Дмитрий РОГОЗИН: «Запрещаю выводить из страны выгодные судостроительные заказы»

Дмитрий РОГОЗИН: "Запрещаю выводить из страны выгодные
судостроительные заказы"

Вопрос загрузки судостроительных предприятий, как заявил в ходе
заседания Морской коллегии при правительстве РФ заместитель
председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, носит стратегически
важный характер. Вице-премьер сформулировал цели и задачи
судостроительной отрасли нашего региона и морской национальной
политики в целом в контексте выполнения поручений президента страны,
проинформировал о порядке закупки морской и речной техники за
рубежом в рамках работы правительственной комиссии по
импортозамещению. По словам вице-премьера, «к сожалению, не все
крупные заказчики осознали серьезность момента, в том числе и
политическую ситуацию».
Заседание Морской коллегии при правительстве РФ впервые за 15-летнюю
историю прошло в Севастополе на базе президентского кадетского
училища. В нем приняли участие руководители различных министерств,
представители военно-промышленного комплекса страны, военное
руководство Черноморского флота, а также председатель Совета
министров Республики Крым С. Аксенов и губернатор Севастополя С.
Меняйло. С приветственным словом к присутствующим обратился
полномочный представитель президента РФ в КФО О. Белавенцев.Открывая заседание Морской коллегии, полномочный представитель президента России в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев сказал: «Для нас главный вопрос — это безопасность, обеспечение нормальных условий для социально-экономического развития, жизни, работы, учебы наших граждан и, естественно, отдыха приезжающих в Крым жителей со всей нашей страны», — отметил он. «Каждый год количество посещающих наш полуостров увеличивается, несмотря на разные сложности. Мы пережили и переживаем водную, транспортную, продовольственную блокады. Все вы знаете об энергетической блокаде и той титанической работе, которую сделала вся наша страна, жители полуострова для стабилизации ситуации», — подчеркнул Белавенцев. Он обратил внимание на то, что есть проблемы с безопасностью энергоперехода с Тамани в Крым, транспортного перехода в Керченском проливе и привел в пример ЧП, произошедшее 16 марта, когда турецкий теплоход «Лира» «задел две и уничтожил одну опору моста». «Ожидаем, что с помощью президента РФ до 1 мая будет закончена вторая очередь энергомоста и практически все потребности Крыма в летний период будут обеспечены», — сказал Белавецев, добавив, что продолжается строительство двух ТЭС по 470 МВт — в Севастополе и Симферополе. Эта работа будет завершена в ближайшие 2,5 года. «Нам необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности отраслей Крыма, его газотранспортной системы. Полагаю, что и Черноморский флот, и пограничники знают, что последнее время мы являемся свидетелями частых провокаций возле буровых».

«Крымские предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) существенно и позитивно влияют на рост экономики Крымского федерального округа, — констатировал полномочный представитель президента России в Крымском федеральном округе О. Белавенцев. — Хочу сказать несколько слов об оборонно-промышленном потенциале Крымского федерального округа, который включает в себя около 30 предприятий ОПК. Для нас, жителей Республики Крым и Севастополя, это является стратегическим направлением промышленной политики». Белавенцев отметил, что развитие ОПК в Крыму обусловлено «необходимостью укрепления национальной безопасности в условиях роста внешних угроз и санкций, наличием на полуострове усиленной группировки войск и сил Минобороны РФ, особым географическим и геополитическим расположением южного форпоста России, а также исторически сложившейся приоритетной отраслью, существенно влияющей на рост экономики федерального округа». Белавенцев напомнил, что предприятия ОПК Крыма и Севастополя за предыдущие 20 лет были доведены до состояния развала. «В настоящее время благодаря активному вашему (Рогозина. — Ред.) участию переживают период возрождения», — подчеркнул полпред. Он высказал уверенность, что «вся необходимая поддержка и помощь крымским предприятиям ОПК будет оказана».

Дмитрий Рогозин обратил внимание присутствующих, что впервые за историю Морской коллегии при правительстве Российской Федерации совещание проводится в городе русской морской славы — в Севастополе. «Хочу подчеркнуть, что это стало возможно только благодаря волеизъявлению крымчан, практически единодушно поддержавших два года назад воссоединение Севастополя и Крыма со своей исторической родиной — Россией». Вице-премьер доложил о ходе исполнения поручений президента Российской Федерации Владимира Путина по загрузке предприятий отечественной судостроительной отрасли. «Президент неоднократно и абсолютно однозначно указывал на необходимость поддержки отечественных судостроителей, формирования консолидированного полноценного заказа на все предприятия судостроительной, судоремонтной отрасли», — сказал Рогозин.

Особенно актуально решение этих задач в свете выполнения программы вооружений к 2020 году, когда «раскрученные военные корабельные мощности надо будет задействовать в строительстве гражданской морской, речной техники и судов». «Для решения предстоящей задачи предпринимаются системные меры. Принято решение о том, что закупка техники за рубежом будет возможна после получения соответствующего одобрения в правительстве РФ», — сказал Рогозин.

Председатель Морской коллегии сообщил и о других изменениях, которые планируется внести в законодательство в интересах поддержки отечественных судостроителей и отраслей морской деятельности.

По словам Д. Рогозина, российская судостроительная отрасль получит существенные преференции с целью ее активизации. Протоколом оперативного совещания Совета безопасности РФ правительству РФ поручено подготовить предложения по уточнению нормативно-правовой базы в части согласования правительственной комиссией по импортозамещению. «По сути дела, комиссия по импортозамещению должна контролировать любые попытки вывода заказов за пределы РФ», — пояснил Рогозин.

По его словам, вносятся изменения в законодательство: «Устанавливаются преференции для разработки лицензионных участков по добыче углеводородов при условии использования отечественных буровых установок. Аналогичным образом мы меняем законодательство, устанавливая возможность получения дополнительных квот на вылов биоресурсов при условии строительства промысловых судов именно на отечественных верфях».

«В конце концов, правительство совместно с «Роснефтью» организовало строительство суперсовременного судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, обеспечивая для него режим максимального благоприятствования», — привел пример Рогозин.

— Но, к сожалению, не все крупные заказчики осознают всю серьезность проблем, в том числе и политическую ситуацию, которая складывается вокруг нашей страны, — констатировал Дмитрий Рогозин и привел конкретные факты о размещении заказов на иностранных верфях, которые были доложены президенту России в информационном материале.

Он рассказал, что на доклад президенту попал информационный материал китайского подразделения Российского морского регистра судоходства, в котором приводятся «блестящие достижения регистра» по техническому наблюдению за российскими судами, построенными в 2013-2015 гг. на 7 китайских верфях, а также приведены данные об изготовлении материалов и изделий для таких судов на 118 заводах в 48 городах КНР. В качестве примера Дмитрий Рогозин перечислил изготовление секций для нефтеналивных танкеров, двух судов для обеспечения буровых установок, пяти танкеров-химовозов, шести буксировочных судов для нужд «Росморпорта», а также исследовательского судна. Предприятиям, выводящим производство кораблей и судов за рубеж, пока вынесли строгое предупреждение, по слова Дмитрия Рогозина, последнее.

— Вопрос загрузки отечественных судостроительных предприятий носит стратегически важный характер, — обратился Дмитрий Рогозин к членам Морской коллегии. — Мы формируем новую программу вооружения, при этом достигаем предусмотренных плановых показателей по обновлению морского флота и вооружений. После 2020 года, напоминаю, будут высвобождаться производственные мощности крупнейших военных верфей, и уже сейчас необходимо знать, как будет идти загрузка производством гражданской морской и речной техники. Поэтому я прямо запрещаю выводить из страны выгодные судостроительные заказы. Больше предупреждать не буду, — заключил Дмитрий Рогозин.

В тему
После проведения заседания Морской коллегии при правительстве РФ в Севастополе ее представители на следующий день посетили один из судостроительных заводов под Феодосией. Как сообщает «Крыминформ», феодосийский судостроительный завод «Море» получит заказ на производство военных кораблей после необходимой модернизации, первый этап которой намечен на осень. Известно, что после воссоединения Крыма с Россией феодосийский завод «Море» долгое время простаивал без заказов. Он был национализирован в мае 2014 года решением Госсовета республики, а в октябре 2015 года передан в федеральную собственность.

Рогозин пообещал, что до осени пройдет первый этап модернизации завода: «Все, что представляет собой хлам (старые украинские заказы. — Ред.), мы все это разберем и очистим цех», — сказал Рогозин. Вице-премьер отметил, что на предприятии в течение этого года увеличат мощность слипа — устройства спуска кораблей на воду, после чего верфь получит более серьезные заказы, в том числе на производство малых ракетных кораблей.

Завод «Море» — производитель кораблей военного и гражданского назначения: судов на подводных крыльях, на воздушной подушке, на воздушной каверне, глиссирующих, а также яхт и катеров с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов.

Другие статьи этого номера