Концептуальные вопросы развития здравоохранения Севастополя

Концептуальные вопросы развития здравоохранения Севастополя

Эксклюзивное интервью директора департамента здравоохранения
Севастополя, доктора медицинских наук Юрия Восканяна газете «Слава
Севастополя», предваряющее его запланированное выступление в рамках
«правительственного часа» на предстоящем пленарном заседании
законодательного собрания нашего города.— Юрий Эдуардович, у строителей существует понятие «нулевой цикл». Вам довелось строить в Севастополе новую российскую медицину «с нуля». Какие задачи и в какой очередности вы определяли в это время для себя, для многотысячного коллектива медиков города?

— Если уж пользоваться строительной терминологией, то начинать пришлось не с нулевого цикла, а с подготовки площадки. Пришлось многое, не подлежащее ремонту, ломать, многое чистить, убирать мусор и бесполезный хлам. Задачи по степени приоритетности я бы распределил следующим образом.

Интеграция в российскую нормативно-правовую базу. Эффективное освоение бюджетных средств. Кадровая реформа. Модернизация материально-технической базы. Переход на работу в условиях территориальной программы государственных гарантий. Реструктуризация отрасли. Построение трехуровневой системы здравоохранения. Обеспечение доступности медицинской помощи. Организация лекарственного обеспечения льготных категорий. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности. Формирование диалога с обществом.

— В какой степени каждая из них решена по состоянию на сегодня? И если существуют проблемы (а они наверняка существуют!), не могли бы вы назвать главные из них? В нескольких словах…

— Могу одним словом: дефицит. Дефицит площадей, кадров, организации, нередко — ответственности и взаимопонимания… Впрочем, давайте попробуем по порядку: что уже сделано, над чем работаем сегодня, что предстоит в ближайшей перспективе. Итак, в 2015 году в структуру департамента входили 22 медицинские организации, 1 образовательное учреждение, 1 ГУП и 1 медицинский склад резерва. Медицинская помощь оказывалась в 13 круглосуточных стационарах, 16 взрослых поликлиниках, 11 детских поликлиниках, 12 ФАПах, 2 сельских амбулаториях, а также в 10 дневных стационарах (III и IV кварталы 2015 года).

Общее финансирование здравоохранения на 2015 год, включая средства ОМС, составило 6 млрд 460 млн 427 тыс. рублей. В подушевом выражении это в 7,4 раза больше, чем в 2013 году, и в 2,6 раза больше, чем в 2014 году.

— Большое хозяйство…

— Да, не маленькое: сегодня у нас трудятся 8 тысяч человек.

За счет средств бюджета и ОМС проведено сертификационное обучение 1464 сотрудников. В результате проведенной кадровой реформы численность сотрудников, работающих в сфере здравоохранения, увеличилась на 1043 человека. При этом численность врачей — на 209 (+15,9%), медицинских сестер — на 656 (+24,6%), младшего медицинского персонала — на 265 (+19,1%), педагогов — на 11 (+13,3%). А вот численность прочего персонала сократилась на 98 человек (6,5%).

— Врач, безусловно, — профессия гуманная. Но, как мы хорошо знаем, «коли доктор сыт, то и больному легче». Какая зарплата у наших медиков? Если не в абсолютных цифрах, то хотя бы в соотношении со средней зарплатой по экономике города.

— Пожалуйста. И в абсолютных цифрах, и в относительных. Заработная плата медицинских работников приведена в соответствие с указом президента РФ N 193 от 31.03.2014 года с 1 июля 2014 года и составила в 2015 году: для врачей — 40207 рублей, для медицинских сестер — 22630 рублей, для младшего персонала — 13988 рублей (111,06% целевого показателя), для прочего персонала — 18291 рубль, для педагогического персонала — 26480 рублей. При этом средняя заработная плата врачей составила 177,9%, медицинских сестер — 100,1% и младшего персонала — 61,9% от средней по экономике города.

— Вы, однако, упомянули о дефиците кадров… Что, не идут специалисты на такие зарплаты?

— Разные специалисты, разные условия работы… Будь моя воля, я бы поднял зарплату в ряде случаев, но бюджет самодеятельности не предполагает, даже из лучших побуждений. Сегодня наиболее низкая укомплектованность физическими лицами ставок участковых терапевтов (60%), педиатров (58%) и фельдшеров «скорой медицинской помощи» (52%). Потребность в увеличении объемов лечебных и диагностических процедур в государственном секторе, в том числе связанная с вводом в эксплуатацию новейшего современного оборудования, сформировала относительный дефицит среди рентгенологов, врачей ультразвуковой диагностики, рентгенохирургов, реаниматологов, узких детских специалистов (эндокринологи, урологи, хирурги, невропатологи). Внедрение высокотехнологичных методов лечения, а также строительство двух новых высокотехнологичных медицинских центров потребовало организации подготовки молодых врачей в ведущих медицинских центрах РФ и привлечения в субъект высококвалифицированных специалистов.

