Дом для Грина

Дом для Грина

В читальном зале 17-го филиала Централизованной библиотечной системы для взрослых потребовались дополнительные стулья, чтобы разместить людей, пришедших сюда по случаю 135-летия со дня рождения Александра Грина. Как никому другому из своих собратьев по перу, ему удалось уловить и донести в своих произведениях до читателей дух романтики, присущий Севастополю. Город прошел через нелегкие испытания революций и войн, но ему удалось сохранить пленительные уголки, которые дарили писателю вдохновение.

«От Графской пристани на Северную сторону через бухту ходили пассажирские катера, — пишет Александр Степанович в «Автобиографической повести», — на них я ездил к собиравшимся среди пустырей матросам… они сходились, и начиналась беседа. Матросы на всякий случай брали с собой водку, гармонии и балалайки, чтобы внушить полиции, если она появится, невинную мысль о безобидной пирушке».

Не сегодня и не вчера, а очень давно библиотеку-филиал N 17 разместили в особнячке с фигурной кирпичной кладкой более чем вековой давности. Рядом высится возрожденный вновь Вознесенский храм. Видимо, не без оснований заведующая библиотекой Марина Трухан полагает, что Александр Грин бывал в этом людном месте.

— Агитатор-эсер, — говорит Марина Ивановна, — встречался с нижними чинами не только на пустырях малонаселенной в то время Северной стороны, но и в укромных уголках Братского кладбища.

Свыше пяти лет коллектив добивается присвоения библиотеке-филиалу N 17 имени Александра Грина. Сбор необходимых бумаг, преодоление всевозможных бюрократических препон важны в неизбежных хлопотах дела. Но главное состоит в содержании деятельности библиотеки-филиала. «Изюминкой» в ней должен стать показ жизни и творчества писателя-романтика, чьи сочинения высоко ценили Максим Горький, Юрий Олеша, Леонид Леонов, Валентин Катаев и другие классики литературы.

В сборе всевозможных познавательных материалов, составлении рекомендательных списков литературы, проведении массовых встреч, подобных той, которая была посвящена юбилею автора феерии «Алые паруса», сделано столько, что библиотекари Северной стороны и актив этого учреждения культуры не без оснований надеялись достичь цель к августу нынешнего года. Не получилось. В связи с известными переменами, произошедшими в жизни крымчан и севастопольцев, возникла необходимость в переоформлении некоторых документов.

В городе работают библиотеки-филиалы Централизованной библиотечной системы для взрослых, которым в разное время присвоены имена Льва Толстого, Анны Ахматовой, Степана Скитальца, Константина Паустовского, Александра Куприна и других писателей. В их ряду обязательно появится и библиотека имени Александра Грина. На Северной стороне.

Как не появиться, если этого добиваются не только сотрудники библиотеки, но и ее читатели, друзья. Вениамин Дмитриев — один из них. У него достаточно званий и титулов. На вечере Вениамин Анатольевич представился кратко: член Военно-исторического общества флота. Его неоднократно приглашали на научно-практические конференции, проводимые у себя сотрудниками феодосийского Дома-музея Александра Грина. В этот вечер на Северной стороне Вениамин Дмитриев поделился с собравшимися мыслями, некоторыми особенностями романа «Дорога никуда».

На предыдущем подобном мероприятии в библиотеке юрист по образованию Валерий Барташ увлек публику сообщением о польских корнях Александра Грина. Нынче он на основе статьи одного из севастопольских литераторов вел речь о сакральных сторонах наиболее известных произведений «рыцаря мечты».

Рядом с Вениамином Анатольевичем и Валерием Михайловичем в усилиях по реализации идеи присвоения библиотеке-филиалу N 17 имени Александра Грина встал известный в городе и за его пределами художник Владимир Адеев. Его талант как живописца уникален. Владимир Васильевич наносит на полотно краски так, что получается не картина, а гобелен или вышивка тончайшей гладью. Кисти Владимира Адеева принадлежит удивительный портрет Александра Грина. Неизменно он встречает посетителей в камере бывшей севастопольской тюрьмы, где художником создана уникальная экспозиция музея писателя-романтика. Кстати, в эти дни музею исполнилось пять лет. Как известно, в течение двух с лишним лет Александр Степанович томился здесь по решению суда, пока под давлением севастопольцев в грозовом 1905 году не вышел на свободу вместе с другими политическими заключенными.

Владимир Васильевич выступил с инициативой опубликования на страницах последней, двенадцатой по счету книги многотомника «Севастополь. Историческая повесть» романа Александра Грина «Блистающий мир». В книгу вошли 12 иллюстраций, подготовленных художником.

В его творчестве гриновская тема занимает особое место. Следуя фантазии любимого писателя, Владимир Адеев создал карту выдуманной Александром Грином страны — «Гринландии». Появились также живописные полотна с видами гриновских городов, в том числе и Гертона и Минигама. Владимир Васильевич считает, что они — не что иное, как Северная сторона.

Добровольно художник взвалил на свои плечи обязанности мэра созданного воображением автора «Алых парусов» города Лисса. Лисс, считает Владимир Адеев, — это старая часть Корабельной стороны, где он живет. В том месте художник «вычислил» упоминаемые писателем лес, ручей… Так была определена и тропа Ассоль. Проследовавшие по ней в сопровождении мэра становятся гражданами Лисса.

Владимир Адеев развернул перед присутствующими флаг-вымпел Лисса. Это красно-синее полотнище с автографом Александра Грина и созвездием Южный Крест.

На вечере, посвященном 135-летию Александра Грина, неугомонный Владимир Васильевич поделился с собравшимися смелой версией относительно прототипов главных персонажей феерии «Алые паруса» — Грэя и Ассоль. Может быть, это адмирал Грейг, женившийся по любви на девушке не своего круга, что было осуждено обществом, сказалось на карьере моряка, но не изменило его решения.

Владимир Васильевич также поделился новостью о планируемом возобновлении деятельности расположенного на соседней улице кинотеатра «Моряк». Его интерьеры будут оформлены по мотивам произведений Александра Грина. Самое видное место будет отведено панно с изображением Ассоль.

На вечере просили предоставить слово и те, кто шел в библиотеку без намерения выступать, но (надо же!) не усидел на месте. Член Союза писателей России поэт Николай Ильченко собирался прочесть лишь одно стихотворение, естественно, посвященное Александру Грину, но публика его не отпускала. Пришлось Николаю Ивановичу прочесть еще два своих стихотворения.

Никого не утомило чтение объемного отрывка из «Алых парусов». Нужную страницу в книге открыла сотрудница библиотеки Любовь Гусева. Ее коллега Елена Харченко порадовала гостей, подобрав для них по теме вечера стихотворение ялтинского поэта Владимира Куковякина.

И это было еще не всё.

«Грин очень талантлив, — как-то заметил Максим Горький. — Жаль, что его так мало ценят».

Верно, уходя из жизни в Старом Крыму, Александр Степанович мечтал увидеть хоть одного читателя своих произведений. Оглушительная популярность писателя пришлась на 60-70-е годы минувшего века. Нынче мы являемся свидетелями ожидаемого очередного всплеска интереса людей к творческому наследию Александра Грина.

На снимках: Владимир Адеев и воплощенный им на полотне Лисс.

Фото автора.

Другие статьи этого номера