Среди более чем двух тысяч памятников, установленных на многострадальной севастопольской земле, творениям Ивана Николаевича Шредера, которому сегодня исполняется 180 лет со дня рождения, была уготована особая, незавидная судьба. Дело в том, что они (в главном, знаковом своем составе) были у нас снесены или же сильно пострадали в коловороте войн и революций, хотя некоторые все-таки потом «восставали из пепла» по калькам первозданного творения мастера.
О самом скульпторе, о его севастопольских шедеврах мы расскажем чуть позже. А пока что — почти детективная история с одним из памятников, которые Шредер воздвиг в далеком городе Петрозаводске в честь императора Александра II-освободителя Балканских стран от турецкого ига, а также миллионов крестьян России — от крепостной зависимости.
…В 1881 году Олонецкое губернское земское собрание приняло постановление о сооружении в Петрозаводске памятника императору Александру II. Осуществить этот замысел земцы поручали уже известному в Карелии скульптору Ивану Шредеру, талантом которого десять лет до того на Петрозаводской площади Петрозаводска был отлит и торжественно открыт в честь основателя города памятник Петру I. Праздник по поводу пуска монумента состоялся в 1884 г.
Любопытная деталь: в фундамент монумента с бронзовым полноростным портретом царя-освободителя была заделана капсула с коллекцией всех золотых, серебряных и медных монет чекана 1884 г., изготовленных специальным полировочным штемпелем на Монетном дворе Петербурга. Это была сотня прекрасных нумизматических изделий, причем некоторые из них в наши дни — буквально «эр в третьей степени», то есть крайне редкие экземпляры. Из раритетов есть смысл выделить 3 золотых рубля (их всего было отчеканено 38 тысяч штук), серебряный полтинник — «свет увидели» 1004 экземпляра) и, наконец, 25 копеек из серебра (тираж всего 2 тыс. штук)…
В начале 70-х годов XX века краевед Петрозаводска И.М. Мулло в журнале «Вокруг света» опубликовал одно интереснейшие сообщение. Речь шла о нюансах истории создания и сноса памятника Александру II творения Ивана Николаевича Шредера. Оказывается, бронзовая статуя царя-освободителя благополучно простояла более 30 лет. Однако в июле 1926 года с разрешения тогдашнего правительства Карельской АССР памятник должен был в течение трех месяцев снесен как «примета царизма, не представляющая особой художественной ценности». В постскриптуме постановления была сделана особая запись о том, что ценности, заложенные в фундамент памятника, должны будут пойти на нужду трудового народа.
Каково же было изумление памятниконизвергателей, когда под снесенным монументом абсолютно ничего не было обнаружено, кроме одной пикантной детали, а именно: под фундаментом простирался на метр в глубину узкий подземный ход, ведущий в сторону неподалеку расположенной Олонецкой мужской гимназии…
…В журнале «Посев» в начале 60-х годов прошлого столетия некто А. Карайченцев, бывший эсер, опубликовал воспоминания, из которых следовало, что именно он и еще двое его подельников, выпускников Олонецкой мужской гимназии, задумали и осуществили «выемку» всего драгоценного чекана 1884 года рождения из-под фундамента статуи царя-освободителя в 1926 году. В течение всего лета по ночам они втайне рыли подземный ход из заброшенного мужского туалета на территории гимназии. План удался. С награбленным достоянием трудового народа Карельской АССР они в 1927 году благополучно перешли границу Финляндии у городка Иматра и обосновались в Тампере, где традиционно привечают русских. Как известно, именно здесь в эмиграции успешно «чаевничал» В.И. Ленин…
Такова вот интересная каёмка судьбы одного из творений участника обороны Севастополя, корнета лейб-гвардейского уланского полка, командированного в Южную армию, талантливого ваятеля Ивана Николаевича Шредера. Дворянский род Шредеров берет истоки в Восточной Пруссии. Отец Ивана занимал в разное время ответственные государственные посты в России, в том числе губернаторствовал в Тамбове и Рязани…
Обучаясь в пажеском корпусе, Иван Шредер близко сошелся с давнишним другом отца — бароном П.К. Клодтом, профессором Российской академии художеств. И это он первым обнаружил талант скульптора в своём крестнике и всячески способствовал его поступлению вольноприходящим в Императорскую академию художеств.
