Великий киносказочник

Великий киносказочник

Замечательные сказки талантливого датского писателя Г.Х. Андерсена
известны во всем мире. С его значимостью для воспитания ребят можно
сравнить великого киносказочника, народного артиста РСФСР
Александра Роу. На его великолепных фильмах выросло несколько
поколений детворы. А 8 марта отмечается 110 лет со дня рождения
талантливого режиссера.ПРОДАВЕЦ СПИЧЕК

Александр Роу родился в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область). Беззаботное детство окончилось для мальчика в 10 лет. Его отец Артур Говард Роу был ирландским инженером, работал по контракту в мукомольной промышленности в Сергиевом Посаде. Здесь он женился на гречанке, но как только началась первая мировая война, он вернулся в Ирландию, бросив жену с ребенком в маленьком городке без средств к существованию. Мама Саши тяжело болела, поэтому мальчик взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот.

К февралю 1917 года одиннадцатилетний Александр научился торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, окончил семилетку и накопил денег для дальнейшей учебы. Мальчик вращался в сомнительных кругах, кормил больную мать — словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни. По совету матери он поступил в промышленно-экономический техникум, но его привлекало искусство. Вскоре он стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году и продолжил учебу в драматическом техникуме имени Ермоловой. В кино Роу начал работать с 1930 года помощником и ассистентом режиссера киностудии «Межрабпомфильм». Он был ассистентом у знаменитого Якова Протазанова в фильмах «Марионетки» и «Бесприданница».

С 1921 года Роу выступал в агиттеатре «Синяя блуза», он показывал на открытых площадках скетчи о советской власти. Молодежь, гимном которой стала песня «Мы синеблузники, мы профсоюзники!», выступала прямо на улицах, тут же сочиняя всей компанией веселые стихотворные тексты, импровизируя и перевоплощаясь по ходу действия то в толстого буржуина, напуганного народным гневом, то в забитого крестьянина, которому предстояло понять, что ему хотят дать свой участок земли. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже — киностудии имени М. Горького).

ЧУДЕСА НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

На «Союздетфильме» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране происходили с помощью рисованной или кукольной мультипликации, и именно Александр Артурович первым доверил играть волшебный сюжет реальным актерам. В этой картине впервые в истории советского кино заговорили животные, и этот прием очень понравился зрителям.

Роу, как и другой корифей киносказки Александр Птушко, начинал работать в сложные для этого жанра времена. Гонения на него длились с 1920-х годов вплоть до конца 1930-х. После выхода в прокат фильма «По щучьему веленью» режиссеру указали, что его интерпретация устного народного творчества слишком легковесна, и настоятельно рекомендовали добавить патетику и пафос.

Позже, получив признание, выступая перед студентами, он любил вспоминать, как, снимая «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: готовились, готовились, когда приготовились — снег взял да и растаял. Пришлось на ходу придумать фокус в стиле агиттеатра «Синяя блуза». «Обернись, зима лютая, летом красным!» — говорит один из героев, — и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязка устранена с помощью волшебства в сказке.

В 1940 году Роу снял фильм «Василиса Прекрасная», где роль русского сказочного богатыря впервые играл Сергей Столяров, а Бабу Ягу — Георгий Милляр. Их дуэт потом появился и в другой сказке мастера — в фильме «Кощей Бессмертный». Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и выстроил «Василису Прекрасную» по законам лирической драмы. Во время съемок режиссер обратился к землякам-умельцам в мастерские игрушек, и они изготовили макет Змея Горыныча (11 метров длиной и 5 метров высотой), внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок — Кощей — вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Этот персонаж в то время расшифровывался зрителем просто: Кощей — враг, немец, фашист. Несмотря на триумф «Кощея Бессмертного», Роу отлучили от сказки почти на 10 лет. Стране было не до «легкомысленного жанра», гремело «дело врачей», вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Режиссеру не позволили снимать сказку по пьесе Е. Шварца «Царь Водокрут», и свой очередной замысел Роу смог осуществить только в 1959 году, когда многие мотивы не случившегося фильма воплотились в «Марье-Искуснице».

