О Бабе Яге и рекламной тайге

Полагаем, что наши читатели относятся к нам с полной адекватностью, т.е. не подозревают в чрезмерном идеализме. Так оно и есть — не идеалисты мы. Задавая в N 188 вопрос: «Как вы относитесь к рекламе на городских улицах?», направление общего вектора ответов, в общем-то, предполагали… Но, честное слово, даже в мыслях не было, что все так невыносимо.Самая первая из позвонивших, Любовь Андреевна Филимонова, старшая по дому (ул. Маршала Геловани, 1), например, без обиняков и сразу заявила: «Бесит вопрос!» А потом поняла, что сказала, и начала извиняться сразу по двум поводам. Во-первых, раздражение у Любови Андреевны вызвал не наш вопрос, а сама ситуация с рекламным беспределом в городе. И, во-вторых, извинилась за то, что позвонила не в пятницу, а накануне объявленной редакцией «прямой линии» — в четверг. Пояснила: «Завтра не смогу позвонить — уезжаю. И промолчать сил никаких — так достало! Вы уж простите… Но город утопает в этом д…е (цензура редакции). После мусора — проблема N 2 в Севастополе».

Виктор Леонидович Коротков первым оказался уже в пятницу и был не менее категоричным: точно утопает! По его наблюдениям, никем не управляемый поток сомнительной рекламы захлестывает город не только вдоль и поперек, но уже и в высоту. «Весь Севастополь, заборы, стены домов, остановки на высоту до 4 метров заклеены объявлениями (лепят прямо на стеклянные крыши остановочных пунктов!). Противно жить в таком городе!»

Согласитесь, для патриотично настроенного севастопольского слуха звучит как-то даже кощунственно. Но, к сожалению, рефреном. В той или иной редакции эта фраза присутствовала практически в каждом обращении по телефону или электронной почте редакции. Причем говорили это люди, которых в нелюбви к городу заподозрить просто невозможно.

Ну, например, Ирина Михайловна Горбунова (ул. Юмашева, 17) в 1942-м уходила с мамой из Севастополя на «Красном Кавказе», в 1946-м вернулась… Видела, как почти мертвый город и при ее непосредственном участии вновь стал живым и величественным. «А теперь вот превращается в какое-то нагромождение безвкусицы и бесхозяйственности». «Знаете, что больше всего бесит и обескураживает, — делилась сокровенным Ирина Михайловна, — невозможность заслонить Севастополь от всего этого, как-то лично повлиять на ситуацию. В милицию обращалась, по какому-то «архитектурному» телефону звонила… Ни с места! Рекламные уроды только плодятся. Недавно очередной появился прямо на газоне на ул. Дмитрия Ульянова. Там вырос очередной огромный рекламный щит. «Плюет» с высоты своего положения и на нас, и на город в целом. Кстати, может служить примером того, как реклама в ее нынешнем состоянии разрушает город не только нравственно, но и физически. Помните, как на ул. Дм. Ульянова оформлен газон? Так вот, при установке вокруг рекламной конструкции все разрушили, бетонные элементы оформления разбросали в беспорядке. Невыносимое зрелище!»

В таком антураже и впрямь жить противно. Упоминавшемуся уже Виктору Леонидовичу Короткову даже настолько невмоготу, что готов оплатить командировку одному из чиновников правительства Севастополя из своей не очень большой пенсии в Белгород. Почему туда, скажу позже. Но такая вот суперкреативная мысль родилась у него не вдруг. В надеждах, сомнениях и, в общем-то, в конечном итоге тоже от безысходности. Путь борьбы за горячо любимый Севастополь у Короткова похож на тот, что прошла Ирина Михайловна. Если не считать одного письменного обещания за подписью начальника управления контроля городского хозяйства В. Соколова в обозримом будущем порядок все-таки навести — результат тот же. Ноль!

Но ведь есть же города и веси в огромной России, где все не так, как сейчас в Севастополе, а вовсе даже наоборот. Верите, что есть? И правильно делаете.

Виктор Леонидович нашел такое сказочное место в административных границах славного города Белгорода. Там у него живет сын, и Коротков по этой причине в Белгород ездит уже десять лет кряду. Чудеса рассказывает: ни на одной остановке, ни на одном заборе, ни на одном фасаде ни в центре, ни в окрестностях нет ни одного объявления, ни одной бродячей собаки или кошки. Кошки с собаками — это уже другая песня, впрочем, с тем же припевом, но логика отправить нашего чиновника к их чиновникам, думается, понятна. Только вряд ли этим воспользуются. И причина понятна всем. И нашим чиновникам. И нашим читателям. И так очевидно, что делать.

Вот что написал на нашу электронную почту Анатолий Григорьвич (фамилию, к сожалению, не указал): «К рекламе на специальных рекламных щитах я отношусь положительно. Как известно, реклама — двигатель торговли, она помогает владельцам товаров и услуг зарабатывать деньги. Но другую часть рекламы в нашем городе — это уродливые, но яркие росписи и тексты на стенах домов, гаражей и заборов, на стволах деревьев — даже свинством назвать трудно. Полное и безнаказанное безобразие. С этим необходимо бороться совместно с полицией. Увидел «художника» за работой, не пугай — вызови полицию, по возможности сделай фото на мобильный телефон. Наказание необходимо определить законом Севастополя. Главное в нем должно быть: загадил (нарисовал, написал) один квадратный метр — убери (закрась, забели) 10 квадратных метров, плюс штраф. Аналогичная картина и с расклеиванием разных объявлений везде, где попало. На столбах, на деревьях, на стенах домов, подъездов, на остановках, на телефонных и трансформаторных будках, на строительных заборах, в общем, где захотел, там и прилепил.