Уже в годы своего обучения в академии — сразу после выхода в отставку в 1857 г. — Иван Шредер увлекся идей именитого мастера ваяния М.О. Микешина поучаствовать в конкурсе на проект памятника «Тысячелетие России». Он блестяще справился с задачей подготовки эскиза и модели монументальной композиции в 1/5 натуральной величины.
За эту работу самый тогда молодой скульптор России был награжден государем орденом Св. Анны III степени.
Где только не сооружались грандиозные памятники знаменитым историческим деятелям Российской империи с клеймом «выполнено скульптором И. Шредером»! Его монументальные скульптуры и портреты украсили площади, улицы и музеи Кронштадта, Киева, Петербурга, Севастополя, Николаева, Петрозаводска, Великого Новгорода, Генуи и Стокгольма. А вот и диапазон, как говорится, знаменитых «действующих лиц и исполнителей» — Петр I, Александр II, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, А.С. Пушкин, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.М. Пржевальский, Д.И. Менделеев…
Особое место (и область особого пристрастия, заметим) в творчестве И.Н. Шредера занимает флотская тематика. Что только стоят двенадцать бюстов самых отважных, самых прославленных героев обороны Севастополя, выполненных мастером для Московского исторического музея! А три его знаковые работы — памятники П.С. Нахимову, В.А. Корнилову и Э.И. Тотлебену, руководителям героической обороны Севастополя — навсегда вошли в золотой фонд культурного наследия города-героя, запечатлены в монографиях, книгах, на почтовых открытках и в путеводителях как визитные карточки Севастополя.
Два памятника из трех попали под разрушительные порывы «ветра перемен», который пронесся над страной после революции 1917 года. Речь идет о скульптурных группах, в центре которых были адмиралы П.С. Нахимов и В.А. Корнилов. Ровно 120 лет назад на Малаховом кургане было воздвигнуто первое детище И.Н. Шредера на севастопольской земле — памятник героическому адмиралу В.А. Корнилову. Он благополучно возвышался над Малаховым курганом до 1944 года, однако был взорван немецкими вандалами до основания, а бронзовую часть композиции захватчики вывезли в Германию. Однако в честь 200-летия образования Севастополя — 7 сентября 1983 года — строго по калькам генерал-лейтенанта от кавалерии, барона, художника А.А. Бильдерлинга, соавтора И.Н. Шредера, монумент был восстановлен художникам М.К. Вронским и архитектором В.Г. Гнездиловым. Крест из бомб и ядер, как бы осеняющий бронзовую композицию Корниловского пантеона, время пощадило…
Второй по времени памятник, сооруженный И.Н. Шредером в Севастополе на площади имени Нахимова в 1898 году, был посвящен памяти героя Синопа, всеобщего любимца адмирала Павла Степановича Нахимова. Декрет советской власти «о снятии памятников царям и их слугам» в 1928 году, образно говоря, снес с пьедестала… нет, не царского, а народного слугу П.С. Нахимова с тем, чтобы через тридцать с хвостиком лет на этом же месте появилось монументальное творение скульптора Н.В. Томского. И вновь П.С. Нахимов предстал во всей красе и во всем своем величии пред городом и миром…
18 августа 1909 г. в Севастополе при большом стечении народа, правда, почти с четырехлетним «антрактом», предстало пред людьми на Историческом бульваре ещё одно монументальное творение, увы, год, как ушедшего из жизни И.Н. Шредера. Главный создатель всех фортификационных укреплений города-героя граф и генерал Эдуард Иванович Тотлебен как бы устремлял свой взгляд в сторону оборонительной линии вдоль Малахова кургана…
В ходе второй обороны Севастополя этот памятник и в прямом, и в переносном смысле слова был обезглавлен и иссечен минными осколками и пулеметными очередями. Но в 1945 году по проекту скульптора Л.М. Писаревского монументальная скульптурная композиция была возрождена и уже значилась в туристических указателях как целостный объект культурного наследия возрождающегося Севастополя.
…»Память — единственный рай, из которого нас не могут изгнать», — как-то, ностальгируя на склоне лет, обронил немецкий писатель-сентименталист Жан Поль. Этот афоризм более чем приемлем для творения Ивана Николаевича Шредера, который живет и в нашей памяти, и в нашем суматошном XXI веке — в бронзе, граните, даже в указателях: «На этом месте…»
На снимке: И.Н. Шредер.