ЧАЙ ДЛЯ ПУГОВКИНА

До событий «Пражской весны» Роу успел снять свою самую сатирическую сказку — «Огонь, вода и медные трубы». Натурные съёмки прошли в Крыму и подмосковном Звенигороде. В этой картине состоялся дебют в киносказке Михаила Пуговкина (царя). Известный актёр рассказывал: «Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Все выстраивают… А он — нет, он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Анатолий Кубацкий, игравший у Роу в период с 1950-х по 1970-е годы роли царей-королей и смешных злодеев, вспоминал: «Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей. И не важно, подходила роль актеру или нет… В «Королевстве кривых зеркал» был персонаж Нушрок — Коршун. И Роу предлагает снимать в этой роли Александра Хвылю — полного, крупного мужчину. Какой же он Коршун, хищник? Потом уже разыскали Андрея Файта…».

Роу никогда не подсказывал артисту, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. Он не щадил ни мастеров, ни дебютантов. «Василиса Прекрасная» снималась летом в очень жарком павильоне, и Милляру (Бабе Яге) пришлось 25 дублей подряд скатываться по желобу из печки. В итоге у актера случился ожог.

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович на свою лекцию приносил гору африканских масок. Он был страстным путешественником, объехавшим со своими фильмами почти всю планету. Мастер побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

С каждым фильмом у Роу совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор артистов, среди которых он старался распределить основных персонажей. Поэтому Милляр иногда играл по несколько ролей в одном фильме. К примеру, в «Василисе Прекрасной» он предстал в образах гусляра, старика, отца и Бабы-Яги.

Худой и сгорбленный, но очень подвижный Георгий Милляр, снискал неувядаемую славу еще в 1940-е годы после исполнения роли Кащея Бессмертного. Его неподражаемому таланту все отдавали должное. Гениальный мастер перевоплощений в фильмах Роу легко играл злодеев, благодаря разнообразию своих творческих приемов.

А с Алексеем Катышевым, в одночасье ставшим звездой, была другая история. Это был один из любимых актеров Роу. Он не имел образования, работал на студии, по его словам, «подзвучником», то есть помощником звукооператора. Роу увидел Алексея случайно, и одна фраза знаменитого режиссера: «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать», — изменила всю дальнейшую судьбу молодого человека, которому кинокарьера и не снилась. Его льняные кудри, невинные глаза сказочного красавца Иванушки-дурачка, озорная улыбка очаровали советских девчонок после «Огня, воды и медных труб». Александр Роу добился, чтобы его любимого актера перевели с Дальнего Востока, где он проходил службу в армии, в Ленинград. И Алексей Катышев проводил все дни на съёмочной площадке, играя рыбацкого сына Андрея в следующей сказке «Варвара- краса, длинная коса». Когда Роу умер, актерская слава Алексея закатилась.

С ЛЮБОВЬЮ — О МАСТЕРЕ

Фильм «Варвара-краса, длинная коса» стал пятнадцатой по счёту постановкой замечательного киносказочника по мотивам баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею». Главную роль в картине сыграла юная актриса Татьяна Клюева (Гагина). Она начала сниматься в кино с десяти лет и к тому времени у нее уже было несколько ролей, в том числе главная — в детской шпионской картине «Акваланги на дне». «Когда я заканчивала 10-й класс, — вспоминает актриса, — Александр Артурович пригласил меня на пробы в сказку «Огонь, вода и медные трубы». Но я была настолько маленькая и худенькая, что Роу даже не обнадеживал, и утвердил Наташу Седых. Но обещал, что в следующей картине будет снимать меня. После тех проб минул год, я давно успокоилась, забыла. Вдруг 8 марта, аккурат в свой день рождения, звонит мне Александр Артурович. Сердце бешено заколотилось, от волнения все слова из головы вылетели. Режиссёр объяснил, что запускается с новой картиной «Варвара-краса, длинная коса» и хочет сдержать обещание — снять меня в главной роли. Предупредив, что на роль Варвары будут пробоваться много актрис, он посоветовал не тушеваться: мол, главной героиней видит только меня».

Все, кому посчастливилось работать с мастером, вспоминают о нем с большой теплотой. «Для меня Александр Артурович до сих пор живой. Это человек необыкновенной доброты, энциклопедических знаний, потрясающий рассказчик. Великий сказочник, который принёс стране успех и славу, преподнес детям уроки доброты, любви к Родине. Он очень любил актеров, и мы все его очень любили. Мы будем ставить вопрос: установить памятную мемориальную доску на киностудии имени Горького или на доме, где он жил. Мы готовы принять любую помощь. Долги нужно отдавать вовремя, пока мы живы», — считает Татьяна Гагина, глава представительства Союза кинематографистов РФ в Севастополе.