С этой целью в 2016 году в бюджете Севастополя предусмотрены меры социальной поддержки высококвалифицированных специалистов, врачей и фельдшеров первичного звена, врачей и фельдшеров, работающих в сельской местности, а также компенсация затрат на расходы, связанные с длительным обучением (более 1 мес.) в ведущих медицинских центрах РФ. Так что эта задача пока не решена, но находится в стадии решения.

И еще об условиях работы наших медиков. Каким бы опытным и грамотным специалистом ни был врач, ему требуется хороший инструментарий. Так вот, в прошлом году произведена масштабная модернизация материально-технической базы городского здравоохранения: всего по 7 программам поставлено 1946 единиц современного оборудования.

— Волей-неволей, но вынужден вернуться к началу беседы: всё это современное оборудование где-то должно быть установлено, а вы в числе первейших проблем назвали дефицит площадей…

— Это как раз то, о чём я говорил: невозможно в городской медицине решить одну отдельно взятую проблему, необходимо комплексное решение. Где возможно — ремонтируем, параллельно строим новые объекты.

В ходе проведения капитальных и текущих ремонтов в 2015 году отремонтировано 23,5 тысячи квадратных метров площадей (23,5% рабочей площади и 11,75% общей площади медицинских организаций). Это в 59 раз превысило среднегодовой аналогичный показатель предыдущих лет. В 2016 году запланированы капитальные ремонты еще 9,5 тыс. квадратных площадей медицинских организаций.

Всего в рамках этой программы по разделу «Здравоохранение» предусмотрены проектирование и строительство 7 объектов: многофункциональный лечебно-диагностический корпус городской больницы N 1 им. Н.И. Пирогова, многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера и 5 модульных врачебных амбулаторий.

Совместно с Министерством здравоохранения РФ проведен тщательный аудит материально-технической базы и коечного фонда, в результате которого была обоснована необходимость строительства не отдельных корпусов, а полноценных медицинских объектов на отдельных земельных участках — больницы «скорой медицинской помощи» и онкологического диспансера. Это связано с тем, что сейсмичность территории Севастополя составляет 8-10 баллов, что предполагает максимальную этажность строений в 4 этажа и связанную с этим минимальную площадь застройки для больницы «скорой медицинской помощи» — 10 га, для онкологического диспансера — 5 га. «Скорая» у нас будет располагаться на хуторе Пятницкого, а онкодиспансер — на улице Горпищенко.

Не забыты и отдалённые районы: совместно с департаментом архитектуры и градо-строительства выбраны земельные участки под монтаж пяти врачебных амбулаторий (села Орлиное, Терновка, Орловка, Верхнесадовое, пос. Солнечный). В настоящее время завершается монтаж первой в стране модульной подстанции «скорой медицинской помощи» на Северной стороне.

— Немало в недавнее время говорили, в том числе и в СМИ, о реформировании городского здравоохранения. К сожалению, слова «реформирование» и «оптимизация» люди у нас воспринимают не иначе как «сокращение» и «урезание»…

— Думаю, что это от недостатка информации. Реформирование здравоохранения было жизненно необходимо для повышения доступности и экономической эффективности отрасли. Действительно, в результате реформирования сокращены 324 койки круглосуточных стационаров (с 2988 до 2644), но одновременно открыты 693 койки в 10 дневных стационарах (в 2014 году — 0). В поликлиниках города открыты 27 кабинетов неотложной медицинской помощи. Также в поликлиниках города организованы колл-центры и оптимизирована система записи с использованием всех возможных каналов (телефон, Интернет, журналы самозаписи, регистратура, инфомат). Для разделения потоков больных увеличено число окошек регистратуры, организована работа кабинетов выписки больничных листов, электронных рецептов, формирования регистра застрахованных, регистров льготных категорий граждан.

Пропускная способность поликлиник увеличилась до 995762 посещений, или на 94%. Это означает, что в государственных поликлиниках дополнительно пролечено почти сто тысяч больных. Несмотря на кадровый дефицит и незавершенную техническую модернизацию, в IV квартале 2015 года полностью ликвидированы очереди к участковым врачам и узким специалистам, на выполнение лабораторных и инструментальных исследований, на госпитализацию в стационар. На сегодня среднее время ожидания планового приема участкового врача не превышает 2 рабочих дней, узкого специалиста — 10 рабочих дней, плановой госпитализации — 15 дней.

Тем не менее с сожалением должен отметить, что целевой показатель диспансеризации взрослого населения выполнен всего на 44,5%, что имеет всё те же причины: недостаток площадей и сохраняющийся кадровый дефицит в первичном звене. У нас имеется острая нехватка — 40% — участковых терапевтов, на долю которых как раз и приходится 75% от всех посещений поликлиники. А ведь именно в результате проведения диспансерных и профилактических осмотров было выявлено 1429 случаев злокачественных новообразований.

