Ковшовцы отметили свой юбилей

Ковшовцы отметили свой юбилей

…Слезы на глазах, улыбки на устах, воспоминания и переживания. 18 июня в
бывшем Дворце культуры рыбаков собрались люди, для которых работа на
ПДКПЗ «Наталья Ковшова» была не просто средством заработка, а
важнейшей частью их жизни.»Наталья Ковшова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин» — все это плавучие добывающие перерабатывающие консервные заводы, построенные в прошлом веке по заказу управления судостроения СССР во Франции. «Наталья Ковшова» была первым из этих траулеров. Судно с кормовым тралением, осуществляющее лов рыбы при помощи донного и разноглубинного тралов, оснащенное установками для консервирования с производительностью 100000 консервных банок в сутки, механизмами для заморозки рыбы, выработки рыбной муки, рыбьего жира, спущено на воду 14 июня 1966 года. Во время строительства приказом министра рыбной промышленности СССР А. Ишакова 9 сентября 1964 траулеру присвоено имя Героя Советского Союза снайпера Натальи Ковшовой, геройски погибшей при защите Москвы в 1941 году.

26 июня 1966 года, ровно полвека назад, ПДКПЗ «Наталья Ковшова» вышел в свой первый экспериментальный рейс в юго-восточную Атлантику. В судовой роли этого рейса числилось 236 человек. Первым капитан-директором траулера был Герой Социалистического Труда Анатолий Ипполитович Русак. Около 40 лет промысловой жизни траулера остались одними из самых ярких страниц в истории отечественного рыболовства. 7 мая 2005 года судно было списано, 25 мая отправлено на утилизацию в Индию.

Судьбы сотен людей пересеклись с судьбой этого замечательного корабля. Капитаны, механики, тралмастера, радисты, рыбообработчики, повара — все они называют себя «ковшовцами», продолжают встречаться и берегут память об океанских дорогах. Дорогах своей юности.

Один из организаторов мероприятия, Евгений Викторович Носов, поделился с нами историей праздника, который так много для него значит:

— Изначально инициатором этого мероприятия были Вера Ивановна Сызонова и Елена Андреевна Косинова. С них всё и началось. Мы отмечали 40 лет, 45-летие и вот сегодня празднуем 50 лет с дня поднятия государственного флага Советского Союза на промысловом судне «Наталья Ковшова». Мы оповестили всех «ковшовцев», собрались и провели это мероприятие. Правда, перенесли нашу встречу с 14 июня на выходной день, так как наш юбилей совпадал с Днем города.

В этом году начали подготовку к празднику еще в апреле, но только 15 июня получили устное разрешение, что нам дают «добро» проводить встречу в бывшем Дворце культуры рыбаков. Были большие трудности в решении этого вопроса. Кроме меня организаторами стали Роза Перфилова, Валентина Иванова, Вячеслав Матчин — все те, кто работал на этом судне. И не один рейс, а годами. Я сам ходил на «Наталье Ковшовой» 27 лет.

Наш плавучий завод «Наталья Ковшова» — сложное морское техническое сооружение. Подобные судна уникальны, таких больше не было. Их было всего три в мире! И нам доводилось эксплуатировать их, наращивать производство консервов и другой продукции, в общем-то, из каждого рейса мы приходили с победой. Деньгами не обижали. Это были самые лучшие времена в нашей жизни, когда мы работали на этих судах и в этой организации. Все было прекрасно и хорошо. Мы радовались жизни.

Екатерина Алексеевна Подгурская работала начальником производственной лаборатории на ПДКПЗ «Наталья Ковшова». Она вспоминает:

— Я ходила химиком, микробиологом, а уж потом «выбилась» в начальники. Мы были молоды, было интересно, несмотря на сложную работу без выходных и без праздников, сменами по 12 часов в сутки. Конечно, тяжело было без семьи. Но люди шли на это, понимая, что такая уж эта работа, такая профессия. Многие на «Ковшовой» нашли свои половинки, вышли замуж и живут счастливо до сих пор. Ведь такие отношения — самые крепкие, только в море в различных сложных ситуациях проверяется любовь.

С трудными природными ситуациями, конечно, сталкивались. На Дальнем Востоке наша «Наталья Ковшова» однажды попала в сильнейший шторм, но благодаря мастерству опытных судоводителей и механиков все обошлось благополучно. Судно немножко пострадало, но потом все восстановили. Отмечу, что основной движущей силой производства на плавучем рыбоконсервном заводе были женщины. Им было вдвойне тяжелее, чем мужчинам: на берегу оставались дети… И все же суровая морская работа не отпускала…

К сожалению, не все из «ковшовцев» приходят на встречи, кто-то живет в другом городе, а кто-то уже ушел из жизни. Но всегда очень приятно вновь увидеть родные лица, вспомнить лучшие годы нашей жизни…

Татьяна Евгеньевна Тимофеева, директор Музея рыбаков им. Буряченко КИЦ:

— В этом году данное мероприятие впервые организовывается у нас. Мы хорошо подготовились, достав все, что у нас было подходящее для выставки. В нашем музее более тысячи индивидуальных папок на рыбаков, документарии на все суда, ходившие в «Атлантике».

Трудностей при подготовке не было. Это традиционная для нас работа: отбор материалов, аннотирование их, создание текстов. Мы хотели, чтобы все узнали, что такое ПДКПЗ «Наталья Ковшова», сколько завод сделал рейсов, сколько лет прослужил. Это судно было лидером рыбодобывающей отрасли. Но, к сожалению, корабли, как и люди, стареют. Поэтому все три промысловых консервных завода в настоящий момент прекратили свое существование. И это печально, потому что консервы, изготовленные в океане, на порядок выше качеством, чем те, которые готовят на консервных заводах из привезенного замороженного сырья. Ведь в океане от момента вылова рыбы до выхода консервной банки проходит не больше двух часов.

…На встречу пришли не все, кому звонили. Понять можно: в основном это уже пожилые люди. Впрочем, на подобные встречи иногда приходят представители молодого поколения «ковшовцев». Вот внучка первого капитана судна «Наталья Ковшова» Анатолия Ипполитовича Русака недавно привела сюда своего сына, чтобы он увидел в экспозиции фотографию прадеда. Это дорогого стоит, когда близкие люди заботятся о том, чтобы историческая памятная ниточка не прервалась.

У нас, на юге, сейчас не существует таких плавучих консервных заводов. Но они есть на Дальнем Востоке, там рыболовство развито хорошо. Все дело в том, какую политику проводили на Украине. Считалось, что для страны достаточно внутреннего рыболовства: черноморского, озерного и прудового. Поэтому корабли не обновлялись, приходили постепенно в негодность или продавались за долги, что тоже не секрет. И океаническое рыболовство в конце концов пришло в упадок. Надеемся, что возрождение не за горами, ведь мы теперь — в России…

На выставочных стендах в тот день можно было увидеть вырезки статей из советских газет, в которых рассказывалось о деятельности работников судна «Наталья Ковшова», помещались снимки почетных грамот. Ну и, конечно же, фотографии рабочих будней этого замечательного плавучего завода, на которых участники встречи с трепетом узнавали и рассматривали членов своей некогда большой дружной морской семьи.

После официального мероприятия «ковшовцы» собрались на банкет, где они вспоминали свою молодость, свою сложную, но такую любимую работу и говорили о своих коллегах, многих из которых уже, к великому сожалению, нет в живых…

Е. ШУПТА, студентка 3-го курса факультета журналистики филиала МГУ в Севастополе.

Другие статьи этого номера