Такие примеры, особенно в последнее время, мы видим, слышим и читаем почти каждый день. Что делать? Ответ простой: наводить порядок при взаимодействии власти, нормальных людей, общественных и партийных организаций. На первом этапе необходим закон Севастополя о порядке и местах размещения рекламных листовок и различных объявлений. Чётко определить, где запрещено их размещение с соответствующими штрафами. В общественных местах, на остановках, рынках, у торговых центров, в подъездах домов оборудовать доски объявлений. Ввести определённую плату в городской бюджет за размещение объявлений и рекламных листовок в установленных местах. На втором этапе установить срок для снятия своих листовок и объявлений с запрещённых мест. При невыполнении законодательно определить штрафные санкции».

Анатолий Григорьевич прямо снял кальку с тех благополучных городов, где все с рекламным оформлением в порядке. Прикладывай и свершай!

Но вот как-то не свершается здесь и сейчас. А значит, есть какая-то великая рекламная военная тайна в Севастополе. Только никакая это и не тайна вовсе. Просто идет передел рекламного пространства, и пока он не завершится, перемены, если и будут, то косметические, а не стратегические. Попалось недавно одно интересное юридическое заключение на поправки в проект закона «О внесении изменений в закон города Севастополя от 17 апреля 2015 года N 130-ЗС «Об административных правонарушениях». Не инсайдерская операция — открытый доступ в интернете.

Цитирую начальника юруправления аппарата заксобрания Е. Близнюк: «Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законом города Севастополя может быть установлена административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных актов города Севастополя, актов местного самоуправления в городе Севастополе. В настоящее время правительством Севастополя не утверждены такие правила в форме особых нормативно-правовых актов», что… затрудняет юридическую квалификацию видов правонарушений и возможность применения мер ответственности». Потому суды в Севастополе и захлебываются от текучки!

Обращаюсь к В.Л. Короткову, И.М. Горбуновой и всем, кто не дождался ответа или получил отписки от севастопольских управленцев: вот потому ничего и не меняется, что правила то ли еще в полной мере не прописаны, то ли еще не утверждены, а на выходе имеем то, что имеем, — хаос и неразбериху.

Когда они появятся? Тоже интересный и непростой вопрос. На днях общался с бывшим однокашником — москвичом. Рассказывал о наружной рекламе в столице. Все достаточно жестко регламентировано. Чужие там, как говорится, не ходят. Все поделено. Как посмотреть — может, это и неплохо, раз внешне все пристойно, а внутреннюю кухню всем знать вовсе и не обязательно…

Но у нас-то все по-другому. И потому, что жить среди всего этого и в самом деле противно, хочется если и не быстрых, то заметных глазу перемен.

Оптимистичную информацию сообщил недавно на аппаратном совещании директор департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Алексей Брусенцев: в Севастополе до 15 декабря разработают схему размещения конструкций наружной рекламы. В принципе, это можно было бы считать рубежной датой начала кардинальных перемен. Но… Опять могут не успеть. Я не сторонник теории заговора, но на сегодня обстоятельства складываются так, что они, эти самые обстоятельства, как Баба Яга, «против» ускорения в решении проблемы. Некоторые наблюдения свидетельствуют о том, что рынок наружной рекламы на сегодня пока не поделен. Примером тому и нежданно выросший на клумбе в районе ул. Дмитрия Ульянова биллборд, и таинственное до недавнего времени сооружение на пл. Восставших, оказавшееся, как недавно выяснилось, чьим-то световым табло. Неизвестно чьим. К слову, такое же выросло и у бывших железнодорожных касс аккурат напротив автовокзала.

Вот если бы у нас была утвержденная городская схема размещения конструкций наружной рекламы, мы бы все знали и про биллборд, и про световое табло. Потому что статья 19 федерального закона «О рекламе» «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» определяет, что «заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации». Но! Эти оргмероприятия «… проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах». А если не указаны, то, стало быть, и проводить необязательно.

Как необязательно и то, что в Севастополе этой лазейкой кто-нибудь воспользуется. Может, и в самом деле зашиваются: и схему размещения до 15 декабря подготовь, и правила в форме особых нормативно-правовых актов, и на многочисленные обращения севастопольцев ответь. Не позавидуешь, в общем.

Тем не менее везде надо успевать. Потому что она, реклама, наступая, уже звереет. Вот что написал нам ведущий научный сотрудник, доктор географических наук Морского гидрофизического института РАН Юрий Николаевич Горячкин: «Засилье рекламы стало просто невыносимым, последнее ноу-хау — реклама на асфальте краской через трафарет. Почему никому нет дела до того, что весь город ею просто изуродован? Надо создать специальное подразделение, которое бы финансировалось из денег за штрафы. На каждой рекламе есть адрес, телефон. Действуйте! Возьмите опыт Сингапура да и Сочи. Там нет ни одного объявления на столбах, домах, остановках и т.п. Нужны просто воля и желание».

Добавить к сему нечего. Разве что еще раз напомнить о недописанных до конца правилах благоустройства…

* * *

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «В ВАШЕМ ДОМЕ НАЧАЛСЯ ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 30 октября, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 2 ноября.

Другие статьи этого номера