Жилищные антисанкции

Жилищные антисанкции

Собственники жилья смогут потребовать от управляющих компаний компенсацию морального ущерба за некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги. В дополнение к возвращенным деньгам. Хотя соответствующее заявление министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень сделал еще в прошлом году, в Севастополе пока мало кто об этом слышал. Но и в материковой части нашей страны тоже немного подобных прецедентов, когда жители подавали в суд на УК с требованием возместить моральный ущерб.- На всех управдомов страны распространяются требования закона «О защите прав потребителей», — пояснила пресс-служба Верховного суда России. — Это значит, что жильцы домов могут требовать от управляющей компанию компенсации морального ущерба. Управляющая компания должна заплатить жильцу штраф в размере 50% от причинённого вреда за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей: например в случае, если воды из-за планового отключения в доме не было, а УК, несмотря на это, выставила вам счёт. Согласно закону, УК будет обязана не только вернуть деньги, но ещё и заплатить жильцу штраф в размере 50% от неправомерно выплаченных денег за услугу, которая не предоставлялась. При этом компенсировать моральный ущерб организация обязана из собственных средств, что, кстати, возмутило многие управляющие компании.

Чтобы суд принял вашу сторону и решение вопроса было в вашу пользу, достаточно доказательств нарушения прав потребителя. Российские СМИ приводят примеры из судебной практики:

«У одного из жильцов в одной из комнат квартиры была низкая температура воздуха, которая не соответствовала СанПиН (санитарным правилам и нормам. — Ред.). Суд обязал УК обеспечить нормальный температурный режим и выплатить компенсацию морального вреда».

«Залив квартиры в результате протечки кровли: УК никак не отреагировала на претензию собственников о том, что их квартиры постоянно заливает из-за протечек крыши. Судья взыскал с компании сумму ущерба, плюс управдому пришлось «раскошелиться» и компенсировать моральный ущерб».

«Восстановление балконной плиты. Суд удовлетворил требования собственника квартиры к управляющей компании, которая не стала восстанавливать балконную плиту, находящуюся в аварийном состоянии. В пользу собственника с управляющей компании была взыскана и компенсация морального вреда».

Конечно, при возникновении какой-либо проблемы сначала нужно попытаться договориться с самими жилищниками. Если не помогает — тогда уже идти в суд. Правда, в нашем городе подобных прецедентов пока не было.

— Жалоб на управляющие компании мы получаем много, — рассказала начальник жилинспекции Севастополя Галина Чагина. — Но чтобы кто-то обращался в суд за возмещением морального вреда, я пока такого не слышала. Более того, раньше я работала директором УК на «материке», но также не сталкивалась с этим. Однако, в принципе, это еще один из инструментов влияния на недобросовестные УК.

На практике ситуаций, дающих возможность получить компенсацию, может быть великое множество, но алгоритм защиты своих прав выглядит примерно одинаково. Обнаружив холодные батареи или протекающую крышу, сразу же сообщите об этом в управляющую компанию и потребуйте приезда специалистов, которые зафиксируют проблему документально. Велика вероятность того, что представители УК просто проигнорируют ваше обращение, тогда нужно вызывать жилищную инспекцию или организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. Главное, чтобы у вас на руках был акт, подтверждающий, что услуги ЖКХ были оказаны некачественно, а жилищники от ваших жалоб отмахнулись. В этом случае велика вероятность взыскать через суд не только неустойку, но и компенсацию морального ущерба.

Помочь жителям «на равных» общаться с УК, по идее, должно было и обязательное лицензирование компаний. В Севастополе все управляющие компании получили лицензии чуть ли не раньше остальных в стране. Согласно закону, если организация имела два нарушения за год, она лишается права управлять домом: если нарушений много, то жилинспекция имеет право вообще забрать лицензию, а собственники жилья смогут выбрать новую организацию, которая будет обслуживать их дом.

Кстати, новые правила также коснутся завышенных сумм в квитанциях ЖКХ. По идее, гражданин, доказав, что заплатил лишнее, сможет получить компенсацию в размере 15% от суммы переплаты. Аналогичная ситуация и с некачественно оказанными услугами. Если в доме несколько дней не было воды или не работал лифт, и это зафиксировано представителями УК, а счет за обслуживание все равно пришел, потребитель вправе потребовать компенсацию. Она составит 30% от стоимости некачественной услуги.

Пользоваться своими правами нужно уметь. Не все их знают да и разобраться во всех жилищно-коммунальных нюансах порой бывает крайне непросто. Далеко не каждый россиянин пойдет в суд с жалобой на управляющую компанию да еще и с требованием компенсации за моральный ущерб. Тем не менее в стране уже есть случаи, когда УК платили и за испорченные нервы, и за потраченное время жильцов. Например, житель Волгодонска отсудил у своей УК 140 тысяч рублей на ремонт квартиры — за моральный ущерб и расходы на юридические услуги. Его квартиру периодически затапливало из-за протекающей кровли. Жилищники никак не реагировали на жалобы. В итоге платить пришлось больше.

В нашем же городе небольшой опрос среди сотрудников УК и старших по дому выявил: о том, что с компаний можно требовать штрафы, пока никто не знает. Да и непонятно, не растеряются ли «последние остатки морального здоровья» в походах по всем инстанциям. Тем не менее не стоит забывать, что любая управляющая компания всего лишь предоставляет услуги, а собственники дома все-таки вы.

В тему

По требованию прокуратуры устранены нарушения законодательства о доступности информации в деятельности управляющих компаний

Прокуратура Севастополя провела проверки исполнения требований законодательства о доступности информации в деятельности лиц, управляющих многоквартирными домами.

Установлено, что в нарушение действующего законодательства в ГУПС «Управляющая компания «Центр», ГУПС «Управляющая компания» и ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» не в полном объеме раскрыта информация об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, оказываемых услугах и выполняемых работах. В частности, на официальных сайтах в Интернете, предназначенных для опубликования таких сведений, не указаны общая площадь нежилых помещений и уровень благоустройства домов. Также не обнародованы сведения о системах инженерно-технического обеспечения, о доходах и расходах, связанных с управлением многоквартирными домами.

По результатам проверки руководителям предприятий внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Нарушения закона устранены, пять виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в связи с ненадлежащим осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступа к информации о лицах, управляющих многоквартирными домами, прокуратурой города внесено представление в госжилнадзор Севастополя, которое также рассмотрено и удовлетворено. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Пресс-служба прокуратуры Севастополя.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера