Крепостной художник

Крепостной художник

30 марта отмечается 240 лет со дня рождения замечательного портретиста
Василия Тропинина — именно так этот день обозначен во всех календарях
памятных дат России. Его жизнь, подчиняясь законам романтической
эпохи, сложилась в историю таланта, который пробился вопреки
обстоятельствам, благодаря упорству и трудолюбию. Самые известные из
работ живописца — «Кружевница» и портрет Александра Пушкина. В
Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого
хранятся четыре картины Тропинина, которые всегда привлекают
внимание посетителей. Это портреты императора Николая I, князя С.М.
Голицына, жены негоцианта Киселева и «Мальчик с книгой». Работы
мастера легкоузнаваемы по благородным лицам его образов. Он наделял
своих героев собственными спокойствием и доброжелательностью.Некоторые источники указывают другую дату рождения художника — 1780 год вместо 1776-го. Она вошла в каталоги музея В.А. Тропинина и московских художников его времени и государственной Третьяковской галереи. Остается загадкой, почему указаны две разные даты рождения Тропинина. Василий Андреевич родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостного графа А.С. Миниха. Затем его вместе с приданым дочери хозяина Натальи, словно вещь, передали в руки графа И.И. Моркова. В детстве Василий посещал школу в Новгороде, а когда были замечены его способности к рисованию, его отдали в ученики кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

Переезд в северную столицу сыграл большую роль в судьбе будущего художника. Только после многочисленных просьб Морков согласился отдать своего талантливого крепостного учиться живописи. Императорская академия художеств не запрещала крепостным посещать академические классы в качестве вольноприходящих учеников. Василий после обучения в рисовальных классах поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С. Щукин. Он ориентировал своих учеников правдиво изображать сцены народной жизни. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, грунтовал холсты.

Биограф художника Николай Рамазанов писал: «мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрёл себе дружественное расположение и уважение лучших учеников академии: Кипренского, Варнека, Скотникова». К Тропинину доброжелательно относились профессора академии, а его успехи в живописи получили высокую оценку. На академической выставке в 1804 году работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», написанная по картине Греза, была замечена императрицей Елизаветой Алексеевной. О живописце заговорили как о «русском Грезе», который в то время был очень популярен в России.

Как слушатель академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств имела большую коллекцию работ западноевропейских мастеров. Василий учился на отлично и вскоре получил серебряную и золотую медали. Он оказался в центре художественной жизни Петербурга.

Наставник Василия, Щукин, сообщил графу Моркову об успехах его крепостного, и тот отозвал Тропинина из академии в Подолье (украинское имение помещика). Ему не нужен был талантливый портретист, он видел в Тропинине крепостного живописца для усадьбы. Поэтому Василия назначили кондитером и лакеем, а также поручили нарисовать копии с картин западноевропейских и русских художников. Эти работы украсили усадьбу графа. Тропинину поручили расписывать местную церковь и написать для неё иконы. Его кисти принадлежит галерея семейных портретов хозяев. Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию из-за своего зависимого положения. Двадцать лет с небольшими перерывами художник прожил в имении графа. Это время он использовал для совершенствования своего мастерства.

Тропинин стоит у истоков прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. В графике художник запечатлел украинскую тематику. В его акварелях и рисунках 1810-1820 годов встречаются изображения женщин в украинских костюмах, горбатого скрипача, подростков, пастухов, крестьян. Мастер передал значимость крестьянского труда. Его замысел предшествовал картине Венецианова «На жатве. Лето».

В 1807 году после окончания строительства Кукавской церкви Тропинин обвенчался с Анной Ивановной Катиной. Она была свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника. В любви и согласии они прожили почти 50 лет.

Отечественная война 1812 года перевернула жизнь усадьбы. Прибывший из Петербурга фельдъегерь объявил приказ Александра I, который назначил Моркова начальником московского ополчения. Граф сразу же покинул имение, а Василий Андреевич должен был доставить имущество с обозом. Художник долго добирался до столицы дорогами войны и был в числе первых, кто вошёл в Москву после пожара. Тропинин подготовил московский дом графа для приема хозяев, только все его работы сгорели в огне. Ему поручили восстановить живописное убранство дома. Он написал два больших групповых портрета семьи Моркова и к ним несколько этюдов. На одной из композиций изображена семья, собравшаяся после войны. Одним из самых вдохновенных произведений Тропинина считают портрет Натальи Морковой. В духе элегической поэзии Жуковским написан «Мальчик со свирелью. Портрет Ираклия Моркова».

Период с 1813-го по 1818 год был очень плодотворным для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине 1810-х ему позировал издатель П.П. Бекетов. Тогда же заказал свой портрет Тропинину самый известный в Москве поэт И.И. Дмитриев. В то же время мастер запечатлел героев Отечественной войны — генералов И.И. Алексеева, А.П. Урусова, Ф.И. Талызина, П.И. Багратиона. Став в Москве популярным и уважаемым художником, Тропинин оставался крепостным. Это вызывало удивление у просвещенного дворянства. Особенно хлопотал за него герой 1812 года генерал А.А. Тучков. Но граф не торопился дать вольную своему крепостному, талант которого высоко ценил. Только в 1823 году Тропинин обрел свободу, а его жена и сын Арсений еще пять лет оставались в крепостной зависимости.

Одно из самых популярных произведений Тропинина — «Кружевница». От этого женского портрета исходит ощущение покоя и уюта. Так художник убеждает нас в ценности каждого мгновения повседневной человеческой жизни. Мастер написал много аналогичных картин. Он изображал молодых женщин за рукоделием, на их лицах просматриваются черты его женского идеала: нежный овал лица, тёмные миндалевидные глаза, приветливая улыбка.

За портрет медальера К.А. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. В Москве художник поселился в доме Писаревой на Ленивке близ большого Каменного моста. Здесь, в своей мастерской, он написал знаменитый портрет А.С. Пушкина, который поэт заказал в 1827 году для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете Тропинин передал свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Он не приземлен, а царственно величав, что отражается в его гордой осанке. У портрета была необычная судьба. С него сделали несколько копий, а сам оригинал неожиданно пропал. И только спустя много лет портрет обнаружили в московской меняльной лавке, где его купил директор архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский. Художника попросили подтвердить подлинность портрета и обновить его, так как он был сильно поврежден. Но Тропинин отказался, сказав, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры и при том молодой рукой», и только почистил его.

На 1830-1840 годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. О художнике говорили, что он буквально «переписал всю Москву». У него появился широкий круг заказчиков — от государственных деятелей до купцов и актёров. Его кисти принадлежит портрет князя С.М. Голицына, который любил Тропинина и покровительствовал ему. Такие же дружеские отношения связывали мастера с А.А. Тучковым. Он запечатлел на полотне и знаменитых актёров Малого театра М.С. Щепкина и П.С. Мочалова.

Значительный процент заказчиков художника составляли московские купцы, которым были близки тропининский вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. К примеру, купчиху Е.И. Корзинкину он изобразил в стилизованном русском костюме и кокошнике. Дело в том, что в 1830-1840 годы русский народный костюм был в моде. При дворе Николая I даже устраивали балы в русском стиле. И на торжественные мероприятия с участием царской семьи купеческие жены должны были являться в народных костюмах.

В декабре 1835 года мирное течение московской жизни всколыхнул приезд Карла Брюллова. Егор Маковский привёл гостя в мастерскую Тропинина. Брюллов полюбил Василия Андреевича всей душой и часто навещал его. Случалось, что приглашенный на роскошный обед к аристократу, Брюллов вместо этого приходил к Тропинину, чтобы разделить с ним простую трапезу — щи и кашу. Он высоко ценил мастерство и личное обаяние первого московского портретиста. И Василий Андреевич был в восторге от Брюллова. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Влияние Брюллова сказалось на всей русской живописи 1830-1840 годов. В творчестве Тропинина тоже стали появляться произведения большого размера со всеми атрибутами парадного портрета. В изображении самого К. Брюллова художник подчеркнул его артистическую незаурядность пышными античными развалинами, дымящимся Везувием.

Тропинин всегда доброжелательно относился к своим моделям, писал людей в хорошем настроении, в лучшие минуты их жизни. Мастер считал, что портреты пишутся на века, на память потомкам и должны отражать достоинства человека. «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжёлое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», — говорил он.

Гармония, достигнутая Тропининым в поздних портретах, не осталась незамеченной современниками. В 1840-1850 годы художник чаще стал изображать пожилых женщин — «Старуха, стригущая ногти», «За починкой белья», «Старуха с курицей». Обычно моделью для этих картин служила его жена, Анна Ивановна. С упомянутыми образами связаны размышления Тропинина о старости, о быстро промелькнувшей жизни. Художник очень тяжело переживал смерть своей супруги в 1855 году. Он даже переехал из квартиры, где они прожили вместе более тридцати лет, в Замоскворечье.

Василий Тропинин стоял у истоков самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с серьёзным анализом народного характера. Это направление развивалось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Непосредственным преемником Тропинина стал В.Г. Перов. Василий Андреевич прожил долгую творческую жизнь. Его искусство неотделимо от эстетических идеалов эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», он уловил и основные тенденции середины XIX века: верность натуре, аналитический взгляд на мир и подошёл к критическому реализму второй половины столетия.

Другие статьи этого номера