниилом Страховым в главной роли показали по телевидению осенью 2009 года.

Лирическое кино тоже часто снимают в Севастополе. Картина по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» в 1986 году вошла в двадцатку лидеров проката отечественных и зарубежных фильмов. Лирические нотки в романтические отношения молодой влюбленной пары добавляет прекрасная музыка Евгения Доги на стихи Андрея Дементьева. Образ главной героини воплотила на экране Марина Зудина. Главная идея фильма: настоящая любовь преодолеет любые преграды. До сих пор пользуется успехом у зрителей лирическая комедия «Женатый холостяк» с Ларисой Удовиченко и Юрием Григорьевым в главных ролях. А музыка Александра Журбина органично дополняет атмосферу лёгкого юмора и романтики комедии.

РОМАНТИКА ГРИНА

В 2005 году, к 125-летию со дня рождения писателя-романтика Александра Грина, вышел на экраны фильм «Бегущая по волнам». О съёмках картины сохранились интересные дневниковые записи главного водолазного специалиста Госкино СССР, руководителя базы подводных киносъёмок, члена Союза кинематографистов РФ Владимира Карпичева, которые дают возможность взглянуть на кино совсем в другом ракурсе.

Вот что писал Владимир Григорьевич за два года до смерти: «18 августа 2004 года прибыл в Севастополь… Мои подводные маршруты систематически проходят через глубины очень русского, любимого мной города. В этот же день с трёх часов дня и до заката солнца провёл с актерами в прибрежной зоне внешнего Балаклавского рейда тренировочные погружения. Получалось у ребят не все, что необходимо для съёмок, но и это было уже неплохо. Они спокойно действуют под водой на задержке дыхания, фотогеничны и, главное, на глубине уверенно работают на кинокамеру. С 19 по 21 августа в районе намеченных съёмок — у мысов Айя и Феолент — море штормило, поэтому тренировались в районе Херсонеса…

Первое погружение у мыса Феолент… ближе к вечеру обнаружили под водой затопленное судно — нет необходимости строить дорогостоящую и сложную декорацию. С 23 августа приступаем к активным съёмкам под водой. Выезд из Севастополя в Балаклаву в 7.00… Съёмки заканчивали с заходом солнца.

К месту поиска золотой цепи подходит шхуна «Морская звезда», камера фиксирует падающий якорь. Легко, без напряжения Дэзи проплывает в таинственных глубинах. Как бы через её глаза камера фиксирует удивительное подводное ущелье, гроты, арки, заросшие густыми водорослями. Плывущую в глубине Дэзи пытается догнать Грэм, а в голубой дали видны ещё два пловца, они все ближе и ближе, и мы узнаем Шапито и Кролика Бутса. Грэм подплывает к Дэзи, и они исполняют подводный танец счастливых молодых людей, грациозно перемещаясь в невесомости красочного подводного мира, с нежностью придерживая друг друга».

Такое поэтичное описание подводных съёмок нам оставил Владимир Карпичев.

И ЧУДЕСА НА ФОНЕ СКАЗОЧНОЙ ПРИРОДЫ

Сказочная красота природы Севастополя и его окрестностей запечатлена в детских фильмах. Фильм-сказка «Огонь, вода и… медные трубы» поставлен замечательным режиссером Александром Роу в 1967 году. В центре сюжета картины — герой Вася и испытания, которые выпали на его долю, о любви с первого взгляда. Роль царя исполнил популярный актёр Михаил Пуговкин. Фильм «Сказка о царе Салтане» по произведению Александра Пушкина поставлен режиссером А. Птушко в 1966 году. В кадрах киноленты о сказочных чудесах фигурирует севастопольский пляж «Песочный».

Даже не верится, что двухсерийная картина «Приключения Буратино» создана так давно — в 1975 году. Музыкальный фильм-сказка по мотивам книги Алексея Толстого стал культовым. В некоторых его эпизодах замечен Херсонес. Песни из киноленты на музыку Алексея Рыбникова были настолько популярны, что фирма «Мелодия» выпустила с ними диск.

Детский фильм «Когда я стану великаном» частично снят в Севастополе в 1978 году. Истории из жизни восьмиклассника Пети Копейкина пользовались популярностью у сверстников.

В Севастополе сняли более ста фильмов, и его киноистория продолжается. 5 октября 2014 года состоялась премьера замечательного фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» с участием кинорежиссёра. Этим летом актриса и режиссер Наталья Бондарчук организовала показ своей глубокой картины «Пушкин. Последняя дуэль» в кинотеатре «Москва», творческие планы она связывает с Севастополем.

В конце августа 2014 года представительство Союза кинематографистов РФ отметило 90-летие киностудии «Мосфильм» совместно с Севастопольским международным кинофестивалем и кинотеатром «Победа», показав зрителям 15 лучших мосфильмовских картин. В нынешнем концертно-театральном сезоне провели презентации своих книг известные актеры — Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Александр Панкратов-Черный, Василий Лановой. В городе проходят значимые кинофорумы, и главный из них — Севастопольский международный кинофестиваль, который всегда представлен на достойном уровне. А Севастополь продолжает вписывать новые и новые славные страницы в летопись российского кинематографа.

* * *

Дорогие севастопольцы!

Примите поздравления с Днем российского кино.

Кино — самый популярный и любимый вид искусства, а Севастополь — герой многих выдающихся отечественных кинофильмов.

С удивительной точностью, любовью и художественной правдой были сняты фильмы о «городе, достойном поклонения», — «Броненосец «Потемкин», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Третий удар», «Севастополь», «Море в огне» и сотни других кинокартин.

С благодарностью мы произносим сегодня имена выдающихся кинематографистов, увековечивших Севастополь и его героев в кино: Василий Гончаров, Александр Ханжонков, Михаил Ромм, Всеволод Пудовкин, Игорь Савченко, Алексей Дикий, Иван Переверзев…

Первый русский полнометражный фильм 1911 года «Оборона Севастополя» имеет второе название — «Воскресший Севастополь». В быстром и мощном возрождении российского Севастополя индустрия кино обязательно займет значительное место.

Сегодня у российского кино — хорошая перспектива: государство серьезно поддерживает отечественную кинематографию, повышается качество массовых фильмов и их конкурентоспособность, российские фильмы становятся популярными на Родине и за рубежом.

Значит, нас ждут новые талантливые отечественные кинокартины.

Представительство Союза кинематографистов России в Севастополе.

Другие статьи этого номера