Борис Грачевский рассказывает о режиссере: «К Роу я попал пацаном, работал грузчиком на студии Горького, а потом меня к нему пригласили администратором на фильм «Варвара-Краса». А он чужих людей терпеть не мог, у него была своя команда. И сначала он делал вид, что меня не существует, не общался со мной. А потом полюбил. И я его очень люблю за то, что он классик, и был первым, кто преподал мне азы профессии, уроки взаимоотношений с детьми, со зрителями. Я проработал с ним еще на двух картинах: «Золотые рога» и «Финист — Ясный сокол». До конца жизни в нем сохранялась доброта и наивность маленького ребенка. Когда он получил новую квартиру — пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому еще придет в голову такое придумать?»

ЛУКОВИЦА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ЯБЛОКО

В картинах Роу сказка смешивалась с озорством, в его фильмах было много музыки, бытовых нюансов и необычных персонажей. Иногда в речи героев появлялись современные словечки, поговорки, они, как бы подшучивая над зрителем, вовлекали его самого в сказку. Позднее Александр Роу начал экспериментировать с введением неожиданных персонажей в фольклорный сюжет — новых героев, современников и сверстников юных зрителей. Такую попытку он предпринял в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» по сценарию Сергея Михалкова. Еще более удачным примером стала сказка «Королевство кривых зеркал», в которой советская школьница в волшебном королевстве обрела своего двойника. Но лучшим творением Роу считается снятый им в 1964 году фильм-сказка «Морозко». В 1965 году он принёс режиссеру Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции.

Роу экранизировал русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, нравственные традиции родной страны. Его фильмы были проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором. «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница» — каждая его картина становилась шедевром. Инна Чурикова работала с Роу в фильме «Морозко». Она рассказывала о мастере: «Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок — потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

РУССКАЯ СКАЗКА ПОКОРИЛА АМЕРИКУ

Когда в 1970-е годы из СССР эмигрировал актер Олег Видов, одним из направлений его деятельности за рубежом стала популяризация в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу. «В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, — рассказывал директор музея кино Наум Клейман. — Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой. Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».

Александра Роу называют первым отечественным киносказочником. Его фильмы были очень популярны, а крылатые выражения мгновенно уходили в народ после их выхода на экраны. Вспомним фразу грозного царя Водокрута: «Дрожи передо мной отчетливей!» А в школьных кабинетах над цветами в горшочках вывешивали большой плакат-памятку: «Пожалейте меня! Полейте меня!» — так последняя фраза злого морского царя напоминала о веселой и доброй сказке.

Сколько их еще, крылатых фраз Роу? Никто не считал: «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса — королевна!»… Или «Ах я, дурень старой, голова с дырой», «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»…

Александр Роу и в повседневной жизни любил пошутить. Оператор комбинированных съемок Леонид Акимов рассказывал о мастере: «В газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу». Его же отец был ирландец. Есть такой отдел при Министерстве иностранных дел, где ищут наследников. Он пошел туда. В общем, от всего наследства ему досталась мелочь какая-то — фотоаппарат и пальто. А я поехал на «Мосфильм» . Он мне говорит: там тебя будут спрашивать о наследстве. Ты скажи обязательно: большое наследство — два парохода… Я приехал, и меня начали спрашивать. И я говорю: да, получил, да, большое наследство, не знает, как использовать… И это разошлось по Москве. Настоящим сказочником был…»

После смерти Александра Роу по написанному им сценарию Геннадий Васильев снял в 1975 году фильм «Финист — Ясный Сокол». В 1993-м в Москве был создан Фонд детского кино имени Александра Роу. В 2004 году о великом сказочнике сняли документальную киноленту, где о нем вспоминают коллеги, работавшие с мастером над созданием его 16 картин. Он один из немногих отечественных режиссеров, посвятивших всю свою творческую жизнь фильмам-сказкам. И его прекрасные шедевры продолжают дарить увлекательный мир волшебства детям и взрослым.

Другие статьи этого номера