С 1 сентября 2015 года началась работа мультидисциплинарных выездных врачебных бригад в сельской местности. В результате осмотрено 7570, или 25,1%, жителей сельских территорий, из которых почти 10% направлены на плановую госпитализацию. В декабре 2014 года закуплен и в 2016 году введен в эксплуатацию мобильный флюорограф, на котором успешно обследуются в сутки в среднем 90 больных из сельской местности.

— Немало вопросов есть по лекарственному обеспечению: наличие, доступность, цена. Прежде всего это, конечно же, касается, льготников.

— Да, действительно, это очень серьёзный вопрос, и мы его из виду не упускаем. С 2015 года впервые организована система амбулаторного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Подушевое финансирование амбулаторного лекарственного обеспечения увеличилось в 9 раз по сравнению с 2014 годом. Номенклатура лекарственных средств для льготного обеспечения в 2015 году включала в себя 536 наименований. Были сформированы 6 регистров льготных категорий граждан, включающих 40770 человек. Отоварено 124914 рецептов на сумму, в 7 раз превышающую объем финансирования 2014 года по этому направлению. Это о наличии.

О доступности. Для выписки электронных рецептов в поликлиниках города открыты 29 пунктов, оборудованных 47 рабочими местами. Со 2 апреля 2015 года в медицинских организациях Севастополя и во всех пунктах отпуска действует система «ЕФарма2», позволяющая осуществлять персонифицированный учет движения лекарственных средств, а также отслеживать их сроки годности и остатки.

Для отпуска лекарств открыты 17 аптечных пунктов, в 2016 году их количество планируется увеличить до 25. Расположение аптечных пунктов полностью перекрывает городскую густонаселенную часть субъекта РФ.

Число пунктов отпуска наркотических и психотропных ЛС увеличено с 1 до 3. В сёлах же в дополнение к 5 имеющимся организованы еще 11 аптечных пунктов. Число аптечных пунктов, работающих круглосуточно, увеличено с 7 до 9, и в настоящее время они имеются в каждом районе города.

Для транспортировки лекарственных средств к месту отпуска используются три автомобильные единицы: «Мерседес»-рефрижератор и две автолавки ГУП «Севастопольская аптечная сеть».

24 ноября 2015 года по инициативе правительства и департамента здравоохранения города внесен и принят во втором чтении закон Севастополя о дополнительном лекарственном обеспечении льготных категорий граждан, в котором существенно расширен перечень льготников. В дополнение к постановлению правительства N 890 в перечень льготных категорий включены пациенты с гипертонической болезнью II-III стадии, стенокардией III-IV ФК, больные с нарушениями ритма сердца, пациенты, перенесшие ОИМ давностью более 6 мес., пациенты, перенесшие операции на сердце и артериях (включая рентгеноэндоваскулярные). Это, несомненно, существенно сократит сердечно-сосудистую смертность в 2016-м и 2017 г.

— Немало шума в прессе в свое время наделала ваша «война» с приватными медучреждениями. В частности, «квартирный вопрос» — выселение их с занимаемых площадей государственных медучреждений. Как складываются отношения государственной медицины и частной сегодня?

— Не было никакой «войны»! Собственно, и самого предмета для конфликта не было: есть закон, его нужно исполнять. Вот и вся так называемая проблема. Я всегда говорил, что государственная медицина и медицина частная должны не подменять, а дополнять друг друга. У нас сегодня в структуре департамента вполне успешно действует специальный отдел по организации частно-государственного партнёрства, и уже есть первые успешные примеры такого сотрудничества.

В 2015 году рассмотрено 109 заявлений на предоставление или переоформление лицензии, проведено 106 выездных и 109 документарных проверок медицинских и фармацевтических организаций на соответствие лицензионным требованиям.

Проблемы у частной медицины схожи с государственной. Основной проблемой в лицензировании медицинской деятельности является значительный износ (до 85-90%) большинства капитальных строений. Другими причинами, серьезно препятствующими лицензированию, являются пространственные характеристики помещений, катастрофический дефицит площадей и отсутствие современных инженерных систем, что обусловливает полное несоответствие санитарным и строительным нормам и правилам, делает невозможным получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Во многом, повторяю, конфликтные и псевдоконфликтные ситуации возникают (или сознательно формируются!) буквально, что называется, на пустом месте. Поэтому, я уверен, очень важен прямой разговор с севастопольцами. Посредством СМИ, путём личного общения, приёма граждан, работы с их обращениями. Мы внимательно изучаем и используем абсолютно все источники получения обращений, даже анонимные. Всего за год получено 2457 письменных обращений, или 61,5 на 10 тыс. населения. Устных обращений было несколько меньше — 2155, или 54 на 10 тыс. населения

Итак, все, что уже сделано, дает надежду на лучшие перспективы, подтверждает, что мы движемся в правильном направлении, но расслабляться нельзя. Будем работать!

Интервью провел Н. ВЕЛИГУРА.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера