Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 9o

Восходит тот, кто умеет подняться

23 апреля состоялась выставка картин людей с физическими ограничениями (инвалидов), на которой были представлены работы заслуженной художницы Украины Лидии Тихолаз и Сергея Горбенко. Оказывается, инвалиды не только жалуются и просят, но и творят, подтверждением...

23 апреля состоялась выставка картин людей с физическими
ограничениями (инвалидов), на которой были представлены работы
заслуженной художницы Украины Лидии Тихолаз и Сергея Горбенко.
Оказывается, инвалиды не только жалуются и просят, но и творят,
подтверждением чего и стала данная выставка. Она была настолько
искренна и позитивна, что некоторые посетители не могли сдержать слез.
Вообще инвалиды являются вескими мотиваторами для здоровых людей:
ведь если они смогли, то…ВСЕМ БЕДАМ ВОПРЕКИ

Сегодня мне несколько подробнее хочется рассказать об одной из участниц выставки — заслуженном художнике Украины Лидии Андреевне Тихолаз. В своё время проходило множество её выставок, и не только в Севастополе. Старшее поколение должно помнить эту мужественную женщину и самобытного художника.

Её часто сравнивают с Н. Островским и А. Маресьевым. С теми, кто с помощью огромной воли и жажды жизни сумел взлететь над судьбой и найти своё место. Но мне не хочется равнять их. Её судьба несравнима ни с чьей судьбой. Так, Н. Островский оказался прикованным к постели, когда ему было уже за двадцать, а А. Маресьев остался без ног в ещё более зрелом возрасте. Лидии Тихолаз судьба не дала такого шанса. Болезнь сковала её уже при рождении, с младенчества она была лишена возможности что-либо делать руками. Да если бы только это! Из-за спастики (насильственных движений) невозможно было предугадать, как в следующий момент поведет себя тело.

Девочка хотела стать балериной. Она постоянно приставала к своим родным с тем, чтобы те полюбовались, как красиво и складно, на её взгляд, у неё выходит, что вполне естественно для четырёхлетней вертушки. Если б не одно «но»: тяжелая, недетская болезнь с детским названием ДЦП (детский церебральный паралич) отобрала у девочки руки, сделала её движения угловатыми и неестественными.

Девчушка подрастала и постепенно осознавала, что больна, что её искривлённое тело и нелепая походка — это не выдумка и не чей-то каприз, а болезнь. И это навсегда, с этим нужно жить. И когда она поняла, что её недуг никогда не закончится, вдруг стало неуютно и страшно.

Сразу за этим жестоким выводом она перестаёт танцевать, замыкается и быстро взрослеет. Теперь у Лиды появляется новая мечта-идея: при переезде в новый дом она в куче ненужного хлама обнаружила старый альбом с незамысловатыми детскими рисунками. Они покорили её своей искренностью, и девочка начала донимать домашних, чтобы купили ей карандаши. И дождалась — отец принёс коробку ярких, как солнышко, палочек. С этого момента начался ее путь в творчество.

Лида рисовала эскизы к сказкам «Золушка», «Морозко»… Голос русской природы помог ей подняться как художнику. Палитру красок она черпала в бескрайних полях и могучих лесах России, гордясь тем, что у неё с С. Есениным одна родина — рязанские просторы.

Потом случился немаловажный и такой необходимый для её дальнейшего становления период обучения в школе, в которую она поступила и окончила, как всегда, вопреки всем трудностям.

«Если бы мне сказали: «Возьми знамя и иди в школу» — я бы не задумываясь сделала это! Мне так хотелось знаний, я любила их получать. Никогда не было такого дня, чтобы мне не хотелось вставать, собираться в школу», — рассказывает Лидия Тихолаз.

ОДИНОЧЕСТВО РОЖДАЕТ ДАР

Единственным её другом в этот период взросления было одиночество. Оно-то, как это ни парадоксально, и сформировало её. Лет в 10-12 в потрепанном школьном учебнике по истории девочка впервые увидела иллюстрации картин Рафаэля. Впечатление — как после сказки. Первая мысль — повторить, но потом поняла, что шедевр потому и зовется шедевром, что он неповторим. А ещё она подумала, что нужно овладеть массой знаний, чтобы картина получилась такой.

С юностью приходит ответственность перед собой за своё будущее. У Лидочки она наступила, не в пример сверстникам, в двенадцать лет. В это время вместе с физическим формированием мозг обожгло понимание и желание сделать что-нибудь со своей жизнью, чтобы сидеть не в яме, а парить над ней.

