Рисующие «глазами»

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не кpаски я стpемлюсь подметить,

А то, что в этих кpасках светит, —

Любовь и pадость бытия.

(И.А. Бунин).

* * *

В Севастопольском художественном музее открыта 2-я крымская выставка «ТЮРХ (Товарищество южнорусских художников). Возрождение».

Экспозиция располагается в двух залах: в одном — живописные и графические произведения классиков русского искусства, членов и экспонентов ТЮРХА конца XIX — нач. XX в.: И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, И.И. Шишкина, И.П. Похитонова, И.И. Левитана, В.А. Серова, К.Ф. Богаевского, А.Ф. Гауша, И.И. Бродского, Л.О. Пастернака, П.Г. Волокидина, С.Ф. Колесникова, Е.И. Буковецкого из фондов музея; в другом — картины и графические работы талантливых современных крымских живописцев: Н.Я. Дудченко, И.Н. Шипилина, П.К. Столяренко, Р.Э. Усеинова, Е.Н. Рымана, Е.А. Молчановой, Д.В. Волкова…

Данная выставка не только позволяет вспомнить о важной вехе в истории русского искусства — создании в 1890 году ТЮРХа (1890-1922), его выставочной деятельности, но и дает возможность проследить основные художественные тенденции в живописи того времени и вместе с тем провести параллели с творчеством современных авторов. Во многом сближаясь с передвижничеством в вопросах осмысления искусства, в понимании его просветительных задач, а не живописно-стилистических, Товарищество южнорусских художников организовывало передвижные выставки в южных городах России, а также в Харькове и Москве.

Часто на выставки приглашались уже состоявшиеся мастера со сложившейся живописной манерой, но все-таки ядро составляли одесские художники во главе с талантливым живописцем и педагогом К.К. Костанди, создателем Одесской рисовальной школы, а впоследствии — Одесского художественного училища. Среди членов-учредителей были его коллеги и сотоварищи по творческому цеху: Н.Д. Кузнецов, Е.И. Буковецкий, Н.Н. Дубовской, П.Г. Волокидин, а среди членов и экспонентов в разные годы — его ученики: Л.О. Пастернак, И.И. Бродский, С.Ф. Колесников…

Знаменитый профессор Петербургской академии художеств П.П. Чистяков очень точно отметил, что «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность». Поэтому в большинстве экспонируемых произведений отражено восхищение человека величественной, цветущей, хмельной южной природой. Пожалуй, именно это и объединяет художников не просто разных поколений, а разных эпох. Даже в жанровых работах ярко выражена концепция южнорусских живописцев: пейзаж — не пассивный участник картины. Чаще всего «их» природа неравнодушна, именно она «проецирует» переживания человека на картину.

Несомненно, после поездок в Европу в конце XIX века, знакомства в музеях с новейшими течениями в искусстве живопись большинства южнорусских художников «впитала» пластические приемы французских импрессионистов. В их картинах наблюдаются приоритет живописности и фактурности, сведение до минимума рассказа, использование некоторой фрагментарности и вместе с тем парадоксально соединяющейся картинности, но главное — отражение цветности мира. Наряду с этим в них очевидна самостоятельность мышления, ведь, по утверждению исследователей, художники ТЮРХа «никогда не жертвовали ради живописности душой и сердцем», то есть традиционно по-русски наделяли пейзаж лирическим настроением и состоянием. И.И. Бродский вспоминал, как он следовал совету учителя «рисовать глазами», «все смотреть и запоминать». Где бы он ни был, он всегда мысленно воспроизводил виденное, запоминал формы, цветовые гаммы, обогащая свою память длительными наблюдениями.

Возрождение ТЮРХа произошло в 2015 году во многом благодаря ежегодным севастопольским пленэрам, которые проходят под патронатом директора арт-отеля «Украина», искусствоведа С.А. Антоненко, а также при содействии департамента культуры Севастополя. Группа крымских художников — представителей разных художественных школ, объединенных не только дружескими отношениями, но и эстетическими вкусами, размышлениями об искусстве, стремлением культивировать техническое мастерство, желая найти в зрительской среде на выставках не только новых поклонников их дарования, но главное — интересных собеседников, воссоздала содружество, выставочное объединение ТЮРХ.

Многим полотнам, созданным на пленэрах, присуща этюдность, и большинство авторов впоследствии используют их для создания больших картин, однако некоторые работы изначально картинны и имеют самостоятельную художественную ценность. В своих работах художники не столько решают видовые задачи, сколько пытаются постичь тайны крымской природы, «услышать» и точно отобразить ее разнообразные мелодии, уловить «цветовую мягкость», а порой и «пряность», передать тончайшие нюансы, «вибрации» световоздушной среды. Цветосветовая среда довольно часто «поглощает» в них персонажей. Не случайно многие живописцы, как и их предшественники, любят эффекты сумеречного освещения, размывающего четкие предметные контуры. Поэтому на выставке немало пейзажей, преимущественно окрестностей Севастополя и Крыма, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом, обычно очень простым. Живописцы, благодаря таланту, сумели передать сумерки, яркую и звучную цветность весенней зелени, осенние золотистые закаты, горячие летние дни, а иногда мягкость и нежность южного солнца, раскрывшего красоту Крымского побережья.

В свое время на знаменитых одесских «четвергах» товарищества, где собирались художники, литераторы и музыканты, происходило «формирование» творческой интеллигенции; ТЮРХ на рубеже XIX-XX веков стал центром художественной жизни, но не только Одессы, а всего юга России. Уже в XXI веке в Севастополе наряду с Художественным музеем подобным художественным центром становится арт-отель «Украина». Конечно, экспонирование полотен рядом с произведениями мэтров очень ответственно, но работы мастеров «возрожденного» ТЮРХа в большинстве своем подобное соседство выдерживают. Они уже успешно экспонировались в Севастополе, Ставрополе, Майкопе, Ростове-на-Дону…

Хочется пожелать возрожденному Товариществу южнорусских художников долгой и интересной творческой жизни, активной выставочной деятельности.

Л. СМИРНОВА, искусствовед.

Другие статьи этого номера