Шел солдат…

Шел солдат...

В память о Великой Победе в стенах Художественного музея им. М.П.
Крошицкого проходит персональная выставка одного из выдающихся
крымских художников — народного художника Украины, ветерана
Великой Отечественной войны Петра Кузьмича Столяренко. Впервые
экспонируются живописные и графические работы не только из фондов
музея, но и предоставленные семьей художника.Творчество мастера чрезвычайно разнопланово: на протяжении всей жизни он пишет лирические пейзажи, марины, натюрморты, портреты, эпические тематические картины на военную и историко-революционную тематику.

Петр Кузьмич родился 13 июля 1925 года в поселке Капканы под Керчью. Его отец, Кузьма Семенович, был основателем одного из первых рыболовецких колхозов в Крыму. Неудивительно, что позже большое количество своих полотен художник посвятит трудовым будням рыбаков: будет писать море, лодки, сейнеры, рыбачьи поселки, портовые верфи («Рыбачий порт в Керчи», «Судоремонтный завод», «Труженики моря», «Завтра в море»…).

Путь художника Столяренко избрал еще в десятилетнем возрасте, когда, оказавшись в Феодосии, он попал в художественную студию знаменитого крымского живописца Константина Федоровича Богаевского, где и начал постигать основы подлинного искусства. Однако война прервала мечты молодого человека об увлекательной профессии живописца. Из-за стремительного приближения немцев санаторий, в котором в это время находился на лечении Петр Столяренко, эвакуировался на Северный Кавказ. Именно там Петр Кузьмич становится связным в партизанском отряде. Совсем еще мальчишка, за это время он «проживет взрослую, порой трагическую жизнь», испытает многое: ранения, несколько госпитализаций, голод, потеря близких… Только в двадцать лет осуществляется мечта Столяренко стать профессиональным художником.

По возвращении в Феодосию в 1945 году Петр поступает в школу-студию при картинной галерее им. И.К. Айвазовского под руководством ее директора Николая Степановича Барсамова — не только замечательного художника и историка искусства, но и талантливого педагога. Шесть лет провел Петр Столяренко в студии Барсамова, мастерски копировал полотна великих феодосийцев: Айвазовского, Лагорио, Богаевского, Волошина… Николай Степанович сразу заметил у своего ученика интерес к морскому пейзажу и пророчил ему будущее флотского военного художника и даже предложил устроиться на работу в Севастополе. Как отмечал Барсамов, «в области батальной живописи Столяренко мог бы стать, без преувеличения, достойной сменой Ивану Константиновичу Айвазовскому». Но Петр Кузьмич возвращается в Керчь, строит себе мастерскую, творит и серьезно занимается самообразованием.

В 1969 году П.К. Столяренко вместе с семьей переезжает в Ялту, где работает в одной мастерской с талантливейшим мастером, во многом определившим развитие «крымской школы», — Ф.З. Захаровым. Художник часто ездит на пленэры, пишет виды Бахчисарая, Феодосии, Старого Крыма, городов Большой Ялты, которые притягивают внимание зрителя удивительными сочетаниями цвета и света. В самом простом мотиве Столяренко умеет найти особенную поэтическую ноту и благодаря подвижности живописного мазка, тонким цветовым нюансам, точному рисунку, не теряя индивидуальности, перейти к обобщению и передать красоту крымской природы («Море у Херсонеса», «Веранда в домике Чехова», «Сирень. После дождя», «Город у моря»…).

Военная тема на протяжении всей жизни не «отпускает» солдата Петра Столяренко. Она чрезвычайно важна для мастера, и можно сказать, что именно с этой темы начинается самостоятельный творческий путь художника: на первой выставке, где он участвовал, была показана небольшая батальная марина «Атака торпедных катеров» (1948).

Столяренко знал и видел врага в лицо, впоследствии часто бывая на местах прошедших сражений, он находил новые свидетельства прошлого, которые потом достоверно воспроизводил в своих картинах. Как говорит художник, «я стараюсь писать то, что видел сам». И действительно, события Великой Отечественной войны прошли через самое сердце Петра Кузьмича, все то, что было пережито, прочувствовано им самим, придавало жизненной достоверности, «пронзительности» и необыкновенной силы эмоционального звучания его военным полотнам («1941-й год», «Иван да Марья», «Ника», «Севастопольцы стояли насмерть»…). Герои этих картин — сильные, мужественные люди, преданные своему долгу. Часто его героинями являются женщины — самоотверженные, решительные, готовые разделить любые трудности наравне с мужчинами, оставаясь при этом любящими и заботливыми женами, матерями.

В картинах, посвященных событиям Великой Отечественной войны, для Столяренко важен не столько эффектный сюжет, сколько создание глубокого психологического образа. В многочисленных этюдах, подготовительных рисунках, представленных на выставке, можно проследить то, как художник ищет тот или иной образ, как прорабатывает композицию, вырисовывает сюжетные завязки, создает драматургию характеров, как снова и снова возвращается к одной и той же детали, чтобы в конце концов достичь главной цели: живописными средствами рассказать зрителю, что главная сила, которая помогла русскому солдату сразить жестокого врага, — это любовь и преданность, это самоотверженная готовность защищать самое дорогое, что дано человеку в жизни: его родной дом, мать, жену, детей…

Все, чего добился П.К. Столяренко — зрительская любовь, признание и уважение профессионалов, — стало возможным лишь благодаря его таланту, неимоверному трудолюбию, целеустремленности и высоким требованиям к самому себе.

М. ТИТОРЕНКО, искусствовед.

Другие статьи этого номера