Никому из людей здравомыслящих не придёт в голову пригласить
хлебопёка или врача установить в доме сантехнику. Нет уж, спасибо! Не
лыком шиты, знаем, чем для нас это обернётся! Подавай нам сантехника,
да ещё специалиста в своем деле.
А вот государством управлять, оказывается, гораздо проще, там главное
не профессионализм, просто этого надо очень захотеть. Или, что ещё
надёжней, прикрыться «думой о народе»…
Обидно, что нас жизнь ничему не учит. Уже ведь пытались привлечь к
управлению страной кухарок, но они не справились с возложенной на них
задачей. А с девяностых прошлого века кто только у руля нашей державы
не стоял, кто только в законотворчестве на благо нашего государства и
народа не поучаствовал: оборотни из бывших партийных функционеров
и государственных чиновников, заевшийся политический бомонд,
«отмытые» паханы ОПГ, спортсмены, артисты и даже шуты. Но вот законы,
которые в течение 25 лет по их поручению «подручные» тысячами плодили
исключительно с позиции интересов «абсолютного большинства людей»,
для самого народа оказываются не тем, что ему надо…История знает такой поучительный пример, правда, было это давно, ещё в VI веке. Но неспроста же это событие сохранилось (даже не в веках, в тысячелетиях!) как поучительный пример для потомков разумного совмещения на законодательной основе в многонациональном государстве интересов граждан различных социальных слоёв, национальностей и вероисповедания.
Император Юстиниан I успешно правил Византийской империей с 527-го по 565 год, т.е. с 44-летнего возраста и до самой смерти в 82 года. Это при нём в Константинополе в честь 200-летия принятия христианства Византией на месте сгоревшего храма был сооружён Софийский собор, который, несмотря на многовековые трагические перипетии, и сегодня остаётся главной достопримечательностью Стамбула. Хотелось бы верить, что в середине нынешнего века этот уникальный архитектурный исполин и патриарх христианской веры достойно отметит свой полуторатысячный юбилей.
Судьбоносным царствование Юстиниана I стало и для Херсонеса Таврического, который по его императорскому повелению был превращён в форпост Византийской империи. При нём Херсонес и поселения ЮБК на дальних подступах опоясала надёжно защищающая от набегов степняков оборонительная система из десятков пещерных крепостей и преграждающих проходы вражеской коннице через ущелья каменных оборонительных стен. Впрочем, возведённый на месте Херсонеса через двенадцать с половиной веков Севастополь также является форпостом, но теперь уже юга России. И сегодня имеющими честь жить на севастопольской земле преемственность славных традиций херсонеситов, особенно в духовном плане, воспринимается не как дань исторической памяти, а как уникальная возможность быть их продолжателями.
Но помимо перечисленного Юстиниан I оставил в назидание нам, потомкам, нечто и более весомое, то, что и ныне бесценно для всего нашего многонационального Российского государства. Завоевав Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании, император вдруг ощутил, что из-за раздираемых империю социальных, национальных, религиозных междоусобиц и провоцирующих противостояние действующих в империи несовершенных законов трон зашатался… Невозможно доподлинно узнать, кто Юстиниану I подсказал эту идею, но «ворона на хвосте принесла», что мысль мудрую ему в очередной раз подсказала жена, бывшая уличная танцовщица, узрев которую из дворцового окна, Юстиниан I вскоре возвёл в императрицы.
Как сказывают люди учёные да сведущие, дело было так. Собрал Юстиниан в своём дворце со всей своей империи и даже из соседних государств самых мудрых, прославившихся познаниями законоведов и юристов:
— Будете здесь трудиться без перерыва и выхода из дворца до тех пор, пока не сотворите Кодекс законов, удовлетворяющий все слои населения моей Византийской империи. Если таковой сотворите, каждому окажу честь, щедро награжу и провожу с почётом…
А если нет? Но таких вопросов императору, как правило, в судьбоносной ситуации не задают.
Как приверженец римской идеи о создании волею самодержавного государя всемирной монархии по образцу Царствия Божия, Юстиниан стремился создать общий закон, которым будет обеспечено благополучие всех жителей империи. К кадастру свода будущих законов выдвинул следующие свои требования: в государстве один закон и одна вера; утвердить веру, которая соединит все народы в поклонении единому истинному богу; соединение военной и гражданской должностей; упразднить практику покупки должностей за деньги; чиновнику запрещено покупать землю, где он служит или служил.
В 534 году на основе римского права, к которому тяготел Юстиниан, но приспособленного уже к средневековым экономическим условиям, для всех слоёв населения империи в качестве свода законов была принята «Кодификация Юстиниана». Но использовался данный свод законов реально только с 554 года в Италии, а в дальнейшем — успешно и в ряде других государств.
В этом году нам всем предстоит участвовать в выборах в Госдуму. Но разве сегодня мы не хотим, чтобы в нашем государстве существовал чёткий, понятный всем свод законов наших прав и обязанностей?
Разве мы, нынешние россияне, не хотим, чтобы законы в государстве творили для народа законоведы-профессионалы, а не «почётные депутаты», которые не способны усвоить даже ликбез по законотворчеству и в Думу рвутся в основном ради удовлетворения своих личных или групповых амбиций или материального благополучия? Предстоят, причём в условиях бесконечного американо-европейского «санкционного беспредела», не просто очередные, а судьбоносные выборы депутатов в Государственную Думу России. В связи с этим хотелось бы задать первый контрольный вопрос будущим кандидатам в депутаты Думы: какой свод законов прав и обязанностей, дабы возвысить Россию и россиян, необходим и приемлем для всех граждан нашей страны без исключения, и не от выборов до выборов, а на века или хотя бы десятилетия?
Второй вопрос, на который кандидаты в депутаты должны дать вразумительный ответ: почему в нашей самой богатой по природным ресурсам стране простой человек живёт несоизмеримо беднее, чем в менее бедных ресурсами и побеждённых нами, например, Швеции и Германии?
А так как Бог любит Троицу, задаем третий вопрос: когда россияне при посещении США, европейских стран будут с гордостью «доставать из штанин» свой российский паспорт?
Того, кто сможет наиболее аргументированно на эти вопросы ответить, и следует выбирать..
Не столь важно, как назовут данный свод законов. Он должен быть на благо России и россиян. Хотя справедливо было бы назвать его «Кодекс Путина», и не из-за подобострастия или кому-то наперекор, а потому что это человек, в которого сегодня народ России верит и на которого надеется…
А слугам народа надобно бы помнить три основные заповеди: ничто не возвышает так личность, как её деяния на благо своего государства и народа, не во вред человечеству; ничто не украшает так государство, как счастливо живущий в нём народ; Царствия Божия нельзя ни купить, ни вымолить у Всевышнего, его можно только заслужить праведной земной жизнью.
Н. СТРЕЛЕНЯ, член Союза журналистов России.
P.S. За Севастополь обидно. Триумфально вернувшись на крыльях патриотизма в состав России, город-герой обязан был стать знаменем России, подать пример патриотизма не только в военном служении Отечеству, но и в хозяйствовании. Мы же в бесконечных праздниках и при ручном управлении, до отвала «нахлебавшись» нахлынувших коррупции и бюрократизма, преуспев в разбазаривании государственных средств, пристроились в льготную очередь за бесконечными подачками у проседающей под тяжестью американо-европейских санкций и «украинских пакостей» матушки-России.