С девочкой никто никогда не беседовал о завтрашнем дне, особо это никого не волновало, она являлась для родителей высохшим цветком. Её ткнули носом в жизнь, словно щенка в сделанную им же лужу.

То, что для простого человека данность (ходить, говорить, гулять, общаться), к Лиде приходило через преодоление себя, обстоятельств, непонимание родных и окружающих.

А ещё была бабушка — самый главный человек в её жизни, простая русская женщина. Настоящая. Из некрасовских, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она будто с самого Лидиного рождения чувствовала — необычная внучка у неё родилась. В сущности, чем могла помочь фактически безграмотная женщина? Оказалось, многим: теплом, которое появилось в жизни девочки только благодаря бабе Васе, на своём примере показывала чуткое отношение к людям, воспринимала чужую боль как свою. Она хотела видеть в девочке просто порядочного человека, не озлобленного своей болезнью. Вкладывала в неё человеческие качества, которые и рождают из ребёнка человека с большой буквы — личность. Почему бабушка Вася прожила до 90 лет? Потому что у неё была сверхзадача — как можно дольше быть около Лиды, стать её ангелом-хранителем. Она ушла, когда её внучка уже состоялась как личность, стала самостоятельной. Но Лида до сих пор чувствует, что бабушка её ведёт. Каждый человек должен иметь подобный толчок.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Лида являлась песчинкой поколения 60-х. Она не жила в безвоздушном пространстве, она впитывала дух 60-х через общение с людьми в больницах, клиниках, слушала радио. Это сейчас стремятся говорить о скверном: кто-то кого-то убил или ограбил, и чем чернее и гаже рассказ, тем лучше. Тогда же люди испытывали удовольствие от жизни, позитива, смеха…

В 16 лет глубокие мысли посещали её: «Вот я живу… и что дальше? Просто так жить, жить и умереть. А для чего тогда рождаться?» Всё воспринимается во много раз трагичнее и безнадёжнее, когда тебе шестнадцать лет, ты болен и на тебя оглядываются прохожие…

Лида осознавала, что семья, дети и прочие человеческие радости — это не про неё, поскольку она тяжело больна. Нужно искать что-то своё, свой путь, узкую тропку, своё продолжение. Но в чём и как? Лида стала плохо есть, спать, без повода волноваться. И вдруг поняла, в чём состоит смысл её жизни: отдавать всю себя людям!

«Я умру, а моё творчество всё так же будет радовать мир», — эта мысль подняла Лиду на новый уровень. Её манила возможность учиться, но некому было подсказать, где.

Девушка не могла что-то делать руками, единственная надежда — это ноги. Нужно было найти возможность для реализации, и Лидия выбрала рисование. Можно сказать, что сама жизнь подталкивала её к мольберту.

И Лиде повезло: она вышла на городскую изостудию. Девушке 22 года, у неё состоялась первая персональная выставка в Севастополе. По тем временам это немалое событие. Сделали выставку, и за неделю украли семь ее работ. «Сначала вроде бы расстроилась, а потом подумала: если работы крадут, значит, что-то в них есть», — вспоминает Лидия Тихолаз.

Приняли её на обучение в изостудию. Занималась девушка с упоением, с огромной охотой. У художницы связано с ней семь-восемь персональных городских выставок. Помимо них проходили показы в разных городских учреждениях, на кораблях, в Матросском клубе, в здании на площади Восставших, в Камышовой, в ДКР.

Зажатая болезнью в четырех стенах, Лида самой великой ценностью считала свободу. Для девушки её картины являлись раскрепощением. Долго находясь под запретом, она будто прозрела и нашла в своем творчестве то, чего ей не хватало в жизни. Рисуя, она оживала. Появлялась возможность стать кем-то, несмотря на болезнь.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Следующая страница в её становлении как художника — 1973 год, Московский заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской, специальность — руководитель изостудии.

Говоря о своих жизненных наставниках, о людях, помогавших ей на пути становления, Лидия Андреевна с особой нежностью отзывается о Н.З. Мухаметове, обыкновенном учителе из маленького башкирского селения, который с вниманием отнёсся к молодой женщине. Результатом стало награждение её дипломом Ю.А. Гагарина. А произошло это так.

