Вольному воля, волевому… СЭЗ

Вольному воля, волевому... СЭЗ

В конце прошлого года в Севастополе прошло большое совещание по
развитию и функционированию СЭЗ, собравшее лучших специалистов по
этой проблематике в масштабах всей страны. Мнения в рамках форума
звучали различные: от близких к шапкозакидательству до
пессимистичных. Еще более откровенно высказывались участники в
кулуарном общении. Точка зрения двух наших земляков-крымчан
показалась нам не только интересной, но и весьма реалистичной,
основанной на глубоком знании идущих в региональной экономике
процессов. Договорились, что собеседники подготовят по теме
выступление в главной городской газете. В первых числах нового года
свое обещание они выполнили. Несмотря на некоторую академичность
изложения, статья, на наш взгляд, дает ответ на самый главный вопрос:
что нужно делать здесь и сейчас, чтобы СЭЗ в Крыму и Севастополе не
оказались чисто пропагандистской кампанией?Трансформация экономики Республики Крым и Севастополя, их кризисное состояние, санкции ряда стран, значительный износ основных средств — все это требовало роста инвестиций для подъема экономики.

Инвестиционная активность в Республике Крым в 2014 году (всего 21,5 млрд руб., 37% — жилье, 23% — здания, кроме жилых, 34% — транспорт, машины и оборудование) определялась следующими факторами:

— с 1.04.2014 г. началась регистрация организаций на территории РК в соответствии с законодательством РФ;

— в августе 2014 г. началась перерегистрация недвижимости на территории РК в соответствии с законодательством РФ;

— многие собственники, зарегистрированные на Украине, продавали имущество, что фиксировалось статистикой как инвестиции;

— предприятия, ранее изменившие юридический адрес на континентальную часть, находящиеся физически в РК, зарегистрировались по месту нахождения;

— произошла легализация существующих активов.

То есть фактически инвестиционных потоков в экономику Республики Крым не было, так как осуществлялись процессы перерегистрации и купли/продажи ранее построенных объектов, регистрировавшиеся как инвестиции.

В I полугодии 2015 года тенденция изменилась (общий объем 6,67 млрд руб.) — 56% составили инвестиции в транспорт, машины и оборудование. Инвестиционная активность в 2015 году определялась началом функционирования СЭЗ. При этом способы стимулирования инвестиционной активности можно разделить на два вида: налоговые стимулы (в рамках резидентства в СЭЗ) и имущественные стимулы (возможность заключения договоров аренды земли, имущественных комплексов, находящихся на балансе государства или муниципалитетов без проведения аукционов).

СЭЗ создана на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Срок функционирования СЭЗ — 25 лет (до 31 декабря 2039 года). СЭЗ создана в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

СЭЗ предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ.

Потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории Республики Крым, состоять на налоговом учете в налоговом органе и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным требованиям.

Объем капитальных вложений по проектам в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен составлять не менее:

— 3 млн руб. — для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— 30 млн руб. — для иных лиц.

Уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти было назначено Министерство Российской Федерации по делам Крыма. До его упразднения было выдано 48 свидетельств об участии. В августе-сентябре 2015 г. временно не выдавались свидетельства участников, в октябре-ноябре 2015 г. количество участников увеличилось до 238.

В рамках созданного совета по улучшению инвестиционного климата (содействует подаче технико-экономических заключений для договоров аренды земли и имущества) рассматриваются 335 заявок на 710 млрд руб., но договоров на аренду земли/имущества было заключено всего пять на 26 млрд руб.

Отраслевой анализ показал, что шесть заявок из 335 в сфере ТЭК (2%) предполагают инвестирование 358 млрд руб. из 710 млрд руб. (50%). Но в сфере ТЭК основной источник инвестиций — это средства федеральных целевых программ, то есть средства государства на достижение конкретных целей, которые реализуются, как правило, естественными монополиями. На втором месте идет строительная отрасль — 58 (17,3%) проектов на общую сумму 167 млрд руб. (23,5%). На третьем — ЖКХ — 26 (8%) проектов на общую сумму 53 млрд руб. (7%). При этом курортно-рекреационная отрасль с 84 (25%) проектами планирует привлечь всего 32 млрд руб. (9%) инвестиций.

