На вопросы предпринимателей, в том числе и работодателей, имеющих
наемных работников-пенсионеров, отвечает заместитель управляющего
ОПФР по Севастополю Марина КОРОТАЕВА.— Марина Геннадьевна, многих интересуют особенности индексации пенсий с 1 февраля 2016 года: как производился расчет, кому пенсия проиндексирована, и на основании каких сведений определялись, работает пенсионер или нет?
— В соответствии с федеральным законом N 385 от 29.12.2015 с 1 февраля 2016 года индексация страховых пенсий проведена всем пенсионерам, однако пенсия с учетом индексации выплачена только неработающим пенсионерам, получающим страховые пенсии. Для того чтобы определить, работает пенсионер или нет, в первую очередь использовались сведения отчетности работодателей, а именно: сведения персонифицированного учета по состоянию на 30 сентября 2015 года.
— А если пенсионер уволился после 30 сентября 2015 года?
— В данном случае он должен сообщить об этом в Пенсионный фонд по месту жительства — написать заявление по установленной форме и приложить документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) трудовой деятельности (в большинстве случаев — заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки). После рассмотрения заявления на основании этих сведений со следующего месяца пенсия будет выплачиваться в увеличенном размере, т.е. с учетом индексации.
— Получается, что всем пенсионерам, которые будут увольняться с работы, надо будет обращаться в Пенсионный фонд?
— Нет, только тем, кто уволится с работы в период с 1 октября 2015 года по 1 апреля 2016 года. Подать заявление можно по 31 мая 2016 года включительно.
С апреля 2016 года сведения о трудоустройстве пенсионеров Пенсионный фонд будет получать от работодателей, поскольку с этого месяца вводится ежемесячная отчетность для работодателей — она очень простая и содержит всего три показателя: Ф.И.О. работника, СНИЛС и ИНН.
Срок сдачи — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, первый отчет необходимо будет представить за апрель до 10 мая.
— Срок достаточно сжатый…
— Да, но более 60% работодателей уже сдают отчеты в электронной форме по защищенным каналам связи, к тому же отчет упрощенный, поэтому особых сложностей быть не должно. Тем же, кто сдает отчетность на бумажном носителе, специалисты ПФР во время отчетной кампании за 2015 год предлагали рассмотреть вопрос о представлении отчетов в электронном виде.
— Предусмотрена ли ответственность за непредставление отчетности?
— Да, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
— Где можно посмотреть форму отчета и указания по ее заполнению? И будет ли программа для ее заполнения?
— Пенсионным фондом разработаны и форма, и все необходимые нормативные документы. Проект постановления правления Пенсионного фонда «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции. Ознакомиться с материалами проекта можно на сайте ПФР в разделе «Законодательство» http://www.pfrf.ru/info/order/proekti_aktov~2825/.
В апреле мы планируем провести семинары с плательщиками, на которых уже подробно остановимся на данных вопросах.
— Куда необходимо представлять отчеты?
— В любой из четырех районных отделов. С понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45, перерыв с 13.00 до 13.45. Напоминаю адреса отделов: Гагаринский район (ул. Пожарова, 5); Ленинский район (ул. Киевская, 11/Л. Толстого, 35); Балаклавский район (ул. Урицкого, 2); Нахимовский район (ул. Дзигунского, 19).
— Давайте еще раз вернемся к вопросу об индексации пенсий. Проведена ли она индивидуальным предпринимателям?
— В силу закона все индивидуальные предприниматели являются работающими гражданами, поэтому всем пенсионерам, которые по состоянию на 31.12.2015 г. были зарегистрированы в качестве предпринимателей, с февраля пенсии выплачиваются в прежнем, непроиндексированном размере.
— Продолжают поступать вопросы от предпринимателей об освобождении от уплаты взносов пенсионеров и инвалидов. Есть какие-либо исключения?
— Хочу еще раз обратить внимание тех, кто начинает свою деятельность в качестве предпринимателя или уже зарегистрирован, что согласно действующему законодательству пенсионеры и инвалиды не освобождаются от уплаты страховых взносов — у каждого предпринимателя с даты регистрации (включения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) возникает обязанность по уплате взносов в ПФ.
Исключения предусмотрены только для индивидуальных предпринимателей: находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; ухаживающих за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста; а также для лиц, проходящих срочную военную службу, и некоторых других категорий граждан.
Все остальные предприниматели должны уплачивать взносы в фиксированном размере до 31 декабря и 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей, — до 1 апреля месяца, следующего за истекшим годом.
— Могут ли жители нашего города воспользоваться «Личным кабинетом застрахованного лица» на сайте ПФР?
— Да, сегодня уже каждый работающий может посмотреть, какая информация занесена на его лицевой счет, какие сведения предоставил на него работодатель, и предоставил ли вообще.
Естественно, на лицевые счета заносятся сведения о страховых взносах, начисленных на легальные доходы.
— Утратил ли сегодня актуальность вопрос оформления и выдачи СНИЛС?
— Анализ базы данных показал, что не все предприниматели имеют СНИЛС, а это значит, что сведения по ним не будут разнесены на лицевые счета. Поэтому попрошу всех, у кого еще отсутствует СНИЛС, срочно обратиться в отделы Пенсионного фонда по месту жительства и его оформить. Очередей нет! С момента заполнения гражданином анкеты до выдачи готового свидетельства сейчас проходит не более 5 дней.
В среднем же сегодня ежедневно за оформлением и получением СНИЛС обращается около 250 человек — это и первичная регистрация, и изменение фамилии, и замена утраченного свидетельства.
— Могут ли севастопольцы воспользоваться услугами МФЦ при оформлении страхового свидетельства?
— На сегодня МФЦ принимают от населения анкеты для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а также заявления об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства (СНИЛС).
С момента подачи документов и до момента получения самого страхового свидетельства либо его дубликата, как правило, проходит 7 рабочих дней. Хочу обратить внимание на то, что получать страховое свидетельство (СНИЛС) нужно непосредственно в отделах ПФР того района, в МФЦ которого были поданы документы.
Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.