Назим Закирьянович переписывался с космонавтом Николаевым. Рассказал ему о мужественной женщине, и решили они организовать выставку персональных Лидиных работ в Звёздном городке. В основном она состояла из отосланных Назиму эскизов и зарисовок. Лида написала акварель «Половецкие пляски». Тут ей помогло то, что в те времена по телевизору часто показывали оперу, балет. И мужчина попросил её подарить эту картину Николаеву (она по сей день находится в Звёздном). Потом ей пришёл конверт с надписью «Почта космонавтов».

«Я чуть в обморок не упала, принесла конверт домой с бухающим, как молот, сердцем, дрожащими ногами открываю его, а там диплом, заложенный двумя листами, и письмо, подписанное Николаевым: «Мы ознакомились с Вашими работами и решили наградить Вас дипломом Юрия Гагарина. За активную жизненную позицию. Дерзайте». И это ещё одно «звёздное» достижение Лиды: она всегда доказывала прежде всего самой себе, что она личность.

В Москве в 1977-1978 годах прошёл 1-й Всесоюзный международный фестиваль самодеятельных художников — международный фестиваль искусств (более домашнее название). Одну из Лидиных работ отметили дипломом I степени и медалью лауреата.

И дальше были бесконечная, тяжёлая работа и выставки, выставки, выставки. Через тернии — к звёздам. Лидия Андреевна Тихолаз постоянно шла вперёд и совершенствовалась как мастер.

ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Глядя на эту маленькую, слабого здоровья женщину, невозможно поверить, что её картины участвовали во многих выставках — персональных и коллективных — как в родном городе, так и в Москве, Киеве, Симферополе, Уфе, Рязани, Чебоксарах, Свердловске…

У художницы дома хранятся десятки дипломов и грамот, медали лауреата всесоюзных и республиканских (вручённые ещё при Союзе) фестивалей народного творчества. Её картины путешествуют по всему миру. Побывали они в Башкирии и Чувашии, Молдавии, Грузии, Армении… Много работ продано в дальнее зарубежье: тут и Турция, и Германия с Австрией. Знают о Лидии Андреевне и в Польше. Её натюрморт «Гвоздики» участвовал в выставке в Токио, организованной Всеяпонским профсоюзом моряков.

В 1998 году Лидии Тихолаз присвоили звание заслуженного художника Украины. В 2000-м она стала дипломантом международной премии «Филантроп» в номинации «творчество инвалидов». Её картина «Однажды в таборе» стала визитной карточкой фонда «Филантроп».

Лиде хочется быть обычным человеком, просто находиться с людьми и чтобы им было хорошо, интересно с ней вне зависимости от её званий. «Может, это смешно и глупо, но меня всегда интересовало, как люди относились бы ко мне, если бы я была обыкновенным человеком без всяких наград», — признается художница.

Лидия Андреевна пять лет трудилась художником в обществе инвалидов. Но особую радость ей доставляли занятия в изостудии «Надежда» с маленькими художниками, где она не только учила их рисованию, но и общалась и ненавязчиво воспитывала, стараясь донести до каждого, с чего начинается человек. Это досталось ей от бабы Васи.

Трудности исчезают, если смело идти им навстречу. Воистину восходит тот, кто умеет подняться. «Жить инвалидом, но не быть им» — этот девиз привел Лидию Тихолаз к победе.

Лидия Андреевна Тихолаз доказала своей жизнью и творчеством, что инвалид — это не приговор. Инвалид — это всего лишь человек с ограниченными возможностями. И не столь важно, являются ли ограниченными его физические, умственные или финансовые возможности, все это второстепенное. Главное — он человек!

На снимках: Лидия Тихолаз за работой (рисует ногами); Л.А. Тихолаз (автопортрет); на выставке работ художницы.

Фото автора.

_____________________________

ОТ РЕДАКЦИИ:

Автор этой статьи регулярно пишет о людях, которые прошли духовную закалку инвалидностью. Елена Москаленко мечтает издать книгу, чтобы о непростых судьбах ее героев узнали многие читатели. К сожалению, ее пенсии по инвалидности не хватает на то, чтобы исполнить задуманное. Желающие помочь Елене издать книгу ее авторских литературных произведений могут перечислить денежные средства на ее личный счет со следующими реквизитами: Крымская социальная карта РНКБ, N 6054 7000 9173 0645, получатель — Москаленко Елена Петровна, контактный телефон +7 (978) 061-18-36.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