При этом существуют следующие проблемы:

— оформление земли, связанное с отсутствием кадастровых паспортов на многие земельные участки, с возможным противодействием местных органов власти, завышенными арендными ставками по ряду регионов РК (приведем пример потерь бюджетов от поступлений за аренду земли: 11 месяцев 2015 г. — средний срок оформления земельных участков для инвесторов — 4-6 месяцев, в работе сейчас находятся 137 договоров, средний размер участка оцениваем в 50 га; оптимистичная оценка потерь составит 137х50 га х 1,055 (индексация 2015 г.) х 42,80 руб. (нормативная стоимость 1 кв. м за пределами населенного пункта сельскохозяйственного использования здания) х 2% (ставка арендной платы) /12 (мес.) х 4 (мес. — срок оформления) = 20,6 млн руб.; пессимистичная оценка потерь 137 х100 га х 1,055 (индексация 2015 г.) х 213,99 руб. (нормативная стоимость 1 кв. м за пределами населенного пункта, назначение: предпринимательство) х 2% (ставка арендной платы) /12 (мес.) х 6 (мес. — срок оформления) = 309,3 млн руб.);

— взаимоотношение с местными органами власти, связанное с проблемами принятия решений (ответственности) на местах, наличием местных элит, интересы которых могут конфликтовать с интересами инвесторов;

— отсутствие фактических средств у некоторой доли инвесторов, что может быть выявлено только после 1.04.2016 г. — периода подачи первых отчетностей по деятельности СЭЗ;

— грамотность участников, что проявляется в нехватке опыта, компетенций по деятельности СЭЗ у потенциальных инвесторов и госслужащих;

— различные интересы у участников процесса, не всегда совпадающие с декларированными, преодоление которых требует значительных материальных и временных ресурсов;

— отсутствие в экспертных комиссиях представителей вузов, занимающихся соответствующими проблемам (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, рекреация и т.д.).

Преодоление обозначенных проблем возможно на основе выявления «узких мест» после получения опыта по работе с первыми инвесторами, что позволит увеличить приток реальных инвестиций и модернизировать экономику и социальную инфраструктуру региона.

А завершить эти заметки уместно коротким, но, на наш взгляд, крайне необходимым экскурсом в историю вопроса. Функционирование особого режима инвестирования в Крыму началось в 1992 году с принятием закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон, на основе которого сроком на пять лет была создана Северокрымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш» (март 1996 г.). Территориально она располагалась в Красноперекопском районе АРК и в дальнейшем должна была перерасти в СЭЗ «Крым». СЭЭЗ «Сиваш» проработала до 2000 г. Созданные в 2000 г. СЭЗ «Порт Крым» и ТПР (территория приоритетного развития) «Керчь» (указ президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» N 740/99 от 27 июня 1999 г.) реализовались только на бумаге. А попытки создания СЭЗ «Севастополь» (1996 г.), СЭЗ «Манганари» (1997 г., 2008 г., 2009 г.) на территории Севастополя так и остались попытками.

Отмена налоговых льгот и фактическое упразднение СЭЭЗ «Сиваш» (как и других СЭЗ на Украине) были обусловлены частично требованиями МВФ, а частично — нежеланием или неспособностью государства преодолеть клановые интересы на самой «вкусной» для олигархата территории страны. Новый виток развития особых экономических зон и инвестиционной активности в Крыму наступил в 2014-2015 гг. Теперь уже, по понятным причинам, без оглядки на международные финансовые структуры типа МВФ. Но внутренние противоречия, в свое время оказавшие фатальное влияние на развитие СЭЗ в Крыму и Севастополе, как свидетельствуют, например, факты реального противостояния двух ветвей власти в том же Севастополе, существуют и в новой системе координат. Что вызывает тревогу. Скорее всего и на этот раз судьба прорывного экономического развития Крыма и Севастополя в значительной степени будет определяться наличием твердой государственной воли на организацию бескомпромиссной работы по реализации заявленного. В прошлый раз ее не оказалось совсем.

М. НИКИТИНА, доктор экономических наук, доктор географических наук, профессор;

Р. ДРУЗИН, кандидат экономических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.

На снимке: Керченский морской торговый порт.

Другие статьи этого номера