Михаил РОДИКОВ: «Система образования Севастополя достойна того, чтобы быть лучшей в Российской Федерации»

Михаил РОДИКОВ: "Система образования Севастополя достойна того, чтобы быть лучшей в Российской Федерации"

Директор городского департамента образования и науки Михаил Леонидович Родиков вступил в должность в преддверии учебного года (прежнее место работы — Министерство образования и науки Московской области. — Ред.). Вспоминает: «Губернатор Севастополя С.И. Меняйло назначил встречу в правительстве на 22 часа 30 августа. Часы отбивали гимн Севастополя — это как-то впечаталось. Сергей Иванович сказал: «Вы понимаете, что здесь можно либо войти в историю, либо влипнуть? Такой шанс бывает один раз в жизни». Я ответил: «Если бы не понимал, не приехал бы». В канун Нового года М.Л. Родиков дал «Славе Севастополя» эксклюзивное интервью.БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ, А РАБОТЫ ЗДЕСЬ — ВАГОН

…Я ушел на работу 31-го утром, а пришел поздно вечером. 1 сентября мы с супругой повели своего сына в 1-й класс. Школу выбрали ту, что видна из окон дома, где снимаем квартиру. К слову сказать, ребенок был принят с трудом. Помню, как после исполнения гимна России раздались первые аккорды гимна Севастополя. Смотрю на своего первоклашку, а он крайне расстерян — слов не знает. Ну ничего. К вечеру гимн Севастополя мы вместе с ним выучили. Для нас это не просто слова, а выражение личного отношения к городу, которому служить почетно. Это величайшие счастье и доверие. Эти чувства у меня не проходят по сей день.

Много лет я приезжал в Севастополь на летний отдых. Когда посещал здешние церкви, молил Бога, чтобы этот благодатный край стал российским. Думаю, не я один. Несколько лет подряд пытался окунуть сына там, где принял крещение князь Владимир. Все по какой-то причине не складывалось. Но в этом году, в самом конце августа, осуществить давнее намерение получилось! И уже через сутки — судьбоносный звонок…

— Михаил Леонидович, вы в новом качестве проработали почти четыре месяца. Что не понравилось на новом месте?

— Деление людей на своих и чужих. Отсутствие единого понимания, куда идем, зачем… И самое главное — оценка человека не по профессиональным и человеческим качествам. Дескать, он — «западенец» или он — «при Украине», и прочее. Приносили мне сюда компроматы на коллег. Видите? Вот там у меня мусорка стоит! Я просто выбрасывал — и все. Они раз принесли, второй, третий. Потом носить перестали. Меня интересует только то, как люди относятся к делу и любят ли они детей. Было бы желание, а работы здесь — вагон.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

— Злободневная тема: устройство детей в детские сады. Мест не хватает. Что скажете?

— После анализа сложившейся ситуации наметились два пути выхода из нее. Первый — это просто заполнить свободные места, а потом сказать «мест нет» и продолжать ждать, когда построят новые сады. Но можно было «включить» голову. Сегодня мы с коллегами решили пойти по второму пути: это уплотнение групп, применение новых норм санпина, изменение статуса детских садов, вытекающая из этого покупка новой мебели.

Была проведена большая аналитическая работа, и в том числе с корпусом заведующих дошкольными учреждениями, чтобы они поняли, что 12 детей в группе, когда толпы других «стоят на улице», это не совсем правильно. По документам проходит, что в группе 26 человек, а проверишь — 12-13. В России материковой вы уже не увидите такого. Там, извините за выражение, «дерутся» за учеников и воспитанников, потому что за каждым следует финансирование. Здесь же мы пока норматив определить не можем. Идет накопление материала.

Сегодня итог такой: путем уплотнения групп дополнительно будут приняты в сады 1300 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для обеспечения поступающих мебелью (кроватки, столы, стулья, шкафчики для раздевания и т.д.), мягким инвентарем город выделил из бюджета 18 миллионов рублей.

Вы знаете, что 10 декабря мы открыли детский сад N 25 в Нахимовском районе, туда поступило 90 детей. 21 декабря после длительной реконструкции открыт детсад N 69 — там будет принято порядка 300 детей, а на сегодня выданы путевки на 170 мест. До конца года запустим 7 дополнительных групп по 30 человек (ДОУ N 61, 79, 90, 110, 123, 124, 129) — это еще 2100 ребятишек. Порядка четырех групп — в дошкольных учреждениях N 4, 13. После завершения капитального ремонта планируется открытие д/с N 87 по адресу: ул. Орловская, 13, вместимостью 300 человек. Открытие детского сада, рассчитанного на 300 мест, планируется в бухте Казачьей (сроки будут уточнены позже). Выделены деньги на проектно-изыскательные работы и начало строительства детского сада в микрорайоне проспекта Античного, рассчитанного на 260 мест, и двух детских садов на улице Фадеева и на пр. Генерала Острякова.

Мы также должны решить вопросы очередности малышей, которые в ближайшее время пойдут в школу. И хотя российское законодательство жестко не прорабатывает этот вопрос (можно, например, поступить в подготовительные группы), все же это важный момент социализации ребенка.

…Знаете, когда испытываешь самое высокое блаженство? Когда подписываешь направление в детский сад и похвальные грамоты. Потому что понимаешь, что за этим стоит колоссальный труд. Но один человек никогда не сделает всего. Успех под силу только коллективу единомышленников.

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ И ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ

— Михаил Леонидович, в каком состоянии, на ваш взгляд, материально-техническая база школ?

— Бюджет системы образования многоканальный. Здесь и средства города, федерального центра, и субвенции. Так сложилось, что часть средств в этом году не была освоена. Например: летом детские сады не работают, а деньги, заложенные на питание, остались. Или не были использованы средства в полном объеме на приобретение противопожарного инвентаря, установку сигнализации, видеонаблюдения. Самый простой вариант — отдать деньги в бюджет. Самый рациональный — сделать так, чтобы эти деньги заработали на благо. Мы (благодаря грамотной позиции коллектива департамента образования, заксобрания и правительства города) эти деньги аккумулировали, подсчитали и провели торги. Я уже подписал контракт на приобретение 408 новых учебных кабинетов: литературы, истории, математики, русского языка, начальных классов… Никогда прежде школы единовременно 408 кабинетов не получали. Согласитесь, здорово ведь!

Мы подписали контракт на поставку 10 новых 34-местных автобусов. На текущий момент ни один школьный автобус из 18 имеющихся в наличии не соответствует требованиям законодательства. В школьном автобусе должны быть специальные страхующие ремни, полки для рюкзаков, система ГЛОНАСС и прочее. В канун Нового года мы должны получить партию, на эти цели город выделил из бюджета 18 млн рублей. Новые автобусы будут использоваться в первую очередь для перевозки детей из сельской местности. Подписан контракт на приобретение мебели для школ на сумму почти 80 миллионов рублей. Это парты, стулья, трехсекционные доски, шкафы. Данный объем также был изыскан из внутренних резервов департамента. Контракты заключены. Деньги есть, исполнители тоже.

И все равно у нас остается около ста миллионов недоосвоенных средств. С одной стороны, это вроде бы много. А с другой… Вы знаете, какой был бюджет департамента образования и науки на этот год? 4,7 миллиарда рублей! Повторю: это местный, федеральный бюджеты, субвенции.

Сейчас при формировании бюджета-2016 мы просчитываем суммы, которые должны быть выделены на питание детей. Пока что исходили из цен на продукты 2014 года. Цифра должна умножиться на два. Сегодня мы еще кормим ребенка (с 1-го по 4-й класс) на 33 рубля 41 копейку. При этом постараемся приложить все усилия, чтобы родительская плата осталась прежней.

СЕВАСТОПОЛЬ — УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД

— Существует мнение, что наши севастопольские школьники и выпускники пока не могут в полной мере конкурировать со сверстниками из других российских регионов. Отсюда некоторые поблажки при сдаче ЕГЭ (право выбора), при поступлении в вузы.

— Я бы хотел в первую очередь сказать о другом. Я крайне благодарен всем учителям, которые поддержали решение не останавливать обучение в условиях чрезвычайной ситуации, как, например, поступили в Крыму. Мы просто скомпоновали учебный процесс так, чтобы иметь возможность максимально использовать световой день. Сократили уроки до 35 минут, перемены. Занятия начинались чуть позже — это особенно было важно для начальных классов. Убедили Москву (а это было очень непросто), что сможем в общем потоке с Россией написать итоговое сочинение. Сейчас идет обработка работ, они будут выложены в Интернет. Я, к слову, горю желанием посмотреть, как дети раскрыли темы. Одна из них, например, была «Чтение книг: это труд или удовольствие?» Обязательно ознакомлюсь с некоторым количеством сочинений. Хочу лучше понимать ребят.

У севастопольских школьников на самом деле невероятно мощный потенциал. Выступая как-то раз в СевГУ, я сказал: «Севастополь — это университетский город». Севастопольский государственный университет — это 6200 очников, громадная цифра!

Многие города изначально формировались по разным причинам. Был и остаточный принцип — создавалось производство, которое не требовало наличия высшего образования. Туда съезжались люди, для которых работа на этом производстве являлась вершиной их карьеры и развития. Есть города, которые изначально формировались как элитарные, в них нельзя быть слабообразованным человеком, не уметь владеть грамотной речью, которого ничто в просветительном отношении не интересует. Сама среда не позволяет таким быть.

Севастополь формировался именно таким образом. Даже несколько десятилетий украинизации не переформатировали его. Несмотря на то, что русский язык преподавался в школах как иностранный (всего два раза в неделю), я не могу не отметить у своих коллег, а также учащихся школ качественных знаний. Скажу больше: именно самоотверженность севастопольских педагогов помогла сохранить в городе русский язык. Благодаря учителям Севастополь все это время оставался городом русским. К слову, результаты государственной итоговой аттестации в 2015 году показали, что средний балл участников по отдельным предметам — русскому языку, литературе, истории — превышает средний балл по РФ.

Система образования Севастополя достойна того, чтобы быть одной из лучших в Российской Федерации. Здесь шикарные традиции, квалифицированные педагоги. Здесь работают люди, которые любят детей. Я вижу, как учителя относятся к детям, бывая в школах, классах.

Деятельность департамента образования и науки охватывает несколько тысяч педагогов, около 40 тысяч учеников, почти 15 тысяч детей в детских садах, структуры специального среднего образования. Буквально все проходит через это здание: здесь лежат трудовые книжки директоров, разрабатываются методические материалы, составляется и проводится финансирование. Даже самая мелочь подписывается мною. Хотелось бы, чтобы нас как можно меньше отвлекали от основной работы, чтобы не вынуждали делать то, что не нужно никому…

Я очень рад, что у меня появились два заместителя — специалисты более чем грамотные. Денис Сергеевич Проценко работал заместителем министра одного из министерств в Краснодарском крае. Прежнее место работы второго заместителя, Ирины Михайловны Нестеровой, — Министерство финансов. Я долго уговаривал ее, просил, доказывал и очень признателен за согласие.

Скажу откровенно: к ситуации ЧС можно относиться по-разному. А между тем чрезвачайная ситуация до такой степени высветила способности, возможности каждого, умение работать на людей в команде, что я даже не ожидал… Правда заключается в том, что без любви к людям в системе образования работать нельзя. И нигде нельзя. В этом вопросе непозволительно быть функционером.

* * *

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР:

В редакцию газеты «Слава Севастополя» обратились представители родительского комитета школы-интерната N 1 VIII вида. В их письменном обращении, в частности, есть такие слова: «Ученики нашей школы-интерната, это дети с ограниченными возможностями здоровья, требующие особых условий обучения и воспитания. Учебно-воспитательная работа с ними требует постоянного внимания со стороны педагогов и специалистов. И большая заслуга городского департамента образования и конкретно его руководителя М.Л. Родикова в том, что в трудное время, в условиях режима чрезвычайной ситуации, работа школы-интерната не прекращалась ни на минуту, а выполнялась в полном объеме. Наши дети находились под неустанной опекой специалистов, с ними в полном объеме проводились воспитательные и коррекционные занятия, они были обеспечены полноценным питанием, светом, теплом.

Еще раз большое спасибо и огромная просьба выразить благодарность М.Л. Родикову за заботу о наших детях и школе-интернате N 1, который является единственным в городе учебным учреждением, предназначенным для работы с такими детьми».

На снимке: директор департамента образования и науки М.Л. Родиков.

Фото Д. Метелкина. 

Другие статьи этого номера