Я буду строить корабли!

Я буду строить корабли!

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ ДАЛ СТАРТ ВСЕРОССИЙСКОМУ ПРОЕКТУ «ПИОНЕР-М».
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и вице-президент
Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный 28
мая приняли участие в торжественном открытии Центра морских
исследований и технологий СевГУ и дали старт конкурсу концептуальных
проектов научно-исследовательского судна «Пионер-М». Это судно,
построенное по проекту самых талантливых студентов страны, станет
пилотом всероссийского конкурса «Я буду строить корабли!»»Пионер-М» — многоэтапный проект, результатом которого станет судно инновационного типа для Севастопольского государственного университета. Под руководством и на площадке Объединенной судостроительной корпорации оно будет построено по проекту студентов, победивших в конкурсном отборе. Модульная система научного оборудования судна позволит оперативно менять его практическое назначение — от экологического мониторинга до подводной археологии. Также на судне будут отрабатываться композитные технологии, беспилотное управление и другие новые технические решения.

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

— В Севастополе начинается уникальный, не имеющий аналогов в нашем высшем образовании конкурс студенческих проектов. Уникален он тем, что завершится созданием полноценного учебно-научного судна «Пионер-М», которое будет способно выполнять учебные, исследовательские задачи. Оно станет родоначальником целой флотилии подобных учебно-научных студенческих судов.

Участие Объединенной судостроительной корпорации гарантирует высокий технический уровень судна, отметил министр образования. Вице-президент ОСК Дмитрий Колодяжный подчеркнул: никаких «студенческих» скидок с точки зрения безопасности проекта не будет.

Дмитрий Колодяжный, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации:

— На всем этапе проектирования здесь будут присутствовать специалисты из Зеленодольского ПКБ, из КБ «Коралл». Они на местах будут смотреть технические решения, которые предложат студенты. Параллельно начнет работу группа в Татарстане: она будет отрабатывать все решения и проверять их выполнение, правильно их оформлять. Результатом должна быть четкая конструкторская документация, которая примется Морским регистром, так как судно должно быть сертифицировано и полностью безопасно для эксплуатации.

Также Дмитрий Колодяжный сообщил о вхождении Севастопольского государственного университета в судостроительный кластер, который создает ОСК в Крыму. Проект «Пионер-М» он назвал знаковым и выгодным как для системы образования, так и для судостроения:

— Студенты получат практические навыки проектирования судов на всех этапах, вплоть до спуска на воду. Мы получим инженеров, технологов, которые на практике поймут всю сложность и ответственность работы в судостроении.

Ректор СевГУ Валерий Кошкин высказал уверенность, что именно в Севастополе непременно должен действовать современный центр морских исследований. Его создание и старт масштабного студенческого конкурса он назвал первыми, но уверенными шагами в реализации морской стратегии университета.

Валерий Кошкин, ректор Севастопольского государственного университета:

— Это опора на историю, это развитие и движение вперед. Мы хотим, чтобы студенты различных вузов стремились сюда выполнить магистерские работы, поработать с учеными, получить уникальный для начала профессиональной карьеры опыт. Мы хотим, чтобы школьники из всех уголков страны приезжали познакомиться с морским делом и полюбить его. Важно не само по себе создание центра, а то, что он наполняется реальным смыслом и содержанием. Главная проблема, которая здесь решается, — подготовка нового поколения профессионалов по самому широкому спектру морских направлений.

В центре уже развернуты два класса для проектирования научного судна «Пионер-М». В них будут работать студенты из разных регионов России, принимающие участие во всероссийском конкурсе «Я буду строить корабли!» В дальнейшем на базе центра будут выполняться научные, исследовательские и производственные задачи. Акцент будет сделан на подводных исследованиях в прибрежной части Черного моря. В этих целях в ЦМИТ создана лицензированная водолазная служба. В археологических исследованиях такого рода заинтересован Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический», в изучении подводной биологии, гидрологии, гидрофизики — Институт морских биологических исследований им. О.А. Ковалевского РАН и Морской гидрофизический институт РАН, и это только самые близкие и очевидные потенциальные заказчики исследований.

Дмитрий Татарков, директор Центра морских исследований и технологий:

— Рассмотреть проекты по совместному проектированию и созданию оборудования для подводно-технических работ, морских исследований и морского туризма нам предлагает НПО «Мортехстрой». Его генеральный конструктор Валерий Николаевич Краснов преподавал здесь в то время, когда это было военно-инженерное училище, и, конечно, ему было радостно сегодня видеть, как вновь начинает развиваться эта территория.

Основные технические требования, которым должны соответствовать представленные проекты: длина судна — до 22 метров, мореходность — до 4 баллов, автономность — до 7 суток, вместимость — 3 человека в экипаже и 7 — в исследовательской группе. География участников конкурса — от Калининграда до Сахалина. Команды Севастопольского государственного университета намерены представить на конкурс четыре варианта: катамаран, «крыло», однокорпусное судно и корабль с уменьшенной плоскостью ватерлинии. На общих основаниях студенты СевГУ будут бороться за право войти в команду, состав которой станет известен 19 июня в Москве, в Агентстве стратегических инициатив.

С 1 июля победители займут места в проектировочных классах Центра морских исследований и технологий, с сентября в дистанционном режиме будет вестись работа по согласованию технической документации. В 2017 году судно будет построено и спущено на воду. В 2018-м экипаж начнет полномасштабную научно-исследовательскую работу, в том числе с участием студенческих научно-исследовательских групп. За этот период будет отработана новая, практико-ориентированная образовательная модель в сфере судостроения, будет сделан значительный шаг в формировании проектного типа мышления и надпрофессиональных компетенций у студентов и преподавателей.

По словам Дмитрия Ливанова, создание Центра морских исследований и технологий и старт всероссийского конкурса «Я буду строить корабли!» — это «важнейшие этапы развития Севастопольского госуниверситета как одного из ведущих вузов Российской Федерации». Итогом этого развития должно стать создание в Севастополе «современной научной базы подготовки по самым разным направлениям».

Информационный центр СевГУ.

Другие статьи этого номера